Из истории строк не вычеркнуть




В день памяти Андрея Первозванного

Многие, неизвестные до сей поры, факты из истории этого, ныне главного храма нашего города, я сегодня вам расскажу, начиная с самого первого, покрытого пылью веков, документа.

«Господину Новороссийскому и Бессарабскому Генерал-губернатору!.. Алушта с некоторых времен значительно населилась христианами. Многие помещики и владельцы виноградников живут там постоянно; множество заведений привлекают большое число работников. Сверх того, весною и летом увеличивается число обитателей Алушты приезжими для морского купания. …»

Так начиналось письмо, которое было доставлено осенью 1836 года графу Михаилу Семеновичу Воронцову, генерал-губернатору Новороссии, который много трудился во благо, в том числе и Таврических (Крымских) земель.

«…Наконец сообщаем, что окольные селения, как-то Темерджи (Демерджи. – В. М.), Кучук-Узень (ныне Малореченское), Тувак (Рыбачье), Кучук-Ламбат (с. Малый Маяк, п. Утес) и прочие прибавляют массу христиан, отдаленных от мест, где находятся церкви. Посему-то некоторые из почетных жителей Алушты и окрестных мест просят меня ходатайствовать у Вашего Сиятельства о том, чтобы к построению предложенной там церкви приступлено было хотя бы в будущем году. Тайный советник Казначеев, 12 ноября 1836 года».

Есть версия о том, что данное письмо было показано М.С. Воронцовым Государю Императору в его приезд в Крым осенью 1837 года. И якобы Николай I одобрил богоугодное устремление местного населения по строительству храма.

К проектированию его был привлечен известный одесский архитектор Г.И. Торичелли, по проектам которого было до этого построено немало православных храмов – в том числе Свято-Михайловский в Городище у речки Вильшенки, притока Днепра, в самом центре Украины; а также храмы Иоанна Златоуста в Ялте и в Мошнах, где располагалось имение дочери М.С. Воронцова.

Поскольку в ту пору очень моден был в архитектуре и в искусстве романтизм, то и Алуштинский храм решено было построить несколько необычным для российской православной Церкви. А именно – в стиле английских сельских храмов.

Подрядчиком выступил керченский купец первой гильдии Карл Томазини, ранее имевший большие подряды по постройке зданий и церквей в губерниях Новороссийского края. Непосредственно строительством, которое продолжалось пять лет, руководил архитектор Южного берега Яков Колодин, участие принимали архитекторы Эшлиман и С. Даво.

По ходу возведения храма ими вносились некоторые изменения в существующий проект Торичелли. Как сообщают архивные данные, снаружи церковь покрыли масляным составом. И был дивный иконостас, выполненный из липы мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Были заказаны большие иконы. Внутри храм был оштукатурен и расписан.

И вот 30 ноября 1842 года Алуштинский храм после пятилетнего строительства был освящен, в день памяти апостола Андрея Первозваного, возглавляющего ряд Русских и Крымских святых. Произошло это, как рассказывает преподаватель Закона Божьего Ирина Кенгурова, «по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила, протоиереем Ялтинской церкви отцом Александром Сорокиным совместно с благочинным отцом Андреем Накропиным».

Первым священником в ней был отец Михаил Родионов, что говорит об особом покровительстве Архангела Михаила нашей церкви.

 

Из истории строк не вычеркнуть

В судьбе Алуштинского храма в свое время принимал самое деятельное участие не только Новороссийский генерал-губернатор граф Михаил Семенович Воронцов, но и известный в России промышленник и купец, меценат Николай Дмитриевич Стахеев, имевший в Алуште большую дачу (ныне это Центр детского творчества).

На средства последнего были возведены дома для священно- и церковнослужителей, церковно-приходская школа, заново был отделан в 1896 году каменный одноэтажный дом для квартиры дьякона и псаломщика. Стахеев пожертвовал церкви двухэтажный дом и многое другое. В ту пору у храма (а точнее - храмового комплекса) было все необходимое для надлежащего проведения церковных служб, приема паломников и христианского воспитания молодых людей.

В истории Алуштинской церкви было много славных и много страшных событий. В ней, как в капле воды, отражается история государства нашего, страницы которой уже не уничтожить, слова не вычеркнуть. Свое дело сделали грозные бури гражданской и Великой Отечественной войн, а затем и период насаждаемого безбожия…

В кровавые двадцатые годы минувшего столетия начались массовые расстрелы, грабежи, насилие. Об этом подробно и верно рассказано в книге «Солнце мертвых», написанной великим русским писателем, жившем в те годы в Алуште Иваном Сергеевичем Шмелевым. Единственный и горячо любимый сын писателя, российский офицер Сергей Шмелев был расстрелян большевиками в Феодосии. А в церковном подвале Алуштинского храма в те годы сделали камеру пыток.

Гонения на Церковь начались сразу же. И продолжалось это многие десятилетия.

О послевоенных годах, после освобождения Крыма в 1944-ом, дам слово коренному алуштинцу, моему коллеге, фотокорреспонденту Геннадию Иванченко:

– Я родился в Алуште в 1947-ом. И раннее детство мое прошло во дворе церкви, рядом с которой было наше первое жилье, полученное после возвращения отца с войны. Церковь в те годы еще была действующей. Правда, колокольни уже не было. Во дворе при входе росло огромное дерево, на ветвях которого, расходившихся в разные стороны над землей, висели колокола. Когда они звонили, казалось, гудела вся земля. И был такой малиновый гул со звоном! Удивительнейшая вещь. Прекрасно помню старого батюшку. Полный такой был человек, в черной рясе. Когда он поутру выходил из церкви, мы, малышня, как маленькие кильки, собирались вокруг него, и он говорил: «Дети мои, идите в храм!». Крестом нас осенял и из кармана своего каждому доставал по конфетке. Это было просто счастьем для нас…

 

Когда становится храм святыней…

В 1964 году единственный Алуштинский храм во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата сам стал великомучеником. Его закрыли, а вслед за этим и разрушили.

Разбили колокольню и купол церкви, замазали роспись внутри храма. И оскверненный храм превратили в танцевальную площадку – здесь расположился «Клуб строителей». Пиво, вино, танцы, вокально-инструментальный ансамбль в алтаре… Такова, увы, была обычная судьба русских храмов в ту пору.

Но интересные сведения сообщали старожилы: на восточной, алтарной стене храма однажды обнаружили огромную живописную икону великомученика Феодора Стратилата. Ее закрашивали и так, и эдак. А она проступала и продолжала светиться. Тогда решили замазать ее цементом. И сделали это. Но, слава Богу, все изменилось, потом святой облик вернули!

«Крым словно создан, чтобы быть русским Афоном, имеющим огромное значение для духовного возрождения православия», – так в свое время писал архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий.

Наша Алушта – один из тех городов, который имеет непосредственное отношение к «русскому Афону». Вот что рассказала мне много лет назад Анна Ивановна Коробченко (вдова героя Великой Отечественной войны, севастопольского моряка, а затем иерея, отца Сергия), впоследствии монахиня Анна:

– Однажды, в день памяти Всех Крымских Святых, после крестного хода, ко мне подошел человек, не назвавший своего имени. Он рассказал, что, когда к «Клубу строителей» (бывшему храму) достраивали «стекляшку», то пришлось разбирать и разрывать полы, так как они были выше нужного уровня. И под слоем земли нашли множество гробов с останками. А среди них – один с нетленными мощами. Сохранилось не только тело, но и облачение. Поняв, какая святыня перед ними, рабочие отрезали от облачения по кусочку. Тут же явился некто из соответствующей «конторы» и мощи увезли. Дальнейшая их судьба неизвестна…

 

* * *

Церковь в Алуште стала называться во имя Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата к 1000-летию крещения Руси. В светлый день введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1989 года состоялась первая литургия в восстановленном Алуштинском храме.

Наш храм посвящен одному из самых почитаемых в Крыму святых римскому военачальнику (стратилату) Феодору, обратившему в христианство многих жителей Гераклеи.

Феодор был убит по приказу императора Лициния за то, что разбил золотые статуи языческих богов и обломки их раздал нищим. Великомученик Феодор Стратилат был особо почитаем на территории княжества. В свое время

отцу Михаилу Халюто очень многое пришлось сделать, чтобы Алушлтинский храм восстановить. И первое, чем озаботился он тогда, была воскресная школа. По его благословению она начала работать, когда храм еще не был обустроен и даже не было помещений для занятий. Преподавала Закон Божий в воскресной школе Ирина Кенгурова.

Пусть и ныне у наших детей и внуков будет гореть в душе искра Божия, пусть посещают они наш замечательный храм. И родители наших ребятишек пусть не забывают об этом.

Виктор МЕХОНЦЕВ

Фото Натальи РОЗУМНОЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: