Отследите признаки провокационного поведения у ребенка




Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога

Александра Фокина
доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. п. н.

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог. Четкий алгоритм действий поможет вашим воспитателям не сорваться и выстроить общение с ребенком-провокатором. Также в статье – памятка "Альтернативные варианты поведения в ситуации детских провокаций".

 


Справиться с детскими провокациями часто не могут даже родители, которые хорошо знают своего ребенка. Воспитатели сталкиваются с этой проблемой практически каждый день, поэтому должны знать, как общаться с ребенком-провокатором, и давать рекомендации родителям. Одинаковые и согласованные реакции взрослых на провокационное поведение дошкольника в детском саду и дома помогут решить эту проблему.

  Что нужно знать воспитателю о детских провокациях  
     
  Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения. Провокатор первым конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию. Ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым. Поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте. Частая причина провокации – это защита. Неуверенный в себе ребенок начинает вести себя агрессивно там, где чувствует себя неуютно. Эффективное средство скорректировать провокационное поведение ребенка – разобраться в функциях и выгоде, которую преследует ребенок, и научиться не реагировать на провокации импульсивно.  

 

Отследите признаки провокационного поведения у ребенка

Чтобы выявить провокационное поведение у ребенка и не спутать его с другими поведенческими проявлениями, педагоги-психологи проводят консультативную беседу с воспитателем и наблюдают за воспитанником во время игр с детьми, на занятиях и прогулке. Однако педагог-психолог не всегда может уделить время и оперативно помочь, поэтому воспитателю важно уметь определять, провокационное у ребенка поведение или нет. Для этого есть несколько критериев или признаков. Если эти признаки воспитатель наблюдает в поведении ребенка изо дня в день и в определенных ситуациях – перед нами ребенок-провокатор.

Ребенок совершает действия в социуме. Во время завтрака он раскидывает тарелки в разные стороны, переворачивает цветочные горшки. Активизируется при появлении взрослого и других детей.

Поведение ребенка активное, целенаправленное и произвольное. Ребенок бросает варежки в лицо сверстнику. Во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.

Действия ребенка имеют оттенок неспонтанности, неестественности. Он подавляет или утрирует естественную реакцию. Например, слишком громко смеется, подчеркнуто скучает. Может создавать специальные условия и обстоятельства: разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у других детей из рук игрушки.

Поведение ребенка-провокатора отличается по интенсивности и содержанию от типичного, нормативного, привычного поведения. Ребенок делает вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу. Часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, долбит лопаткой по качелям и не обращает внимания на замечания и уговоры взрослого, выбрасывает игрушки в урну.

Ребенок специально подводит взрослого или другого ребенка к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.

Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (то есть «исчезает симптом»). Не нужно путать это с ситуацией, когда во время консультирования провокацию у ребенка вызывают значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: