ВОПРОСЫК ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Зарождение философии: где Древняя Индия, Китай, Греция.
2. Веды как источник древнеиндийской философии. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Ригведа – самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед.
3. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман
4. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии: признают авторитет вед
5. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии: не признают авторитет вед
6. Астика в философии Древней Индии. школа: вайшейшика, миманса, ньяя, санкхья, веданта и йога
7. Настика в философии Древней Индии: школа: джайнизма, буддизма и локоята- чарвака
8. Понятие сансары в древнеиндийской философии: учение о вечности и неуничтожимости души
9. Понятие кармы: учение о предопределенности души
10. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах: вода воздух земля вода; гедонизм в трактовке смысла жизни- удовольствие главное добродетель и благо в жизни
11. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение. Зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Древняя дхармическая религия. Основатель Вардхамана или Джина Махавира.
12. Философия буддизма. 4 благородные истины буддизма. Страдание есть суть человеческой жизни по буддизму. «Средний путь» - главная идея буддизма. 1)страдание есть всегда, 2) страдание это путь по жизни, 3) страдания можно прекратить, 4) есть путь прекращения страданий. Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней чтобы достичь состояния нирваны, человек не должен истязать себя строгим аскетизмом. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться роскошью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам
|
13. Хинаяна и махаяна – два направления буддизма (южное и северное)Малая колесница. Идеальной личностью Хинаяны является архат. Это слово означает «достойный». По учению Хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, только наделенным великими добродетелями и святостью. Хинаяна является сугубо монашеской формой буддизма. По хинаяна главное просветления., а по махаяна очищение и совершенствование и нирвана.
14. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.
15. Философия конфуцианства. «Лунь юй». = суждения и беседы. Составлена учениками Конфуция. 5 в. до н.э. воспитание человека на основе почитания, любви и веры в древность
16. Управление на традициях, ритуале и добродетели – основной принцип учения Конфуция (Кун фуцзы).
17. Основные понятия конфуцианства: жэнь- человеколюбие, «шу»,- взаимность, «ли» почтительность, приличие., «чжунюн»верность правителю, «сяо»почитание и уважение старших.
18. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция. справедливый, почтительный, достойный, великий, гуманный, обладает качествами жэнь, ли, шу, чжунюн, сяо.
19. Главная идея даосизма. 7-6 век до н.э. каждое явление или объект образованы противоположностями Лао-цзы – основоположник даосизма. "Дао дэ цзин" Понятия «дао» духовный путь человека, «у-вэй». Пассивность или недеяние.
|
20. Моизм и принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды». основал Мо-Ди.5 век до н.э. Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия и помогать всем.
21. Легизм – философия сильной государственной власти. Гуань Чжун 4-3 век
22. Характерные черты античной философии: космоцентризм, мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Жизнь из космоса. онтологизм достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее, стихийная диалектика. Геаклит 5-4 век до н.э. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.
23. Представление о сущности человека характерное для античной философии. философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 - cite_note-2. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
24. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник в 6 веке, анаксимандр и анаксимен
25. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса вода породила, Анаксимандра айперон, бесконечное вещество, Анаксимена все породил воздух из космоса.
|
26. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. все течет все изменяется. Принцип «пантареи» («все течет»).
27. Проблема первоначала по Гераклиту. Все породил космический огонь, развитие приносит развитие.
28. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число» пифагор и филофан, пифагорейская школа. Идеалистическая, первопричина число. Космос надлунный мир, мир порядка и чисел. Все есть числовое выражение.
29. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. учение о бытии, рационализм в учении о познании.
30. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет». бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
31. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством. Он отвергал антропоморфизм по отношению к богам, считая, что люди создают богов по своему образу и подобию «Каков человек – таков его Бог».
32. Апории Зенона. 40. Затруднения «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия»
33. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители. Левкипп и Демокрит, атомистическая концепция.
34. «Архэ» у Анаксагора первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".
35. «Архэ» у Эмпедокла концепция о четырех стихиях (вода, земля, воздух и огонь), которые образуют "корни всех вещей". Любовь и вражда.
36. Школа софистов -от физиса и космоса к проблеме человека. проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной)
37. Агностицизм софистов непозноваемость. «У каждого человека своя истина». У каждого свои знания. они отрицали наличие объективной истины и утверждали, что существует множество субъективных истин.
38. Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей». 5 век. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека
39. Этический рационализм Сократа. «Добродетель есть знание» доброе обязательно и поступает по-доброму. «Познай самого себя». призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие
40. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».
41. «Майевтика» - философский метод Сократа, его суть. В диалоге путем сомнения, трулно как ребенок, рождается истина
Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними, и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.
42. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы. Труды- трактат о государстве, диалог закона.
43. Академия Платона религиозно философский союз, 388 г до н.э. Афинские сады, в честь героя академа. философия, математика, астрономия, естествознание и другие.
44. Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики).«Логика есть орудие научного познания». Труды- о душе, метафизика, органом. Мир возник из материи и формы. Форма всех форм- бог. Дуолист. Науки: теоритические практические творческие. Бог мысль разум мыслит сама по себе.
45. Название философской школы Аристотеля. лицей
46. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».
47. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников, ее представители Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
48. Философские идеи эпикуреизма: поиск пути без страдания. атомизм(все из атомов), этика (поиск чистого знания), гедонизм (наслаждение есть благо). Представители. Школа Эпикура - «Сад».
49. Философия стоицизма обоснование «мудрости» как этического идеала, ее представители (Зенон, Китинон,Аврелий.). Идеал человека в понимании стоиков. Понятия «апатия» и «автаркия». Этич. идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия ( апатия ), «довлеющий себе» ( автаркия ), т. е. не зависящий от внеш. обстоятельств.
50. Воздержание от суждений («эпохе») истинно ничего не существует - основная идея философии скептицизма. воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу
51. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм причина всего бог, он центр мироздания, креационизм все сотворил бог, провиденциализм все предопределено, догматизм слепо верить почитать
52. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».
53. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии. Сотворены из ничего Человек есть образ и подобие Бога.
54. Суть догматизма –как метода средневековой теологической философии. учение вечное и неизменное. Постоянство.
55. Проблема соотношения веры и разума по А. Августину – «Верую, чтобы понимать»
56. Проблема соотношения веры и разума по П. Абеляру – «Понимаю, чтобы верить»
57. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану. «Верую, ибо нелепо».
58. Патристика (учение христианских «отцов церкви») и схоластика («школьная философия») - 2 основных этапа и формы христианской философии, их сущность и основная проблематика
59. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идея христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем». Высшее в мире- бог.все в мире предопрежелено. эсхатология учение о конце света. Есть мир божий и есть мир земной.
60. Проблема универсалий (природы общих понятий) в схоластической средневековой философии. Номинализм и реализм в споре об универсалиях. Концептуализм. Номинализм Расцелин, Оккам, все понятия у нас в разуме.Реализм Иоанн скот, Аквинский,на основе учений аристотеля. Общее едино с единым, 3 формы до вещей в божьем разуме, в вещах сущность их и форма, и после вещей в человеч. Разуме памяти.
61. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога. Против двойственной истины. представитель умеренного реализма. бог причина всего.
62. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья. Учение о едином боге.
63. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.
64. Аль-Кинди – родоначальник философ арабов и восточного аристотелизма.О 5и сущностях, о первой философии трактат о кол-ве книг Аристотеля.. Бог основа всего, 4 вида разума- активный пассивный приобретенный и демонстративный.. 3 ступени познания лог-мат, еств-науч, метафизич.
65. Основные направления арабо-мусульманской философии – калам учение где рассматривается догматы исламской фил-ии, фальсафа не слега религии, учение озвращались к античным, суфизм мистически аскетическое направление..
66. Аль-Кинди родоначальник, аль-Фараби теория эмонации о невсемогуществе бога, классифицировал науки теоретич (логика, Фил-я, ест. Науки) и практич (этика, политика) Жемчужина премудрости, взгляды жителей благотетельногг города., ибн-Сина книга исцеления, канон медицины, книга знания. Метафизика- венец науки. Все из материи и она вечна. Все по законам природы., ибн-Рушд опровержение опровержения, проблема двойственной истины. Наука и фил-ия должны быть самостоятельные.– представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.
67. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». земные дела. описание потребностей человека, которые приводят к объединению людей; Правители добродетельного города по аль-Фараби. мудрец- правитель.
68. Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма. обозначение рационального способа постижения мира
69. Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине». Соотношение разума и веры в трактовке Ибн Рушда. Есть истина философии и есть истина религии, учение о взаимной независимости истин философии и богословия
70. Философия суфизма. Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме. Аскетически мифическое направление. Непосредственное общение человека и бога. Путь очищения души от скверных качеств. 11-12 в
71. Аль-Газали – представитель суфизма в арабомусульманской философии средневековья. терпение, любовь, бедность, аскетизм. Непосредственное общение с аллахом. 3 уровня бытия. Бог, человек, материя. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов» показывает вредное для веры влияние аристотелевских воззрений на науку и философию.
72. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм(преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами), антропоцентризм (человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.), гуманизм (человек это личность, постоянно совершенствуется =богу), поиск индивидуальности.
73. «Человек – творец, художник»; преобладание эстетического начала человека над нравственным - понимание характерное для философии Ренессанса.
74. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Величие и могущество человека – сущность гуманизма Ренессанса
75. Основные представители итальянского гуманизма. Алигьери, данте, Энгельс, Петрарка, вала, Жан Бодет, Леонардо да Винче
76. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».главное внутренний мир человека, его страсти и борения. Гармония духовного и телесного. «моя тайна, об уедененном мире»
77. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».естественно все то что служит благу, счастья и наслаждению человека.
78. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители, пантеизм. философия природы целостная природа., телезио кузанский, леонардо да винче, бруно. Пантеизм филос религ чение. Бог и мир бог и природа =
79. Философские идеи Н. Кузанского – пантеизм, «ученое незнание». центр мира не земоля а бог, человек высшее творение бога. Соотношение единого и многого.
80. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника. Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
81. Социально-политическая философия Н. Макиавелли политика свободна от философии. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли. «государь»
82. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия». идеальное государство, нет денег, собственности, се равны, работа добровольная, все миролюбивы.
83. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца». идеальная страна,коммунизм, все общее, нет зависти, только любовь, работа 4 часа.
84. Философия Реформации. Мартин Лютер – основатель немецкого реформационного движения. Чистая вера как «божий дар» в спасении человека.
85. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени. тип мировоззрения, ориентирующийся на науку как основу конструирования мировоззренческой системы.
86. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание –сила». Новая логика и индукция, эмперическая методология.
87. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону. объект познания- природа, задача-получение чистого знания, цель-господство над природой, метод-решение поставленных задач.
88. Учение об «идолах» - заблуждениях, ошибках, препятствующих познанию. рода, пещеры, рынка и театра.
89. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую». Разум в основе всего.
90. Суть «картезианского сомнения». поиск достоверности.
Метод познания по Р. Декарту –рационалистическая дедукция, его суть. в познании
следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин и разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции