вывести все необходимые следствия




91. Дуализм Декарта в учении о субстанции всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя.:протяженная (материальная) и мыслящая (духовная). Глав. признак духовной субстанции ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение

92. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан» государство чудовище.. «Война всех против всех». Люди= в желании господствовать, отсюда вражда т борьба всех против всех.

93. Сенсуализм Д. Локка. Идея «tabularasa» («чистая доска»). «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».

94. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) множественность субстанций монад. Но она неделима.4 качества- стремление, влечение, восприятие представление

95. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы. Субстанция единая, вечняа и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. не нуждается ни в чем,для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного, что называется пантеизмом.

96. Идея «сausasui» («причина в самой себе») Спинозы. см выше.

97. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

98. Механистический материализм как историческая форма материализма XVIIIв. пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы к механическим. Представители Роббс, Декарт, Спиноза

99. Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв. Бог однажды создал мир, придал ему определенные законы и больше после этого не вмешивается в мир – он устраняется.Мотесье,Руссо,Вольтер, кондильяк.

100. Натурфилософия Д. Дидро – выдающегося философа-материалиста XVIIIв., автор идеи создания «Энциклопедии». Мысли к объяснению природы, истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

101. Философия Вольтера – одного из основоположников французского Просвещения, автора философского словаря. Критика религии («раздавите гадину»). Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма

102. Философия Ж.Ж. Руссо. «Воспитание всемогуще». назад, к природе, воспитание согласно природе человека.

103. Географический детерминизм Монтескье все зависит от географического расположения. Характер и тип правления.

104. Философия Ламетри. «Человек – машина». человек животное, все механически. Человек часть природы. Сложный механизм.

105. Немецкая классическая философия – идеалистическое Кант, Шеллинг, Гегель,фихте и материалистическое Фейербах направление, их представители.17-18 век. Проблемы гносеологии, разработка фил.идей, проблема отношения субъекта к объекту,диалектич метод познания.

106. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе» непознаваемая вещь, показывает только 1 сторону. «ноумен» в противоположность феномену постигаемую только умом сущность., «феномен» предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания, «априоризм» человек, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Чистое знание до опыта.

107. Агностицизм отрицание познания и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование

108. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

109. Этический закон И. Канта – «категорический императив» Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям.. «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

110. «Я» - концепция Фихте. утверждает себя как таковое в процессе самопознания. Я естественный мир. бывает субъективное и абсолютное.

111. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии, объективный идеализм. Абсолютная идея единственно существующая подлинная реальность; первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

112. «Все действительное разумно, а все разумное действительно». 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).

113. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис: исходный момент в процессе диалектич. развития – антитезис: положение, суждение, противопоставляемое тезису; – синтез: объединяющий по-новому черты предыдущих ступеней.

114. Гегель о предмете философии: «Философия есть эпоха схваченная мыслью».

115. Антропологический материализм Л. Фейербаха за исходный пункт своего учения принимает живого человека – «философия будущего» - учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.

116. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви».«Человек человеку – Бог. "Бог есть любовь", а любящий человек причастен к Богу и, значит, к бессмертию. Любовь человека различна – к деньгам, вещам, отдельным существам, к человеку вообще, к добру, Богу, истине. "бог" – это лишь объективированное и отчужденное человеческое "Я".

117. Философия марксизма. К.Маркс, Ф.Энгельс Диалектический (отношение сознания к объективному материальному миру, наиболее общие законы движения и развития природы, общества и сознания.) и исторический (Фундаментальная основа общества — материальное производство.) материализм, бытие определяет сознание, материя находится в постоянном движении и развитии, Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству надежду, материя вечна и бесконечна

118. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

119. Теоретическиеисточникимарксизма. «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «капитал» «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

120. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производстваматериальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

121. Социально-экономические факторы, материальное производство и классовая борьба как детерминанты общественного развития в трактовке марксистской философии.

122. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

123. Позитивизм и его три исторические формы. О. Конт – основоположник позитивной философии. Позитивизм19-20в. Истинная сторона знаний путем эмпирических исследований. Спенсер и михайловский.неопозитивизм логический и семантический Мах, Авинариус, Рихерд Принцип карнаба-верификация-проверяемость. Нет субъекта без объекта и нет объекта без субъекта. Постпозитивизм Поппер, Т.Кун, Имре Лакатос, Фейеррабент. Фаллиберизм возможность допущения ошибок, фальсификация- попытка опровержения.

124. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть. СМ

125. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.Принципы фальсификации и фальцифицируемости – основные принципы постпозитивизма.

126. Философия науки Т. Куна и понятие «парадигма». некоторый содержательный центр, вокруг которого объединяется некоторое научное сообщество, с греч.-образец. "нормальная наука" — это "исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений — достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности".

127. Сущность иррациональной философии (иррационализма). Основатели иррационализма, критики принципа рационализма – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Кьеркегор. На первом месте стоят чувства эмоции, переживания, интеллект на 2 плане.

128. Волюнтаризм (концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле.)и пессимизм(негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к миру) А. Шопенгауэра.

129. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества. это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания), интуиции, веры, любви.

130. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти»(Ницше считает волю к власти "воплощенной волей к жизни", определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. Согласно Ницше, именно воля к власти лежит в основе всего существующего, является "самой внутренней сущностью бытия".), идея «Сверхчеловека» (это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.), нигилизм – «Бог умер»(философия, отрицающая ценность земной жизни как единственной реальности, смысл которой люди должны реализовывать непосредственно в этой самой жизни.), религия исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни)« и рабская мораль.(мораль стада. Понимаемая как братство людей, она прежде всего направлена на поддержание слабых, неудачников.) ( Аполлоновское(связывал с пластическими искусствами и поэзией и усматривал его суть в упорядоченности, гармоничности, миметичности, иллюзорности, восходящим к особого рода сновидениям, в которых, людям являлись образы богов, а художникам и поэтам являются прообразы их творений.) и дионисийское(стихийное иррациональное природное начало, которое вызывает в человеке состояние животного ужаса и блаженного восторга одновременно, близкое к состояниям алкогольного опьянения или наркотической эйфории.)» начало бытия и культуры.

131. Понимание бытия в философских концепциях XX в. это философская категория, которая обозначает всю существующую реальность (общество, природу, человека и его духовный мир).

132. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма. Основано на уникальности иррационального бытия человека

133. Экзистенциализм К. Ясперса "Всё" наличного бытия - это миф, наша "изначальность" - это экзистенция, "одно" - это трансценденция "Разум и экзистенция", "Философия и экзистенция",, и понятие «пограничная ситуация» ситуация столкновения с небытием, с которой человек принципиально не может справиться; прежде всего, смерть..

134. Представители французской школы экзистенциализма Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель

135. Экзистенциальные идеи А. Камю. идеи гуманизма. Категория «абсурда» противостояние, конфликт, или «развод» между двумя идеалами. и «бунта » выход из абсурда, с помощью бунта, который начатый в одиночестве приводит к установлению между людьми солидарности и восстановлению свободного диалога. в философии А. Камю

136. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. (Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.)З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация, сексуальное желание или половой инстинкт, защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

137. Понятие «архетип» универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. в «аналитической психологии» суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности К.Г. Юнга

138. «Индивидуальная психология» А. Адлера. человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Понятие «комплекса неполноценности» совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.

139. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа "Христианская догма"

140. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

141. Зарождение русской философии. 11 век. Киевский митрополит Илларион – первый русский философ – «Слово о законе и благодати».

142. Основополагающие идеи русской философской мысли: идеи богочеловечества иисус христос, постоянно самосовшенствоваться, всеединства-сплоченность, единство. Все едино в боге, свободы человеческой личности, русская идея –братство народа. Миссия.

143. Филофей и идея преемственности христианства «Москва – третий Рим» русский писатель и публицист первой пол.XVI в., монах Русь объявлялась последним и вечным царством православного мира, наследницей величия древних прославленных государств (Римской и Византийской империй).

144. Мировоззрение Ф.М. Достоевского как основа западного экзистенциализма и персонализма. гуманист, русский народ несет миссию, вера божья во всех людях, русское решение это отказ об борьбы. Религия разрешает проблемы Два пути развития человека – «путь человекобожества» Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Губительно для человека и «путь богочеловека» путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Верный и достойный

145. Философия ненасилия и всеобщей любви Л.Н. Толстого истинная религия та что основана на нравственно жизни, нет насилию, ко всем с любовью добротой.

146. Полемика славянофильства («философии тотальности») соловьев, братья трубецких,флоренски,бердяев, лосски. Свой путь развития. и западничества («философии индивидуальности») чаадаев, тургенев, герцен, каверин, белинский, подражение западной философии. о будущих путях развития России

147. Философия положительного всеединства В.С. Соловьева 3 аспекта, гносеологический эмпирический наука, рациональный философия и мистический религия. Единство творца и творения. Все едино в боге.

148. Идеи экзистенциализма в творчестве Н. Бердяева свобода, творчество, должен человек существовать по вере и истине, это путь спасения, жизнь для очищения.

149. М.В. Ломоносов и начало материалистической традиции в русской философии Главное внимание он уделял вопросам исследования природы и движения. Вел борьбу против идеализма. Критиковал идеалистическое учение Платона. Считал, что религия сдерживает развитие науки. Великой заслугой М.В.Ломоносова было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступил против мистицизма и идеализма. Наука должна опираться на факты, наблюдения и опыты, а не на трактат Священного писания.

150. Сущность русского космизма течение в отечественной религиозно-философской мысли, характеризующееся осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства. Флоренский, соловьевН. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. К. Горский, Н. Г. Холодный.

151. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов. Тенгри – верхний мир, тенгрианство. верховное божество неба политеистическогопантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8 - cite_note-1. Другое его название — «Вечное небо».

152. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства и философия политики и права Ч. Валиханова 1835–65 Считая материальный мир первичным, бесконечным и вечным нужно познавать. Происхождение религии В. объяснял беспомощностью "младенствующего человека" в познании явлений природы, онечной целью историч. прогресса является "улучшение материального благосостояния"

153. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания» 19в. Не щадил ни богатых ни бедных,антропологический наукоцентризм. Человек актив сила,творящая добро и зло. 40 в которых говорил как надо жить.

154. Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип– «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

155. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека. призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. основал в Степи ряд школ для казахских детей. 1841, самостоятельно изучал произведение классиков мировой литературы

156. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть деист= бог начало остальное природа. признавал всесилие науки. без веры в бога и бессмертие души люди становятся злыми и аморальными. Принцип ненасилия. 3 истины: вера в Бога, бесконечное развитие науки, совесть изначальная потребность души.

157. Проблема сохранения этнической самобытности в эпоху «Зар-заман» («эпоха скорби») Кризис традиционной культуры казахов– Шортанбай, Дулат, Мурат назвали.

158. Этимология термина «философия» фило софия- любовь в мудрости.

159. Определение философии как науки дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая - философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительност. Аксиологическая заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей, Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

160. Понятие мировоззрения совокупность взглядов на мир в целом, на место отдельных явлений и на свое собственное место в нем.

Исторические типы мировоззрения. Мифологический,религиозный,философский. Истоки философии. 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. Что их объединяет? Отличие философии от мифологии и религии Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории

161. Понятие религии особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации

162. Понятие атеизма отрицание веры в существование богов

163. Понятие теоцентризма учение, по которому причиной мира природы и всего сущего является Бог. Он центр мироздания.

164. Понятие деизма учение, признающее существование Бога.

165. Понятие пантеизма учение, единство Бога и природы.

166. Понятие монотеизма вера в одного Бога. и политеизма религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

167. Понятие антропоморфизма наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

168. Основные разделы философии. Онтология всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания; аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой; праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека; антропология – философское учение о человеке; социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

169. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии и небытие

170. Две линии в понимании бытия в философии – «линия Парменида» устойчивость и неизменность бытия и «линия Гераклита» текучесть вещей, изменность

171. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая отношение мышления к бытию.

172. Материализм и идеализм как философские направления.

173. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития наивный (Левкипп, Демокрит, Эпикур Лукреций Кар) метафизический(Гольбах, маркс, Энгельс) диалектический (Фалес, демокрит, Анаксимен,Анаксиманрд)

174. Две главные разновидности идеализма: объективный(существование независящей от воли и разума субъекта реальности ПИФАГОР,ПЛАТОН) и субъективный (существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Беркли, Фихте, Юм, Ясперс, Нитще,Хайддагер, Шпенглер,), их суть

175. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения одно, двойственность, множество

176. Этимология термина «материя».(Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.) Философское определение материи. Ленинское определение материи.(философская категория, представляется в объективной реальности, возникает в нашем сознании, фотографируется, моделируется, отображается в наших ощущениях, но не зависит от нашего сознания)

177. Понятие атрибута материи. Атрибут – всеобъемлющее свойство субстанции материи. Движение объективный способ существования материи, изменение, Время- условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел. Пространство- то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.

178. Движение, пространство, время как атрибуты и формы бытия материи

179. «Время» как философская категория

180. И. Пригожин и учение о самоорганизации материи – синергетика- междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем

181. Диалектика, ее изначальная форма искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления

182. Диалектика как философская теория и метод это философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений. Закон единство и борьбы противоположностей. от количественного к качественному, отрицания отрицания,

183. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика (раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.), эклектика(смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов), догматизм(Учение вечное неизменное), софистика(Учение о красноречии и мудрости)

184. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

185. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

186. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

187. Натурфилософия как философия природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания, Сенеки, Аквинский, аврелий

188. Гносеология как философское учение исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию;

189. Что такое объект познания? Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

190. Что такое предмет познания? вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, к-рые в данных исторических условиях подлежат познанию.

191. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира, познаваемость(Сократ, Платон) и непознаваемость(Беркли, Юм, Кант)

192. Рационализм как гносеологическая концепция, разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.

193. Эмпиризм как гносеологическая концепция в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения

194. Сенсуализм как гносеологическая концепция направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

195. Интуитивизм как гносеологическая концепция в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. 19-20 в

196. Основные формы познания: чувственное(это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.) и рациональное(основано на понятии, суждении и умозаключении.)

197. Формы чувственного познания, ощущение, восприятие и представление

198. Формы рационального познания понятие, суждение, умозаключение.

199. Уровни научного познания: эмпирический (преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.) и теоретический (характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.)

200. Методы эмпирического исследования: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация

201. Методы теоретического исследования Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде, Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы, Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. Системный подход - рассмотрение объектов как систем. Ему характрны: исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

202. Универсальные методы (применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях) анализ и синтез, аналогия и моделирование

203. Проблема истины в теории познания заблуждение, знание не соответствует предмету

204. Понятие практики- активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение настоящей реальности

205. Индукция как метод исследования от частного к общему

206. Дедукция как метод исследования от общего к частному

207. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии- раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

208. Определение понятия «общество» это обособившаяся от природы,но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда

209. Общественное бытие (материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения в к-рые люди вступают в процессе этого производства) и общественное сознание. (взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания.)

210. Формы общественного сознания искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология

211. Два подхода в типологизации этапов общественного развития: формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) тип общества, основанный на определенном способе производства и цивилизационный исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.

212. Цивилизационная концепция А. Тойнби цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры». Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пробует изучить историю своей страны». Конкретно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации. Для Тойнби цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая либо глобальная цивилизация.

213. Понятие социальной структуры общества это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

214. Теоретические модели исторического процесса. Циклическая модель исторического процесса – ее суть круговорот цикличность неизменность. Движение в расках докальных структур Сорокин, данилевский, Шпенглер,Аристотель, Платон

215. Линейная модель исторического процесса –ее суть движение вперед назад, прогресс регресс движение к чему либо совершенному. Руссо, Гегель, Маркс, Хантингтон, Форестер, Спенсер, Конт

216. Спиральная модель исторического процесса –ее суть движение по спирали, развивается по новому пути, эволюция, волна изменений, Гегель

217. Формационная модель исторического процесса –ее суть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: