Уровни понимания дошкольников.




 

Воспитатели различаются
степенью сформированности у них педагогической социальной
перцепции. Выделены три уровня понимания дошкольников
воспитателем.
Низкий уровень характеризуется отражением лишь отдельных
черт ребенка, внешней картины его поведения, без
проникновения в его мотивационную сферу.
Оценка дошкольника в значительной степени обусловлена его поведением в процессе бытовой деятельности.


Допускаются существенные ошибки в оценке достижений
ребенка в игровой, учебной, художественной деятельности, в
определении эмоционального климата дошкольника как в группе
сверстников, так и в семье.

 

Для воспитателя с низким уровнем
понимания ребенка характерен явно выраженный субъективизм в
оценке воспитанника. Нет инициативы в изучении личности
ребенка, его микросреды, группы в целом. Этот тип понимания
наблюдается, как правило, при открыто отрицательном и скрыто
отрицательном отношении к детям.


Воспитателям же среднего уровня понимания детей свойственно
более полное и глубокое познание воспитанника, его внутреннего
мира. Характер оценки ребенка определяется в решающей степени
поведением его в значимых для дошкольника видах деятельности.

Для педагогов этой группы характерна более верная оценка
развития ребенка, его положения в системе личных отношений.
Они пытаются и оказываются способными правильно понять и
некоторые мотивы детского поведения. Однако, как правило, слабо
«видят» личностную микросреду своих воспитанников, возможности ее влияния на развитие детей.


Имеют свои особенности и педагоги высокого уровня понимания.

 

Их отличает способность достаточно точно оценить развитие
ребенка по существенным признакам, диагностировать процесс
развития, заметить сдвиги в нем, предвидеть (оптимистично, с
большой вероятностью) дальнейшие шаги в становлении личности
ребенка, его успехи в значимых видах деятельности.

 

Для воспитателей высокого уровня понимания характерно глубокое
проникновение как в познавательную, волевую, так и в
мотивационную сферу ребенка, распознавание зарождающейся
направленности, стержня его личности, видение не только
возрастных, но и индивидуальных его особенностей. Замечено также проявление интереса и инициативы в познании ребенка, его личностной микросреды.

 

 

Давая характеристики своим воспитанникам, педагоги
дошкольных учреждений с высоким уровнем понимания детей
называют значительно большее число их качеств, нежели
воспитатели с низким и средним уровнем понимания.

 

Они отмечают как уже сложившиеся черты характера ребенка,
так и формирующиеся; не только типичные возрастные
особенности, но и своеобразную неповторимость ребенка, его
особую привлекательность; замечают изменения в развитии своих
воспитанников, что значительно реже наблюдается у
представителей среднего уровня понимания и отсутствует у
воспитателей с низким уровнем понимания детей.


Типичным для свободных характеристик, данных педагогами
с высоким уровнем понимания детей, является поиск ими причин,
влияющих на развитие ребенка, сказывающихся как в
ускоренном развитии, интересах, так и в отставании, отклонениях
в его поведении. Такой воспитатель ищет их и в физическом
состоянии ребенка, его здоровье, задатках, в микросреде ребенка (в
том числе семейной).

 

В свободных характеристиках, данных воспитателями с высоким уровнем понимания детей, проявлены способность диагностировать и проектировать развитие дошкольника, переживания
по поводу вероятных ошибок, недооценки при восприятии своего
воспитанника другими, расхождение прогноза с реальными
достижениями ребенка и по-прежнему — вера в него.

 

Влияние педагогического отношения на социальную перцепцию

На восприятии и понимании детей сказывается и
педагогическое отношение к ним. И это объяснимо, поскольку
«понимание не только интеллектуальный процесс. Оно всегда
переживается личностью. Чувства не просто сопровождают
процесс понимания. Они влияют на его протекание, становятся
составным моментом его движущих сил»


Результаты исследования, проведенного Е.JI. Гутковской, Ж. А. Козловой и Т. М. Усенковой, дают основание
считать, что положительное отношение к детям является своеобразным
катализатором, усиливающим «психологическое зрение» воспитателей и учителей, стимулирующим активность педагогов в познании
развивающейся личности.

 

Различия, обусловленные типом отношения к детям, проявляются в уровне глубины и полноты отражения личности воспитанников, в способности прогнозировать развитие ребенка и детского общества, рефлексировать, осознавать свое педагогическое влияние (в том числе
коррекционные воздействия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: