Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.
В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент - интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны.
Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.
Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы. Мотивы создания семьи многообразны, например: любовь[[5]]; психологические причины; желание иметь детей[6]; экономические причины; сложившиеся обстоятельства. Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один-два ведущих.
|
В изучении мотивации семейной жизни принято различать мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной жизни (Е.П. Ильин). З.И. Файнбург сводит мотивацию брака к трем причинам: биологической, социально – культурной и экономической. По данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой наиболее часто указываются стремление к половой близости, желание проявлять заботу (у мужчин), желание быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым.
Мотивация на создание семьи сильнее выражена у женщин. Указывается и на то, что мотивация создания семьи зависит и от возраста и социального положения. Большинство молодых людей обоих полов указывают любовь как ведущий мотив создания семьи.
Среди мотивов брачно-семейных отношений, к социальным мотивам следует отнести:: заключение брака в целях соответствовать социальным нормам (например, возраст или желание иметь определённый статус); предоставление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.
|
К психологическим мотивам: потребность в заботе и любви; получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность руководить кем-то; желание иметь стабильного партнера для секса; боязнь одиночества. Заметим, что мотивы многих браков чисто психологического свойства. Например, реализовать свою потребность руководить кем-то, самоутвердиться в роли руководителя. Этот мотив более характерен для мужчин. Для такого мужчины женщина, беспрекословно ему подчиняющаяся, становится ему просто необходима. Но если после Загса от роли послушницы жена отойдет - муж почувствует себя бессовестно обманутым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ранее кем-то отвергнутые или обманутые могут создать семью назло обманщику (обманщице) - фактически также для самоутверждения или по принципу клин клином вышибают. Мужчины, ставящие перед собой задачу жениться только на девственнице, фактически самоутверждаются за счет чувства собственника: “она принадлежит мне и только мне”. Неуверенные в себе стараются найти опору в лице более уверенного человека. Не случайно женщины как существа преимущественно более тревожные, неуверенные в себе по сравнению с мужчинами почитают как одно из ценнейших качеств мужчины его надежность: “за его спиной - как за каменной стеной”. Трудности для семьи кроются в том, что избранник может не оправдать возлагаемых на него надежд.
|
Что касается экономических мотивов таковыми следует считать: получение материальных средств одних членов семьи для других; экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
Материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у супруга жилплощади может быть мотивом для вступления в брак. Для многих хозяйственных людей брак является, прежде всего, средством обретения материального достатка и бытового комфорта. Противоречие между супругами здесь нередко возникает из-за того, чьими силами все это достигается. Чаще всего - недостаточное участие мужа в хозяйственных делах и все взваливается на плечи жены: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, магазины, дети и т.д. Другая крайность - жена зарабатывает больше мужа, для многих это непереносимая ситуация. Еще один источник напряженности - разная степень хозяйственности супругов, их отношение к расходованию денег.