Типы педагогического отношения




Н. А. Березовин, Я. J1. Коломинский, С. Л. Русалинова
выделяют следующие типы отношения педагога к детям:
устойчиво-положительный, неустойчиво-положительный, пассивно-положительный, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный.

Устойчиво-положительный тип.

Воспитатели этого типа характеризуются ровным, душевным отношением к детям, заботой о них. Им присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше
убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом,
мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен.
Педагоги данной группы отличаются педагогической
направленностью деятельности.

Этим отношением пронизана вся деятельность воспитателя.
Оно во всем — и в большом, и в малом.

----------------------

Всех детей помню и люблю, — делится опытный педагог, влюбленный в
свою работу. — Встречаю часто выпускников, они мне близки, как родные...
Помню, мальчик в старшей группе был очень робкий, рыженький такой,
конопатый — «солнышко». Дети его не приняли. А потом я стала вовлекать
его в игру, приголубила. Игрушка новая — ему первому, сладости какие —
тоже... Своим вниманием, отношением к нему и детей привлекла. Отметить,
похвалить старалась его первого, где он лучший. И знаете, дети стали по-другому к нему относиться... (М. Ф. Д., педстаж - 22 года.)
----------------ф.--------------
Пассивно-положительный тип.

Воспитателю свойственно нечетко выраженная эмоционально-положительная направленность в общении с детьми. Он нередко сух и официален с ними.
Неустойчиво-положительный тип.

Характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной направленности. Педагоги этого типа нередко
попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка
ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной
степени зависят от характера сложившейся ситуации.

Открыто-отрицательный тип.

Воспитатель такого типа
характеризуется негативным отношением к детям, педагогической
работе. Всем своим поведением как бы подчеркивает, насколько он
выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности,
сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках,
фактах плохого поведения.
Педагога такого типа нетрудно определить.

Бестактность, черствость, игнорирование возрастных и
индивидуальных особенностей, высокомерие типичны для этих
воспитателей.
Пассивно-отрицательный тип.

Воспитателю свойственно скрытое отрицательное отношение к педагогической деятельности.
Он умеет создать внешние признаки хорошей организации работы,
однако на самом деле к работе и детям безразличен.

Грамотный руководитель, стимулируя позитивное отношение,
обычно опирается на воспитателей с активно-положительным
типом отношения к своим воспитанникам, к детям, и на молодых
педагогов, чья профессионально-педагогическая направленность
еще окончательно не сформировалась.

Он помогает педагогам
пассивно-положительного типа овладеть умением проявлять свое
положительное отношение к детям, убедит их в необходимости
этого;

воспитателям неустойчиво-положительного типа —
сохранять выдержку, ровность в общении, поможет им стать
хозяином ситуации.

От руководителя, его ценностных ориентаций, педагогического коллектива, микроклимата во многом зависит, какое отношение к детям, работе будет преобладать в детском саду.

Ведь далеко не безразлично, что особенно высоко здесь котируется,
ценится. То ли послушание, тишина и порядок в группе, то ли то,
как тянутся дети к педагогу, теплота взаимоотношений между ним
и воспитанниками.

4. Социальная перцепция педагога детского сада.
В чем проявляется понимание ребенка?


Важное место во внутренней подструктуре педагогического
взаимодействия занимает и социальная перцепция.

Социальная перцепция (от лат. perceptio — восприятие и socialis —
общественный
) — это «восприятие, понимание и оценка людьми
социальных объектов (других людей, самих себя, групп,
социальных общностей и т. п.

Понимание ребенка... Оно и в предложенной плачущему новичку забавной игрушке, улыбке, одобрительном взгляде, похвале педагога в ответ на проявленную находчивость, изобретательность; в ласке, тихой, задушевной беседе с ребенком, когда у того дома беда; в подаренной марке юному филателисту.

 

Понимание воспитателем дошкольника проявляется и в способности
предложить ему такое занятие, которое бы заинтересовало ребенка,
такую роль в игре неуверенному пока еще в себе малышу, с которой
бы он справился; в умении ставить детям вопросы разной сложности
с учетом «зоны ближайшего развития» каждого из них, по-разному,
в зависимости от мотива, содержания детского вопроса ответить на
него и словом и поведением; в способности промолчать, «не
заметить» проступок нервного, обделенного вниманием родителей
ребенка, в проявлении особой теплоты, ласки в общении с ним.

Порой оно и в такой вот «мелочи»:
...Провожу обычную закаливающую процедуру — мытье ног. Все идет
нормально, только вот Валера собирается обливать ноги в сандалиях.
Возвращаю снять обувь. Но не тут-то было. Обычно послушный, тихий,
Валера на этот раз не реагирует, а вновь идет в сандалиях. Еще раз
напоминаю о необходимости снять сандалии. Но мальчик не сдвинулся с места. Смотрит на меня такими умоляющими глазами. Почему? И тут я заметила — новые сандалии.
«Валерочка, у тебя новенькие сандалии да такие красивые», - говорю я
весело мальчику. И тут мальчик засиял, рассказал, кто ему купил их.
Обратила внимание ребят на новые Валеркины сандалики. А мальчику
объяснила, что если он в них будет обливать ноги, то они намокнут и не будут такими красивыми. Мальчик охотно снял сандалики. Вот и решили проблему».

(Из дневника Л. Н. С-ой, образование неоконченное высшее педагогическое, стаж — 9 лет.)


Восприятие и понимание педагогом ребенка проявляется в
тактичности воспитателя, в характеристиках, словесных портретах
детей, им данных.


Исследования психологов (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева, Ю.
Н. Кулюткин, С. Г. Сухобская, Е. А. Панько, Е. JI. Гутковская и др.)
свидетельствуют об определяющей роли социально-перцептивного
компонента педагогического взаимодействия в организации
индивидуального подхода к детям.

И специальные исследования, и жизненные наблюдения
убеждают в чрезвычайной важности в педагогической деятельности социальной перцепции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: