Роль олимпийского образования в становлении личности подрастающего поколения




 

Целью олимпийского образования является-приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма,олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

В образовательном плане эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях дл позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровь человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д. Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формировани знаний об олимпийских играх и олимпийском движении.Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

Мы часто рассматриваем молодежь,лишь в качестве объекта целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы олимпийского образования предполагает значительную активизацию творческой активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма.Олимпийский спорт представляет собой одно из удивительных явлений в истории человечества.Современная наука об олимпийском спорте-закономерный результат многолетней аналитической познавательной деятельности и ряда серьезных обобщающих трудов по истории Олимпийских игр Древней Греции.анализ системы знаний об олимпийском спорте как науки свидетельствует о том,что учебный предмет "Олимпийское образование"содержит общую концепцию состояния и развития международного олимпийского движения.Олимпийский спорт является знанием различных состовляющих общественных явлений.

Выше была дана развернутая характеристика целей и задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения. Для более краткой характеристики этих целей и задач можно использовать предложенный Л.И. Лубышевой термин "олимпийская культура". Будем понимать под олимпийской культурой всю совокупность указанных выше знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной социальной группы и даже общества в целом). На основе данного понятия можно сказать, что задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека.Для характеристики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, направленной на приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, используются различные понятия. Одни авторы предпочитают понятие "олимпийское образование", другие - "олимпийское воспитание", третьи - "олимпийское обучение". Иногда используетс несколько этих понятий. Каждому из них разные авторы, как отмечалось выше, дают различную интерпретацию. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся данных понятий: нужно ли вводить три этих понятия или можно ограничитьс одним из них и т.д. При ответе на эти вопросы важно выбрать правильную методологию, и прежде всего четко различать, не смешивать содержательный и терминологический аспекты определения понятий.Из выше сказанного делаем вывод:олимпийское движение и олимпийское образование делает подрастающее поколение гараздо умнее,гуманнее,эстетичнее,толерантнее,оно является мощным стимулом для развития массового спорта,вовлечения в него миллионов людей различных возрастов,особенно детей и молодежи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.В.Н.Платонов,С.И.Гуськов-"Олимпийский спорт"

2.Материалы 4 научной практической конференции "Актуальные проблемы физической культуры спорта и туризма"

3. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно- эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: