Н. С. Грибанова
Байкальский государственный университет,
г. Иркутск, Российская Федерация
Кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности
Н. Н. Грибанова
Байкальский государственный университет,
г. Иркутск, Российская Федерация
Кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности
Доцент, к.э.н.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Планирование как наука представляет собой комплекс систематизированных
знаний о закономерностях развития и функционирования различных хозяйственных систем. Менее всего разработано тактическое и стратегическое планирование в компании.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
В стратегическом планировании важным аспектом выступает анализ перспектив организации, выделяются опасности, возможности, тенденции, которые могут повлиять на уже сложившиеся и существующие в определенный период времени тенденции.
Важнейшая задача стратегического планирования — обеспечить нововведения, необходимые для деятельности предприятия, улучшить адаптацию организации к внешней среде.
Наиболее важный этап анализа финансового состояния компании заключается в определении наличия собственных и приравненных к ним средств, а также в установлении факторов, влияющих на их изменение в определенном периоде. Наиболее оптимальным вариантом считается формула отсутствия задолженности как самой компании, так и других хозяйствующих субъектов.
Финансовый прогноз экономисты-теоретики предлагают строить на основе трех основных типах моделей:
– дескриптивные;
– предикативные;
– нормативные.
Дескриптивные модели — основные модели описательного характера, используемые для анализа финансового состояния компании. К ним относятся разработка системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный, горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности.
Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностического характера. Наиболее распространенными из них являются расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.
С помощью нормативных моделей предоставляется возможность сравнивать
фактические результаты деятельности компании с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.
В экономическом анализе деятельности компании предлагаются следующие
основные подходы:
– вертикальный анализ — представляет финансовый отчет в виде относительных показателей;
– горизонтальный анализ — позволяет построить одну или несколько аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста;
– трендовый анализ — часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Это самый простой способ финансового прогнозирования;
– факторный анализ — предполагает, что результативный показатель зависит от разнообразных и многочисленных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей;
– анализ с помощью финансовых коэффициентов.
В литературе по планированию в компании также различают две схемы организации работ по составлению бюджетов: по методу break-down(сверху-вниз) и по методу build-up(снизу-вверх). По первому методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е. руководство компании устанавливает цели и задачи. После чего данные показатели во все более детализированной форме (по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия) включаются в планы подразделений.
По методу build-up расчет показателей реализации начинаются с отдельных сбытовых подразделений, а затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит данные показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий план предприятия.
Наиболее важной характеристикой процесса прогнозирования является его неопределенность. На практике точность прогноза определяется в конечном итоге сочетанием двух компонентов:
–адекватностью используемой модели, т. е. насколько точно она отражает реальное состояние исследуемого объекта;
–наличием достаточного объема объективной исходной информации для построения прогноза.
Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ включает определение наиболее важных черт и свойств моделируемого объекта и абстрагирование от второстепенных задач. На этом этапе изучается структура объекта и основные экономические зависимости, объясняющие поведение и развитие объекта.
На этом этапе предлагается математический анализ модели. Целью этапа является выделение общих свойств модели. В данном случае применяются только математические приемы исследования. Существует разница в подходах к решению проблемы: экономический подход — это чисто качественный, математический — чисто количественный.
Еще один метод, применяемый в системе прогнозных оценок - эвристический, который основывается на усреднении сведений, получаемых при интервьюировании разных участков рынка. Главной чертой данного метода является то, что он представляет достоверную информацию о нуждах потребителя, но не учитывает вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
Для учета временных изменений объема продаж продукции, работ и услуг применятся метод анализа временных рядов, который включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.
Суть метода экстраполяции состоит в распространении выводов, полученных на основе наблюдений за объемом продаж на будущее в течение определенного периода времени. По мнению автора, добиться устойчивого состояния предприятия на рынке можно только на основании построения алгоритма расчета, основываясь на простейшем «кирпичике» деятельности хозяйствующего субъекта — операции и ее оценки как во временном, так и в финансовом планах. Данный подход основывается на построении прогнозов «снизу» с максимальной детализацией производственного процесса.
Основной задачей предложенного подхода будут границы применимости моделей прогнозирования и вероятность предлагаемой прогнозной оценки. Следствием работы предложенной программы явится экономия времени при принятии управленческих решений, также разрабатывается и система возможных погрешностей в процессе прогнозирования управленческих задач.
Следует отметить, что роль и предназначение прогнозирования как функции организации деятельности любой экономической системы не в точном расчете тех или иных показателей, а в определении направления стратегии предприятия в быстро меняющихся внешних условиях хозяйствования. Эта работа призвана обнаружить внутренние резервы компании, соблюдать режим экономии.
Для осуществления автоматизации прогнозных оценок на предприятии необходимо иметь или разработать комплект технологической и конструкторской документации, которая касается организации технологического процесса производства.
Технологические процессы создаются технологом в виде плана-графика, где
устанавливаются этапы освоения изделия, перечень работ по технологической подготовке производства и длительность их выполнения, состав подразделений-исполнителей и ответственные по каждому подразделению. Без этих данных разработка автоматизированного процесса прогнозирования значительно потеряет точность в расчетах.
Несмотря на то, что автоматизация процессов может выполняться на различных уровнях, принципы автоматизации для всех уровней и всех видов процессов будут оставаться едиными.
RQXF-WFI81-1VCAN-8X3YS-CU3