Заключительное слово учителя.




Тема «Очерк жизни и творчества И. А. Бунина».

Тип урока: урок изучения новой темы

Цели:

Образовательные:

- познакомить с основными этапами жизни и творчества Бунина;

- определить место творчества Бунина в контексте эпохи;

- помочь учащимся приобщиться к художественному миру писателя, понять его индивидуальность и неповторимость;

- вызвать интерес к творчеству И.А.Бунина.

Развивающие:

- развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией;

- отрабатывать навыки выразительного чтения.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать чувство эстетического наслаждения от лирических произведений;

- формировать ценностное отношение к слову.

Оборудование:

- Мультимедийный проектор, компьютер;

- обучающая презентация;

- портрет писателя, выставка книг, высказывания о Бунине и его творчестве.

 

ХОД УРОКА

1. Орг. момент: приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности:

 

Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы XX века. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя.

Михаил Михайлович Рощин писал о Бунине: (слайд 1)

«Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе». М.Рощин.

 

Актуализация знаний и умений.

- Какие произведения И.А. Бунина вы уже прочитали (читали ранее)? (в качестве домашнего задания к данному уроку предлагалось познакомиться с лирикой Бунина, вспомнить «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи» и другие рассказы писателя).

-А какой Бунин вам ближе – поэт или прозаик?

Освоение нового учебного материала

Обращение к портрету И.А. Бунина: (слайд 2)

Учитель: Всмотритесь в этот портрет. И. А. Бунин. Он сидит на длинной пустой скамье. Одинокий, горький и вместе с тем гордый образ, образ изгнанника. Писатель отъединен от всех: от чуждого мира, от России. На долгих 33 года он был отлучен от нее. Но жил во имя России, писал только о России и мечтал, чтобы его книги дошли до его народа.

«В стороне далекой от родного края

Снится мне приволье тихих деревень», - писал он.

Замечательный русский писатель, поэт, Бунин прожил долгую жизнь. Известны его повести о русской жизни, русском человеке, будь то крестьянин или дворянин: «Деревня», «Суходол», «Антоновские яблоки», рассказы о любви – сборник «Темные аллеи».

Родился Иван Алексеевич 22 октября 1870 г. в Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Елец Орловской губернии.

Здесь, «в глубочайшей полевой тишине среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной»- писал Бунин.

Здесь же он познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы.

- Как вы думаете, как жизнь среди природы, в дворянском поместье могла повлиять на темы творчества Бунина?

66 лет он прослужил литературе, великому русскому слову. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души», - писал М.Горький.

Сообщения учащихся

1 учащийся (слайд 3) На одиннадцатом году Бунина определяют в Елецкую гимназию. “Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные…” – вспоминал он. После 4 класса он занимался дома под руководством старшего брата Юлия.

Бедность заставила его девятнадцатилетним юношей покинуть родовое гнездо “с одним крестом на груди”. Из имения Озерки Елецкого уезда Бунин вышел в мир уже с жизненным багажом – знанием народного и мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, с сердцем, открытым для любви.

(слайд 4) С 1889 года Бунин начинает сотрудничать в газете “Орловский вестник”. Вскоре выходит небольшой сборник стихов, по его оценке, “чисто юношеских, не в меру интимных”. Началом серьезной литературной работы Бунин считал 1893 год, когда в журнале “Русское богатство” появляется его рассказ из сельской жизни – “Танька”. Он приносит Бунину известность в литературных кругах Петербурга. “То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-то на роду написано”, – вспоминал он в 1927 году.

2 учащийся (слайд 5) В 20 лет к нему пришла любовь. Глубоко, без остатка захватило его чувство к Варваре Пащенко. Отец девушки весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном Алексеевичем, считая его “не парой дочери”. Варвару, как и ее родителей, отпугивала бедность Бунина. Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно. Юношеская любовь Бунина оказалась невечной. Но стремление к любви сохраняет свое очарование. Этот мотив многообразно воплощен в его поэзии.

(Учащийся читает стихотворение “Мы рядом шли, но на меня…”).

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека,

И как цветы глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

Но был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

- Как вы считаете, какая тема данного стихотворения? Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать настроение?

3 учащийся (слайд 6) В 1898 году Бунин отправляется в Одессу. Здесь он сблизился с кружком южнорусских художников, появилось много знакомых. В том же году он внезапно и быстро, всего после нескольких дней знакомства, женился на Анне Николаевне Цакни, дочери издателя и редактора газеты “Южное обозрение”. Брак оказался недолговечным. Разрыв произошел по настоянию жены.

Уже после разрыва, в 1900 году, у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К сыну Бунин был очень привязан, но видеть его мог не часто. Этот очаровательный ребенок в пятилетнем возрасте умер от менингита. Больше детей у Бунина не было. Он чувствовал, что не создан для семейного очага и что должен идти своим путем, который не принесет денег и славы, но даст возможность “оставить по себе чекан души своей и обозреть красоту мира”.

4 учащийся (слайд 7) В начале 1901 года вышел сборник стихов “Листопад”, вызвавший многочисленные отзывы критики. А.И.Куприн писал о “редкой художественной тонкости” в передаче настроения. А.А.Блок признал за Буниным право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии. “Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” Г.Лонгфелло были отмечены Пушкинской премией Российской академии наук (19 октября 1903 года). Он трижды удостаивался высшей литературной награды, а в 1909 году был избран почетным членом академии. “Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я…буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда…Чего желал бы я …Вашему перу – твердости! Т.е. – бодрого духа, радости душевной. Засиять бы Вам однажды, в стихах, улыбнуться бы весело людям”, – писал М.Горький о “Листопаде”.

Прикосновение к богатствам природы воодушевляет героя лирических произведений Бунина. Более того, природа становится источником его мужания, его мудрости. (Учащийся читает стихотворение “Еще и холоден и сыр…”).

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что́ в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

- “Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно”, - писал Бунин. Какую картину воспроизвело ваше воображение после прочтения стихотворения?

5 учащийся. Размышляя о современном языке, литературе, Бунин в 1913 году писал: “...испорчен русский язык..., утеряно чувство к ритму и органическим особенностям русской прозаической речи, опошлен или доведен до полнейшей легкости … стих”.

В январе 1915 года, когда Европу заливала кровь Первой мировой войны, он выразил один из своих заветов в простых и благородных строках. (Учащийся читает стихотворение “Слово”).

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья

- Как вы поняли стихотворение? О чём оно? Какие изобразительные средства помогают нам прочувствовать тему и настроение стихотворения?

6 учащийся (слайд 8) Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” – Верой Николаевной Муромцевой. Она окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Вера Николаевна сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину. Тридцатисемилетний Бунин, наконец, обрел семейное счастье.

(слайд 9) Весной 1918 года вместе с женой Бунин уехал из Москвы на юг России. В январе 1918 года еще в Москве Бунин начинает вести дневник, продолжает его в Одессе; из дневниковых записей и родилась книга “Окаянные дни”, опубликованная в 20-е годы уже в эмиграции.

Разруха в стране, смена власти на местах, кровопролитие, налеты анархических банд, неопределенность будущего и массовый отъезд интеллигенции за пределы России болью легли на сердце писателя. Неудивительно, что Бунин, как писала Вера Николаевна, был “раздавлен событиями”.

“Я не хочу стать эмигрантом. Для меня в этом много унизительного. Я слишком русский, чтобы бежать со своей земли”, – писал Бунин. Решение покинуть Россию приходило нелегко. В начале февраля 1920 года на французском пароходе “Спарта” вместе с женой он покинул красную Одессу. Итак, Бунин – добровольный изгнанник: Константинополь, София, Белград. С марта 1920 года – Париж. Несмотря на то, что Бунина во Франции почитали, хвалили, у него однажды вырвались горькие слова: “Как обидно умирать, когда все, что душа несла, выполняла, никем не понято и не оценено по-настоящему!”

7 учащийся (слайд 10) Память о Родине всю жизнь питала его творчество. В Грасе, небольшом городке под Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные произведения. Среди них роман “Жизнь Арсеньева”, за который ему была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось: “ Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер”. Константин Паустовский сказал о романе, что он представляет новый жанр в мировой литературе, где поэзия и проза слились воедино. Но сколько грусти в записях Бунина об этих днях: “... все новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, – отовсюду, кроме России”.

Чувство Родины особенно сильно проявилось во время войны с гитлеровской Германией. Он не отходил от радио, чтобы узнать правду о продвижении советских войск, а потом записывал услышанное в дневнике. Когда немцы оккупировали Францию, материальное благополучие Буниных, и без того относительное, рухнуло. Скромные накопления обесценились, превратились в прах. Почти невероятно, что в этих условиях создавалась (слайд 11) одна из лучших книг о Любви! “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – вот главное, что хотел донести до читателей автор “Темных аллей”. Передавая “Темные аллеи” для публикации в США, Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагическом и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни!”… В полном объеме книга Бунина “Темные аллеи” вышла в Париже в 1946 году. (слайд 12)

8 учащийся. С 1947 года Бунина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозможностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в большую нужду.

(слайд 13) В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Но в старости и болезнях решиться на такой шаг непросто. Не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание его книг. (Учащийся читает стихотворение “Ту звезду, что качалася в темной воде…”).

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду, —

Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,

Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Заключительное слово учителя.

В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался.

В последние годы жизни Бунин выходил из дома один раз в день на прогулку, всегда к вечеру, при закате солнца. Выпрямившись во весь рост, высоко подняв голову, он надолго останавливался. В такие минуты лицо его молодело.

Кто знает, о чем он думал тогда. Может, перед мысленным взором вставала далекая Родина, открывались картины родного края, русские дали, родные поля и леса, о которых с теплотой и грустью писал.

Судьба России-матери – это судьба Бунина, его боль, его надежда. У них все общее. Родина – мать дождалась своего сына, хотя он и похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Дорога эта оказалась бесконечно долгой, это дорога его произведений к нашим сердцам.

Рефлексия

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, скажите, почему М.Рощин называет И.А.Бунина представителем «великой русской литературы», хоть он и прожил значительный период за границей?

Домашнее задание: в рабочем листе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: