Возможности гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в рамках работы Некоммерческого учреждения дополнительного образования




«Детско-юношеский клуб «Орден Золотого Эмбера».

Если то направление, которое мы представляем (воспитание подрастающего поколения) будет развиваться (ему будет уделяться внимание) должным образом, то многие объекты городской среды (такие, как: тюрьма, приют и пр.) вообще исчезнут из структуры города за ненадобностью. Это наше глубокое убеждение.

Руководители

 

Добрый день. Меня зовут Мария Киско, я являюсь соучредителемНекоммерческого учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский клуб «Орден Золотого Эмбера». Вторым соучредителем является мой младший брат, Миронов Константин Александрович.

В рамках темы нашего круглого стола мне хотелось бы рассказать вам о тех возможностях гражданско-патриотического воспитания, которые есть у нас.

Клуб осуществляет свою деятельность с 2000 года. В связи с определёнными событиями, произошедшими в нашей семье, на данный момент мы не ведём нашу деятельность как учреждение, и существуем пока как кружок ОДОД на базе 354 школы Московского района.

Вот некоторые цели учреждения из Устава:

· способствование интеграции и социальной адаптации детей, подростков и молодежи;

· содействие в формировании культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности детей, подростков и молодежи через ознакомление их с корнями культуры, через погружение в историю поколений и осознание эстетики произведений прошлого.

Деятельность клуба ведётся по двум основным направлениям:

1. Занятия по программе «История западно-европейского искусства» (это История (теория), Историческое фехтование, Изготовление средневекового оружия и рыцарских доспехов, предметов быта того времени, исторических костюмов, Театральные занятия, Историко-бытовые танцы и т.д.)

Мы посещаем музеи, выставки, театры, культурные памятники и памятники старины; ходим в походы. Организуем и проводим исторические, костюмированные, ролевые игры, праздники, рыцарские турниры, ярмарки, фестивали, семинары и другие мероприятия.

2. Проектная деятельность (осуществляется силами самих детей, подростков и молодёжи нашего клуба.) Это различные праздники, выступления, каникулярные образовательные развивающие программы для детей, изготовление на заказ различных костюмов и аксессуаров, подарки, предметы быта и многое другое.

Это – коротко официально о клубе, а теперь - о гражданско-патриотическом воспитании.

 

Основная цель Гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Оно тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием.

Ребёнок, подросток приходящий к нам сразу попадает в наш коллектив – некую команду со своими правилами, законами – (у нас есть «Уголовный кодекс»), своими выстроенными отношениями, традициями, своей командной жизнью, где ему предлагается попробовать начать жить с нами.

В начале каждого занятия мы садимся в круг – проводим 15-минутку, на которой обсуждаем наши планы, делимся впечатлениями от предыдущих мероприятий, и каждый участник круга по очереди высказывает своё мнение или своё решение по текущему вопросу – так мы получаем обратную связь от того, что мы делаем, а ребята учатся оформлять свои впечатления, эмоции в слова, высказывать, да и вообще – иметь своё мнение, отстаивать свою позицию. Вот и начало гражданского воспитания, того самого самоопределения, благодаря которому человек сможет в будущем разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.

Первое, что у нас есть и что мы предлагаем ребятам – это, видимо, сложившаяся за 15 лет нашего существования определённая социо-культурная среда.

Социально-культурная среда — это значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями.

Ребёнок, подросток приходящий к нам сразу попадает в наш коллектив – некую команду со своими правилами, законами – (у нас есть «Уголовный кодекс»), своими выстроенными отношениями, традициями, своей командной жизнью.

Достоинством групповой работы в системе предупреждения экстремизма учащихся является мотивирующая функция группы. Высокий уровень мотивационной включенности обеспечивается за счет действия механизмов соучастия; адекватного отношения к трудностям и др. Доверие к нам, участие в работе значимых сверстников и старших ребят, атмосфера взаимной поддержки укрепляют не только командный дух, но и мужество преодолевать трудности у каждого участника группы. В процессе групповой подготовки у учащихся формируется ответственность перед группой.

Уголовный кодекс (УК)
1. Систематическое недостойное поведение. –
после 3-го предупреждения В.И. если ничего не изменится И.
2. Систематическое употребление нецензурных выражений. – после 3-го предупреждения В.И. если ничего не изменится - И.
3 Систематическое употребление алкоголя и никотина до 16 лет. После - явка на занятия в неподобающем виде. После 3-го предупреждения - В.И. если ничего не изменится - И.
4 Межкомандный скандал и интриги. – Голосование конклава или Магистрата - И; В.И.
5 Внутрикомандный скандал и интриги. - Голосование конклава или Магистрата - И; В.И.
6 Пропаганда религий, толков, учений, экстрасенсорных сказочек, наркотиков (вообще неадекватное поведение). – Человек уходит сразу, без объяснений - М.И.
7 Дедовщина и финансовое неравенство. - Человек уходит сразу, без объяснений - М.И.
8 Употребление наркотиков. - Человек уходит сразу, без объяснений - М.И.
9 Внутрикомандное воровство. - Человек уходит сразу, без объяснений - М.И.
10 Систематическое невыполнение обязательств. –
После 3-го предупреждения В.И. если ничего не изменится - И.
11 Действия или бездействия, влекущие зa собой подрыв авторитета Ордена или магистра, а также закрытие клуба. - Человек уходит сразу (если успеет), без объяснений - М.И.
Сокращения:
И – исключение
В.И. - временное исключение
М.И. - мгновенное исключение

Кроме ценности умения дружить, работать вместе, взаимоуважения, взаимовыручки, заботы о младших, есть очень важные для нас ценности – «круто» быть знающим – в нашем случае это область истории (быт, нравы, различные технологии изготовления, и т. д, военное дело) – как, когда, где, источники – в общении ребята развивают целые научные споры с доказательствами;

и умеющим – ценно не только иметь аутентичные вещи, но и уметь делать их самостоятельно – владеть старинными (и современными) технологиями изготовления и, безусловно, навыками выживания в экстремальных ситуациях – в нашем случае это лес. (Как говорилось в байке моей молодости – настоящий ролевик не тот, кто может сделать кирасу из холодильника, а тот, кто может сделать холодильник из кирасы).

Для подростка очень важно чувствовать свою причастность к какой-либо группе (состояние «мы-они») и, если человек хочет быть с нами – он принимает наши ценности. И может сравнивать степень «крутизны» на межклубных фестивалях, турнирах, праздниках, играх. В дальнейшем у многих это перерастает в профессию и источник получения доходов.

Тем самым удовлетворяется одна из потребностей - потребность в позитивной самооценке. Она приводит к стремлению завоевать авторитет в референтной группе, что заставляет искать пути самоутверждения, которые могли бы быть и социально нежелательными – даётся готовый способ стать успешным в данном коллективе (а мы подсказываем как это сделать в зависимости от способностей и возможностей самого ребёнка). Развивается мощная мотивация, направленная на получение знаний и приобретение навыков.

Так же получению навыков научного исследования, повышению степени развития поисковой активности и формированию внутренней мотивации поиска способствует наша игровая уровневая лестница. Мы часто используем данную форму – форму ролевых игр, так как в её процессе происходит формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе.

 

Важнейшее направление Г.в. - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. У нас это процесс практически постоянный, реализуемый через такую форму как ролевая игра. Одна игра – это долговременная, в которую мы играем на наших клубных мероприятиях – турнирах, пирах, балах и т.д. На этом остановлюсь поподробнее, и – игры, которые проводятся как отдельные мероприятия – однодневные, и многодневные, как правило, в рамках проектной деятельности клуба.

Новичок, решивший стать орденарием, на ближайшем празднике присягает Ордену. Автоматически он начинает свой путь по уровневой лестнице, получает знак “0” уровня и право носить орденский герб на одежде, а также игровое имя. У него появляются определённые права и обязанности. Далее он двигается по уровневой лестнице по выбранному направлению – воин, ремесленник, должностная деятельность - к званию младшего магистра. На данный момент работают должности архивариуса, гофмаршала, художника, герольда, летописца и мьюзыкмейстера. Уровень в нашей игре - показатель полезности. Полезен знающий, умеющий, делающий. На 3-м уровне сдав экзамен, можно стать сначала дворянином, потом, на 5-ом - рыцарем.

В процессе игры нарабатываются навыки общения, появляется возможность личностного роста и при этом – всё это на благо общего дела.

В отдельных играх в зависимости от сюжета могут появляться и экономическая составляющая, и историческая, и политическая, и военная, где требуется стратегия и тактика, и отыгрыш семейных отношений, и этикета, отрабатываться умение быть в роли лидера и в роли подчинённого и т.д.

В таких играх как раз и формируется опыт гражданского действия – ребята начинают понимать, как можно было действовать, а как ни в коем случае нельзя – нарабатывают свой личный опыт будущей взрослой жизни. Именно здесь возникает понимание толерантности – если человек (персонаж) не такой как ты, это не значит, что он плохой – это значит, что он другой и надо попробовать его понять.

 

В рамках таких игр очень удачно формируется и правовое сознание и поведение ребёнка, подростка как юного гражданина. Ребята начинают более осознанно воспринимать юридические законы, правовые нормы и обязанности. На 15-минутках у нас бывают такие ситуации, когда задаётся вопрос – «А теперь скажите. Под какую статью нашего клубного УК попадает поступок того или иного человека?» - и ребята уже сами называют статьи. Мы разбираем, принимаем какое-либо совместное решение, таким образом, ребята потихоньку органично усваивают привычку правомерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также получают первичные навыки социальной деятельности.

На материале тех же игр и мероприятий – и в процессе подготовки к ним (а ребята принимают самое непосредственное участие во всём) можно также вести с ними очень живой диалог о нравственности – ведь события для них важные, эмоционально окрашенные, ребята легко откликаются. После каждого такого события мы ведём разговор о нравственных чувствах - совести, долге, ответственности; нравственном облике— терпении, милосердии; нравственной позиции— способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственном поведении - готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Также к духовно-нравственной стороне воспитания я бы отнесла наши благотворительные дела – проект кукольного вертепа – мы сами делали марионеток и показывали кукольные спектакли больным ребятишкам по приглашению Красного креста, потом в детдоме №9, помогаем на конюшне, разгружаем сено и.т.д. – это Питерский клуб «Кентаврик», занимающийся реабилитацией аутистов, детей с ДЦП и т.д., принимаем участие в постановке и проведении детско-юношеского духовно-просветительского благотворительного спектакля «Александр Невский – имя России» - выступали в Александро-Невской Лавре, Выборге, Ломоносове и т.д., участвуем в школьной ежегодной благотворительной ярмарке - делали изделия, деньги от продаж перечисляются в фонд АдВита, для онкологических больных детей.

П атриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины. Понятие «патриотизм» тесно связывает сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его детских и юношеских впечатлений.

Мы ежегодно ходим с ребятами в походы – такие, стационарные, как раз, чтобы было время разглядеть листики-веточки, полюбоваться росой на траве в лучах солнца, увидеть рассвет и удивительную молочную луну в тумане. А ещё учимся выживать в лесу, заботиться о себе и о товарищах, оказывать первую помощь. В июле – обязательная двухнедельная смена нашего палаточного лагеря, где кроме всех лесных прелестей разворачивается игра – славяне, викинги, индейцы Майя, и кто угодно. Тут уже можно развивать и умение уживаться в коллективе и навыки поддержания порядка, опрятности себя любимого и обязательное экологическое воспитание – чтобы сохранить всю эту красоту, не наносить ущерба природе. Вообще стараемся уделять этим вопросам внимание в любых наших поездках.

Для военно-патриотического воспитания у нас тоже есть немало возможностей. На рыцарских турнирах кроме личных спортивных достижений ребята учатся культуре поединков – уважению к сопернику, достойному поведению проигравшего и болельщиков. Как правило, мы и руководители дружественных нам клубов стараются приурочить турниры к воинским памятным датам России – а их у нас не мало – это ещё один повод рассказать ребятам о нашей истории. Да и дети свои поединки посвящают, как и положено рыцарям, памяти тех событий, в честь которых проводится турнир. Для наших «бойцов» есть хороший стимул вести здоровый образ жизни – без здорового тела и головы нет здоровой победы на турнире.

Кроме турниров мы проводим зарницы, приуроченные к крупнейшим битвам ВОв, водили детей на Парад Победы 9 мая, в рамках проектной деятельности несколько лет назад мы с ребятами проводили 3-х дневный выезд-погружение на тему ВОв тоже с зарницей для ребят из одной Петербургской частной школы. Силами клуба проводим в нашей школе мероприятия к 23 февраля и Дню Героев Отечества.

Таким образом, у подростков постепенно формируется готовность и умение защищать себя, своих родных и друзей, свою Родину; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; зреет убежденность в необходимости формирования качеств и навыков для возможности выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Мы стараемся привить детям желание знать и сохранять традиции, историческое прошлое своего народа; бережно относиться к историческим памятникам и обычаям родной страны. За эти 15 лет мы изъездили с ребятами всю Ленинградскую область, были в Пскове, Новгороде, Екатеринбурге, на Украине и т.д. Обследовали и изучили все крепости и памятники истории, до которых смогли добраться. В Питере наши любимые музеи – Этнографический, Артиллерийский, Эрмитаж. Буквально на днях ходили на выставку «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи. Собиратели земли Русской».

В начале каждого года у нас проходят занятия по геральдике. Ребята создают свой собственный герб и герб своей семьи, учатся правильно описывать его. Заодно мы выясняем значение Российских символов, а ещё очень интересно рассматривать гербы Российских городов. Научившись на практике уважительно относиться к атрибутам клуба – флагу, гербу, гимну и т.д. ребята и к атрибутам государственной символики начинают относиться по-другому.

 

В заключение, хотелось бы сказать, что как нам кажется, мы многое делаем в данном направлении и обязательным условием успешного воспитания гражданина и патриота является тесное взаимодействие объектов и субъектов воспитания.

 

Спасибо за внимание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: