Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели некоторые факты из жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Скажите, что нового вы узнали из биографии писателя?
—Какой эпизод биографии наиболее полно на ваш взгляд, выражает характер писателя?
—Назовите события жизни Бунина, повлиявшие на его творчество. (ответы учащихся)
Давайте снова вернёмся к эпиграфу урока и попробуем ответить на вопрос: Почему невозможно представить русскую литературу без имени Бунина? (ответы учащихся)
Я попрошу каждого из вас обратиться к рабочему листу. Перед вами высказывания современников об И.А.Бунине, исходя из них попробуйте дать характеристику его творчеству. (устно)
VI. Домашнее задание(2-3)
На протяжении урока вы заполняли «паспорт писателя» и биографический опросник, все ли графы удалось заполнить и на все ли вопросы вы ответили? (ответы учащихся)
С какими возникли трудности? (ответы учащихся)
1. Одним из видов домашнего задания будет обратиться к статье И.А.Бунина «Думая о Пушкине», проанализировать её и ответить на вопросы, которые остались без ответа.
2. К следующему уроку прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-франциско» и ответить на следующие вопросы:
· Первоначальный вариант заглавия этого рассказа - «Смерть на Капри».Попробуйте предположить, почему Бунин отказался от него и назвал произведение «Господин из Сан-Франциско».
· В каком году написан рассказ? Важно ли учитывать эту информацию для понимания смысла текста или она несущественна? Есть ли в рассказе какие-то аллюзии (намеки) на недавние или происходящие тогда события?
· Постарайтесь кратко - в одном-двух предложениях - сформулировать ту идею, которую вложил в этот рассказ И.А. Бунин.
|
Рабочий лист
Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души.
М.Горький
Почему невозможно представить русскую литературу без имени Ивана Алексеевича Бунина?
Паспорт писателя
№ | Графы паспорта | Данные паспорта |
Фамилия, имя, отчество | ||
Дата и место рождения | ||
Происхождение | ||
Образование | ||
Профессия |
Биографический опросник
1. Премии/звания писателя. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Бунин поэт или прозаик?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Бунин относился к Пушкину?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. К какой литературной школе принадлежал И.А.Бунин?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Современники об И.А. Бунине
Тихая, мимолётная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но лёгкая, ясная «печаль минувших дней» и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть её красок, цветов, запахов — вот главнейшие мотивы поэзии г. Бунина. И надо отдать справедливость талантливому поэту, он с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приёмами передавать своё настроение, что заставляет впоследствии и читателя проникнуться этим настроением поэта и пережить, перечувствовать его.
|
А.Куприн
Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример — как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму.
А.Толстой
Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться.
Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя, – это ведь тоже относится к эмигрантскому периоду. И самое главное – люди, русские люди, которых он знал, любил, с которыми не расставался и отставил нам в наследство.
С. Воронин
Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней чересчур много живописи.
Ю. Трифонов
Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, – И. А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, – с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… – со всей красотой и богатством родной земли. Всё это – в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество – чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, – родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой.
|
«Умейте же беречь…» Бунин сумел сберечь – и запечатлеть, нетленно. Вот кто подлинно собиратели России, её нетленного: наши писатели и между ними – Бунин, признанный и в чужих пределах, за дар чудесный.
Через нашу литературу, рождённую Россией, через Россией рождённого Бунина признается миром сама Россия, запечатлённая в письменах.
И. Шмелёв