Прослушаем аудиозапись стихотворения «Листопад»




Конспект урока литературы

Тема: «Очерк жизни и творчества И.А.Бунина»

Цель: Знакомство с ключевыми моментами жизни и творчества Бунина.

Задачи:

Общеобразовательные:

− Познакомить учащихся с ключевыми моментами жизни и творчества писателя;

− Наметить темы и проблемы произведений Бунина;

− Узнать, как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами, с народной жизнью.

Развивающие:

− Развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией;

− Развивать логическое и образное мышление учащихся;

− Развивать умения анализировать лекции учителя и материал докладчиков, выявлять отдельные положения в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные:

− Воспитывать интерес к личности писателя, русской истории и культуре;

− Формировать ценностное отношение к слову.

Планируемые результаты:

· Личностные:

− развитие познавательной активности учащихся;

− формирование нравственно-этического оценивания;

· Метапредметные:

− формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

· Коммуникативные:

− формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении;

− строить монологическое доказательное высказывание,

− уважать мнение оппонентов;

· Предметные:

− умение определять изобразительно-выразительные средства языка;

− владение литературоведческой терминологией.

− приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы

− развитие умения выражать свои мысли;

− воспитание любви к поэзии.

− осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного,

− умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

− формирование эстетического вкуса.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование:

− рабочий лист

− аудиозапись стихотворения «Листопад»

− тексты произведений

 

Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души.

М.Горький

Ход урока

I. Организационный момент (1мин.)

Приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку

II. Мотивация учебной деятельности (5-7 мин.)

Перед вами высказывание Максима Горького об Иване Алексеевиче Бунине. Прочитайте его.

Почему невозможно представить русскую литературу без его имени? (пока на этот вопрос учащиеся затрудняются ответить, к нему вернёмся позже)

Какой образ, согласно словам М. Горького, является ведущим в творчестве Бунина?

Вы уже поняли, что тема нашего урока связана с именем мастера слова Иваном Алексеевичем Буниным. Попробуйте сформулировать её самостоятельно.

Итак, тема сегодняшнего урока «Очерк жизни и творчества И.А.Бунина». Запишите в свои тетради

Какую цель на урок мы перед собой поставим? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний и умений (5-7)

Каждый из вас знаком с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, его произведения вы изучали ранее в школьной программе и некоторые были прочитаны вами к сегодняшнему уроку.

Скажите, какие произведения вам запомнились? (ответы учащихся)

Почему? (ответы учащихся)

Знакома ли вам биография писателя? (ответы учащихся)

IV. Освоения нового учебного материала(25-30)

У каждого на парте лежит бланк «паспорт писателя» и «биографический опросник» в течении урока вам нужно заполнять его.

Сегодня мы с вами ближе узнаем Ивана Алексеевича Бунина, рассмотрим некоторые факты из жизни, обратим внимание на важные моменты творчества.

Некоторым из вас было дано задание на урок.

Прошу выйти тех, кто подготовил материал «детство Бунина». Напоминаю, что ваше выступление должно быть кратким, но информативным, старайтесь рассказывать, а не читать, изредка подглядывая в материал. (содержание материала заранее обговаривается с учителем)

Ученик 1.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1870 года в Воронеже в дворянской семье, он гордился своим происхождением. Среди его предков- В.А.Жуковский, известный поэт, переводчик и литературный критик. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии. На этом хуторке, затерявшемся в просторах орловской земли, и формируется личность Ивана Алексеевича.

Воспоминания о детстве связаны у Бунина «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. Так он и его друзья, как вспоминал позднее Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева », «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир». И уже тогда, с той силой восприятия, которая свойственна только детству, он почувствовал главное – «божественное великолепие мира», которое впоследствии и станет вместе с темой России, Родины главной темой его творчества.

 

Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: " Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной."

 

В 11 лет он поступил в Елецкую уездную гимназию, но в возрасте 16 лет был вынужден прекратить обучение. Причиной этому явилось разорение семьи. Виной которому явилось чрезмерное транжирство его отца, который сумел оставить без гроша и себя, и свою супругу. В результате Бунин продолжил образование самостоятельно, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Иваном Алексеевичем весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.

 

Учитель добавляет: Бунин впоследствии напишет: "Я рос одиноко... без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал".

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", он начинает добывать хлеб литературным трудом.

 

— Спасибо! Мы с вами прослушали информацию о детстве Ивана Алексеевича. Можно ли говорить о том, что окружающая среда, семья, сверстники повлияли на формирование литературного дара писателя? (ответы учащихся)

Вы уже прочитали не мало произведений Бунина, скажите, как жизнь на хуторе и общение с крестьянами отразились в произведениях писателя? (ответы учащихся)

Абсолютно верно, образ крестьянина, народной жизни нашли отражение в лучших его произведениях.

Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства. И первый его рассказ "Танька" был навеян этими впечатлениями.

Но, конечно, самым значительным произведением Бунина на эту тему явились его знаменитые "Антоновские яблоки". Сопоставляя в рассказе "старое" и "новое", писатель отдает предпочтение "старому". Прошлое для него идеально, и он не расположен его критиковать. Рассказ отличает поэтичность в описаниях природы, откровение ностальгических чувств.

—Найдите в тексте подтверждение моих мыслей. (ответы учащихся) Обсуждение мыслей учителя, согласие/несогласие с этим учеников, работа с текстом.

—В каких еще произведениях можно обнаружить крестьянскую тему? (ответы учащихся)

Определенным итогом тяжелых раздумий о судьбах России стала повесть писателя «Деревня». Она была написана в 1910 году и явилась определённым противовесом «Антоновским яблокам». Автор оспаривает в «Деревне» то, на что у него не поднималась рука в «Антоновских яблоках».

В повести «Деревня» все приобрело совершенно иное значение, нежели в рассказе: природа уже лишена очарования, земля стала предметом купли и продажи. Видно, что автор задумал эту вещь как обобщающую. Он надеялся, что поднятые им в повести проблемы найдут отклик в обществе, помогут ему разобраться в проблемах гибнущей деревни.

На этом поподробнее мы остановимся на отдельном уроке, посвящённом повести.

Слово учителя.

Творческая жизнь Ивана Алексеевича Бунина, первого в нашей стране Нобелевского лауреата, гордости русской литературы ХХ в., рассечена мечом революции на две равные части: тридцать три года на родине (его первое стихотворение появилось в печати в 1887 г.) и столько же – в вынужденной эмиграции.

 

—Вы знали, что Иван Алексеевич стал первым русским литератором, удостоенным Нобелевской премии? (ответы учеников)

—Скажите, пожалуйста, вы что-нибудь знаете об этой премии? (ответы учеников)

— Прошу выйти того, кто готовил материал «Нобелевская премия Бунина». Напоминаю, что ваше выступление должно быть кратким, но информативным, старайтесь рассказывать, а не читать, изредка подглядывая в материал. (содержание материала заранее обговаривается с учителем)

 

Известно, что выдвижению Бунина поспособствовал прозаик Марк Алданов. В 1922 году он обратился к известному французскому писателю Ромену Роллану, и тот внес его в список на соискание премии. Правда, в первый раз кандидатуру Ивана Бунина комитет не выбрал, и почетную награду писатель получил только через десять лет (10 декабря 1933 года из рук короля Швеции Густава V)

Существует легенда, что известие о премии Бунин получил, будучи в кинотеатре. Звонок из Стокгольма приняла его жена Вера Муромцева.

В официальном сообщении Нобелевского комитета говорится: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Многие литературоведы и сам Бунин считают, что фактически премию присудили за роман «Жизнь Арсеньева», который вышел в Париже в 1930 году. В романе так много пересечений с судьбой самого писателя, что многие называют его автобиографией Ивана Бунина.

Слово учителя

— Спасибо! Так имя Бунина стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.

Полученные от Шведской академии средства не сделали Ивана Алексеевича богатым. Значительную часть премии он отдал нуждающимся.

 

«Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120 000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 таких писем»

Иван Бунин

 

Также, в 1909 году Академия наук присудила Ивану Бунину Пушкинскую премию за третий том Собрания сочинений и перевод драмы-мистерии «Каин» Джорджа Байрона. Вскоре после этого литератор получил звание почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году стал почетным членом Общества любителей русской словесности.

Слово учителя

Как уже говорилось выше, Бунин был вынужден эмигрировать, он не смог принять и разделить идеи революции, а также происходившие изменения в стране. В 1920 году Иван Алексеевич покинул Россию и уехал в Париж, здесь он продолжил свою литературную деятельность, занимался переводами и публиковал свои произведения.

Всю свою жизнь Бунин горячо любил Россию. Вынужденный отъезд тяжело переживался поэтом, он понимал, что расстается с родиной навсегда.

(ученику заранее был дан отрывок, чтение наизусть)

…Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

(«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»)

 

— Скажите, каким настроением пропитано стихотворение, отрывок которого вы услышали? (ответы учащихся: ностальгия по родине, тоска, грусть и т.д.)

Во Франции он тосковал по России: «Талант талантом, но всякая сосенка своему бору шумит. Где мой бор? С кем и кому мне шуметь?» – слова из его записной книжки 1926 г.

— Как на ваш взгляд вынужденная эмиграция повлияла на творчество Бунина? (ответы учащихся)

К литературному творчеству Иван Алексеевич возвращался медленно. Тоска по России, неуверенность в будущем угнетали его. Потому первый сборник рассказов "Крик", вышедший за рубежом, составляли только рассказы, написанные в счастливейшее для Бунина время - в 1911-1912 годах.

Слово учителя

В творчестве Бунина поэт и прозаик соперничали в течение всей его жизни. Под общей обложкой сборников Иван Алексеевич печатал стихи и рассказы. Многие мотивы поэзии переходили в прозаические произведения. Пейзажная лирика рубежа веков получила свое продолжение в «Антоновских яблоках» и «Суходоле», «восточные» стихотворения 1900-х годов предварили отражение восточного мира в «Снах Чанга», немногочисленные стихотворные новеллы 1910-х годов опередили любовную прозу первой половины 1920-х и «Темные аллеи».

Одним из высших достоинств его стихотворений и рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы: они – два облика одной и той же сути. По наблюдению литературоведа Юрия Мальцева, у И.А. Бунина «поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр».

Бунин являет собой редкий пример таланта в русской литературе, проявившегося как в прозе, так и в поэзии.

—Кто еще в русской литературе стал примером подобного таланта? (Пушкин, Лермонтов, Пастернак).

Стихи писались на протяжении всего творческого пути (поэтому они представлены в каждом томе собрания его сочинений). Хотя вклад писателя в мировую литературу определила его проза, Бунин известен и как автор хрестоматийного «Листопада», блещущего всеми красками русской осени.

Прослушаем аудиозапись стихотворения «Листопад»

—Какие изобразительные средства использует Бунин, чтобы передать читателю все переливы и оттенки русской осени? (ответы учащихся. Эпитеты, сравнения и т.д.)

—Приведите примеры из текста (текст отрывка на парте у каждого)

И. А. Бунин – великолепный пейзажист. Картины природы в его произведениях переливаются разными красками, оживают, волнуют воображение. В природе поэт находит красоту и гармонию. Образ природы у него – это образ родины.

Иван Алексеевич Бунин еще при жизни был признан гениальным писателем, но все же не столь популярным, как, например, Чехов или Достоевский. Сам автор объяснял это положением вне литературных школ. Он не любил, когда критики причисляли его произведения к какому-то направлению. Не обходя вниманием новые тенденции в литературе, он всегда оставался самим собой. На фоне модернизма поэзия и проза Бунина продолжают вечные традиции русской классики.

В своих рассказах и повестях Бунин отразил гибель старого мира: оскудение дворянских усадеб, упадок деревни и трагедию эмиграции. Известный поэт-акмеист Георгий Адамович называл его «последним русским классиком, запечатлевшим Россию конца XIX — начала XX века».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: