Лекция: Вводная. Цель и задачи учебного курса
Вопросы:
1. Сущность основных понятий в области научного исследования.
2. Задачи и структура учебного курса.
Вопрос 1.
Сущность основных понятий в области
Научного исследования
Прежде чем, формулировать цель и задачи изучаемого учебного курса, целесообразно обратиться к сущности основных понятий в области научного педагогического исследования.В этой связи, используя научную психолого-педагогическую и справочно-энциклопедическую литературу, дадим определение этих понятий.
Исследование (в педагогике) –процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, её содержании, принципах, методах и организационных формах.
Объектами исследования в педагогике служат педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). (Например, образование как явление, как процесс и как результат)
Предметом исследования являются совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Т.о., предмет исследования – более узкое понятие, чем его объект. Он является частью, стороной, элемента объекта исследования. (Например, объектом может быть процесс обучения, а предметом только методы обучения (часть процесса обучения)).
Каждый начинающий исследователь, приступая к работе, должен получить чёткое представление о сущности, структуре, очерёдности этапов и основных требованиях, предъявляемых к педагогическим исследованиям (О структуре и очерёдности этапов поговорим позже, в одной из лекций). Раскроем сущность понятия «педагогическое исследование» (Этот материал идёт в развитии курса и в большинстве своем адресован тем, кто в дальнейшем будет заниматься магистерскими и диссертационными исследованиями).
|
Полонский В.М. в словаре по образованию и педагогике педагогическое исследование определяет как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях обучения и воспитания, методике преподавания различных учебных дисциплин, организации учебно-воспитательной работы, теории и истории педагогики[1].
По направленности и конечному результату в научной литературе Зеер Э.Ф., Новосёлов С.А. и Мыманюк Э.Э. выделяют три вида педагогических исследований[2].
Педагогические исследования | ||
Фундаментальные (разработка концепций и моделей развития педагогических систем) | Прикладные (изучение отдельных сторон педагогического процесса, выявление закономерностей педагогической практики) | Разработки (обоснование конкретных научно-методических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений) |
По идентификационным (т.е. тождественным, одинаковым) признакам объектов педагогической инноватики они различают следующие исследования[3]:
Объекты исследовательской деятельности | Идентификационные признаки объектов педагогических инноваций |
Педагогический процесс | Способ организации образования, внешние и внутренние факторы (условия), формирования, воспитания и развития участников педагогического процесса |
Содержание образования, воспитания и развития | Знания, умения, навыки, компетенции: мотивы, отношения, ценностные ориентации, способности, образованность и воспитанность. Объём, структура и взаимосвязь этих признаков |
Методы (технологии) обучения, воспитания и развития как система взаимосвязанных действий педагогов и обучаемых по усвоению содержания образования, способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия, а также развития социально-значимых качеств личности | Образовательные (педагогические) действия и операции, их последовательность, чередование и взаимосвязь параметры и условия их выполнения |
Педагогические средства | Педагогически ориентированные материальные предметы, устройства, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции воспитания и развития обучающихся |
Исторический процесс развития педагогических знаний и образовательной практики | Состав, содержание и задачи образования в разные исторические эпохи, их сопоставление и сравнительное исследование образовательных систем разных стран, а также анализ творчества выдающихся педагогов |
Теоретико-методологические основания развития педагогической науки | Структура и динамика организации научной деятельности функционирования педагогической науки и её взаимодействия со смежными науками, а также методики оценки научных результатов |
Важнейшие характеристики научного исследования:
|
· систематичность,
|
· эмпиричность.
Систематичность – это строгая и чёткая последовательность проведения всех этапов исследования, благодаря которым исследователи осуществляют системный подход.
Помимо систематичности, важнейшей характеристикой педагогического исследования является его эмпиричность.
Эмпиричность – производная от понятия «эмпиризм». В «Энциклопедии профессионального образования» «эмпиризм» (от греч. – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему»[4].
Эмпиричность подразумевает, что предположения разработчика, касающиеся различных сторон исследования и его результатов, могут быть подвергнуты объективной критической проверке другими лицами, а не только самим исследователем. Научное педагогическое исследование должно основываться на точно установленных, допускающих эмпирическую проверку фактах, опираться на известные теории, строиться на логико-конструктивных схемах, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в других научных работах.
Приведём критерии оценки процесса научно-педагогического исследования:
· правильная постановка проблемы фиксирует проблемную ситуацию, то есть отражает нечто неизвестное в объекте;
· теоретико-методологическая обоснованность исследования отражает (подразумевает) подходы и принципы исследования, адекватность объекта и предмета исследования теме диссертационной работы, а также состоятельность гипотезы;
· научность понятийного аппарата предполагает употребление предварительно эксплицированного (т.е. объяснённого) научного понятийного аппарата, а также его необходимость и достаточность (если в новых понятиях и терминах нет нужды – они не должны вводиться в структуре понятийного аппарата исследования);
· научность методов исследования предполагает, что методы исследования позволяют получить достоверную информацию об объекте исследования, обеспечивают предпосылки для установления его сущности;
· воспроизводимость результатов исследования отражает принципиальную возможность проверки достоверности проведённого исследования;
· включённость в конкретные инновационные процессы в образовании, отражает принципиальную возможность проверки достоверности факта и наличия социально-экономического эффекта от использования результатов диссертационного исследования в конкретных инновационных процессах в образовании.
В качестве критериев оценки результатов научного исследования выступают:
· новизна результата, подчёркивающая качество нового знания: изменение содержания знания, переосмысление, переоценка старых знаний, их уточнение и, в известном смысле, отрицание, полученные на основе анализа идентификационных признаков объекта исследования;
· практическая инновационная значимость – социально-педагогическая полезность продуктов исследования в конкретных инновационных процессах в образовании;
· нравственно-этическая направленность – социально-педагогическая безопасность и здоровьесбережение[5].
При проведении научно-педагогического исследования необходимо:
· исходить из объективности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
· обеспечить целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
· изучить явление в его развитии;
· изучить данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;
· рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития[6].
Вопрос 2.
Задачи и структура учебного курса
Основными задачами учебного курса являются следующие:
· раскрыть сущность основных понятий в области научного педагогического исследования;
· дать общую характеристику научного исследования;
· раскрыть структуру и логику научного исследования, познакомиться с процессом его подготовки, организации и апробации;
· познакомиться с характеристикой методов исследования, развить умения их использования в процессе выполнения творческих и исследовательских работ;
· приобрести умения и навыки правил оформления диссертационной работы.
Структура настоящего курса представлена в соответствии с поставленными выше задачами.
Логика построения учебного курса следующая:
· методология педагогического исследования,
· основные понятия в области научного педагогического исследования,
· структура и логика научного исследования, технология организации исследовательской деятельности по педагогике,
· методы педагогического исследования,
· технология работы с информационными источниками и текстовым материалом,
· виды и специфика подготовки научно-педагогических сообщений, научно-педагогических текстов.
/Подробнее материал о содержании учебного курса представлен в рабочей программе/.