ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целевая установка:
Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Основные задачи курса:
· создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
· развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
· развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· повышение математической культуры ученика;
· воспитание настойчивости, инициативы.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Роль и место курса
Изучение курса «Занимательная математика» тесно связано с такой дисциплиной, как математика. Ведение данного курса может осуществляться во внеурочной деятельности.
Адресат
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 2 класса.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
-умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
-правильно выполнять арифметические действия;
-умение рассуждать логически грамотно;
-умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
-умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Объем и сроки проведения: Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Содержание программы.
Раздел программы "Общие понятия " направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.
Методы работы:
- упражнения,
- беседа
- блиц-турниры
- дидактические игры
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач
· оформление математических газет
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
· самостоятельная работа
· работа в парах, в группах
· творческие работы
· экскурсия
Основные формы проверки знаний:
- тестирование;
- личная олимпиада;
- математические соревнования
.
Принципы программы:
· Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
· Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
· Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
· Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
· Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
· Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
· Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
№ | Дата | Тема | Кол.часов | Теория | Практика. |
Решение логических задач. Развитие внимания, мышления, памяти | 0,5 | 0,5 | |||
Классификация предметов | 0,5 | 0,5 | |||
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | 0,5 | 0,5 | |||
Магические квадраты | 0,5 | 0,5 | |||
Танграм | 0,5 | 0,5 | |||
Ребусы с предлогами | 0,5 | 0,5 | |||
Ребусы с числами | 0,5 | ||||
Кто лишний? | |||||
Задания со счетными палочками | |||||
Шифровальщик | |||||
Зоркий глаз | |||||
Задачи о сказочных героях | |||||
Примеры с окошками | 0,5 | 0,5 | |||
Какое число я задала? | 0,5 | 0,5 | |||
Задачи комбинированного типа | 0,5 | 0,5 | |||
Математическое путешествие. Тренировка внимания, памяти | 0,5 | 0,5 | |||
Рисунки по клеточкам | |||||
Счет удобным способ | 0,5 | 0,5 | |||
Нестандартные задачи | 0,5 | 0,5 | |||
Занимательная математика | 0,5 | 0,5 | |||
Буквы латинского алфавита | 0,5 | 0,5 | |||
Прямые и обратные операции | 0,5 | 0,5 | |||
Числовые лабиринты | 0,5 | 0,5 | |||
Римская нумерация | 0,5 | 0,5 | |||
Круговые выражения. Игра «Математическое домино». | |||||
Площадь составной фигуры | 0,5 | 0,5 | |||
Цепочки примеров | 0,5 | 0,5 | |||
Задачи смекалки. | 0,5 | 0,5 | |||
Блиц турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения. | 0,5 | 0,5 | |||
Окружность. Радиус. Диаметр. | 0,5 | 0,5 | |||
Площадь сложных фигур. | 0,5 | 0,5 | |||
Задачи на развитие восприятия. | 0,5 | 0,5 | |||
Дерево возможностей. | |||||
В гостях у царицы математики. |
Минимальный набор демонстрационного материала
Демонстрационные плакаты, демонстрационные наборы плоских и пространственных геометрических тел и фигур, наборы геометрических инструментов, мультимедийные презентации, энциклопедическая и математическая литература.
Минимальный набор для индивидуального пользования
Альбом формата А4, цветные карандаши, простые карандаши, геометрические инструменты, ножницы, клей, цветная бумага, набор геометрических инструментов, тетрадь в клетку,
Список литературы
1)Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – М: Просвещение, 2008. (Серия «Стандарты второго поколения»)
2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. – М:Просвещение, 2004.
3)Лысова О.В. Сказочные задачи: 1 класс.//Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып.20. – М: Чистые пруды, 2008.
4)Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2002.
5)Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М: Знание, 1993.
Интернет ресурсы:
1)https://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
2)https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3)https://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
4)https://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
5)https://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
6)https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)