О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ




Методическое пособие

Предмет «Музыка»

Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

II класс

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

 

Вводный разворот учебника для II класса ориентирует учителя на разработку такого сценария урока, благодаря которому школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась.

Учащиеся начнут свои встречи с музыкой на уроках в этом классе с произведений М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева — золотого фонда мировой музыкальной культуры. (С этими страницами учебника перекликаются развороты в рабочей тетради: «Музыка вокруг нас», «Как появляется музыка».)

«Рассвет на Москве-реке». Мелодией вступления «Рассвета на Москве-реке» к опере «Хованщина» гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881) открывается первый урок музыки в этом классе. На нотной строчке только три такта — фрагмент вступления. Возможно, наличие этого произведения в начальной школе вызовет у учителя некоторую обеспокоенность. Но в учебник включена не опера «Хованщина», а дивная русская мелодия — родной песенный мотив, музыка, прошедшая испытание временем. На первом уроке достаточно сыграть главную тему на фортепиано, спеть ее с учащимися в удобной для них тональности, послушать тему и несколько ее вариаций в оркестровом звучании (увести звук, если внимание учащихся будет ослабевать).

Примерные вопросы к учащимся:

— На что похожа эта мелодия (песня, танец, марш)?

— Какому народу близка эта музыка?

— Эту мелодию написал композитор или она народная?

— Какие интонации помогают вам узнать, а точнее, услышать время суток, изображенное в музыке?

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

При первичном прослушивании не стоит называть фамилию композитора. Можно предложить детям самим придумать название произведения. (Хорошо, если второклассники найдут слова, характеризующие мелодию, например: тихая, светлая, спокойная, порывистая, стремительная, утренняя, рассвет, солнце встает; затем откроют страницу учебника, рассмотрят данный разворот и еще раз послушают музыку.) В дальнейшем они неоднократно будут обращаться к этому произведению.

«Здравствуй, Родина моя!» «Моя Россия». Эти развороты знакомят учащихся с песнями Ю. Чичкова (слова К. Ибряева) и Г. Струве (слова Н. Соловьевой) о Родине, о родном крае. Песни контрастны и по форме, и по характеру исполнения, имеют различные средства музыкальной выразительности. Их объединяет одно — светлое, радостное, поэтичное отношение человека, любующегося своим краем.

Опыт показывает, что песню «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова дети легко разучивают, с удовольствием ее исполняют и она надолго запоминается.

Песня «Моя Россия» Г. Струве сложнее, особенно в отношении фразировки, дыхания. С этой песни начинается освоение куплетной формы (запев и припев). Не стоит стараться выучить ее за 2—3 занятия, лучше найти повод обратиться к ней не раз; например, в этом же классе она может служить музыкальным эпиграфом к разделу «Гори, гори ясно…». В III классе ее можно сопоставить с романсами русских композиторов (см. развороты «Природа и музыка» и «Звучащие картины»). В IV классе сравнение этой песни с «Песней о России» В. Локтева на слова О. Высотской и русской народной песней «Ты река ль, моя реченька» позволит учащимся не только ярче ощутить вокальное начало русской песенности, выработать навык кантиленного пения, но и понять, какими средствами выразительности достигается именно такой характер музыки, узнать особенности куплетной формы.

Целесообразно обратить внимание учащихся на оформление этих песен в учебнике, включая рисунок и ноты. С первых занятий нотная запись помогает детям получить представление о мелодии и аккомпанементе: короткие, энергичные фразы мелодии и задорный аккомпанемент первой песни (его дети могут исполнить на воображаемом фортепиано или две басовые ноты сыграть в четыре руки с учителем на реальном инструменте). Повторяющиеся интонации, напевные фразы второй песни, вписанные в изображение радуги, создают настроение светлой радости. Для ориентации в нотной записи помощь окажет страничка «Музыкальная азбука» в рабочей тетради. Задания, помещенные на этих страницах, ребята могут выполнить дома.

«Гимн России». На развороте представлены фрагменты нотного и литературного текстов Гимна России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова), Государственные флаг и герб России, а также своего рода символы России: Красная площадь, храм Христа Спасителя, здание Большого театра.

Задания в рабочей тетради на страницах, которые озаглавлены поэтической строчкой «Россия, Россия, нет слова красивей» из песни Ю. Чичкова (стихи Ю. Разумовского), подводят некоторый итог работы по данному разделу.

 

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Рассматривая с учащимися рисунки и фотографии на шмуцтитуле, можно обратить их внимание на изображение здания Большого зала Московской консерватории — одного из лучших концертных залов России, памятник П. Чайковскому, установленный перед входом в Московскую государственную консерваторию, которая носит его имя1.

Рассказ обо всем этом может сопровождаться звучанием уже знакомых детям сочинений П. Чайковского. Это могут быть «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик», пьесы из «Детского альбома». Возвращение к уже знакомой музыке на новом уровне — углубление в ее интонационно-образное содержание — приближает музыку к детям и детей к музыке. Знакомое произведение становится все более любимым.

«Симфоническая сказка». Начиная знакомство учащихся II класса с музыкой симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», можно напомнить о том, что в опере они уже встречались с музыкальными темами — характеристикой героев детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» Но если в опере эти темы персонажи поют, то в сказке С. Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — «тембр», как говорят музыканты.

Знакомясь с темами действующих лиц сказки, нужно обращать внимание на их жанрово-интонационные особенности, например, тема Пети напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя — мальчик, такой же, как и все дети, — играет, веселится, танцует и поет, «разговаривает» со своими знакомыми. Мелодия Пети, исполняемая струнными инструментами оркестра, беззаботная, легко взлетающая вверх. Так она звучит в начале сказки.

А если прислушаться к «Заключительному шествию» в конце сказки, то становится понятным то, что Петя — герой, он со своими друзьями поймал злого Волка: музыка звучит торжественно, в темпе неторопливого шествия-марша. Теперь тему Пети играют не только струнные инструменты, а весь оркестр, поэтому она звучит так уверенно и важно.

Птичка, маленькая и легкая, охарактеризована высокими «чирикающими» звуками флейты (со звучанием этого инструмента и темой Птички учащиеся познакомились еще в I классе). Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки кларнета. Неторопливую поступь («вперевалочку») Утки и ее кряканье — гнусавый гобой. Сердитого и ворчливого Дедушку — низкие звуки фагота. Осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота; а их выстрелы — ударные инструменты: тарелки и большой барабан. Страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трех валторн.

Пусть учащиеся попытаются понять значение того или иного средства выразительности. Рассматривание нотной записи музыкальных тем персонажей сказки в учебнике позволит учителю обратить внимание на особенности мелодики, ритма, регистра (на что укажут скрипичный или басовый ключ), темпа, штрихов (акценты, стаккато). Можно наиграть, например, тему Пети и попросить детей спеть мелодию ровными длительностями (без пунктирного ритма и акцентов) Оказывается, именно эти особенности придают задор и энергию данной мелодии, а светлую окраску — мажорный лад. А что изменится, если спеть эту мелодию в миноре?

«Петя и волк». Названия инструментов и имена персонажей сказки учащиеся смогут прочитать на развороте, где дается «партитурный лист». Изображение детей, сидящих у старинного граммофона, напомнит, что сказку можно послушать и дома, в записи на аудиокассете2.

Условная партитура поможет максимально собрать внимание детей и сделать восприятие всей сказки более увлекательным. Слушая сказку на уроке, учащиеся следят за ее развитием по партитуре в учебнике, затем самостоятельно выполняют задание, предлагаемое в рабочей тетради. Здесь надо отметить на соответствующей линии — строке партитуры — появление каждого действующего лица. Таким образом, дети смогут не только запомнить на слух тембры инструментов симфонического оркестра, но и зримо увидеть их взаимодействие в сказке, постичь ее музыкальную драматургию.

Дополнительная информация

В 1936 г. появилась на свет симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева — «подарок не только всем московским детям, но и своим собственным», как шутливо говорил композитор

Мысль о ней подала ему Н. Сац, директор и художественный руководитель Детского театра. Идея веселого представления, где живое, увлекательное слово естественно чередуется с музыкой, а каждый персонаж представлен тембром того или иного инструмента, увлекла С. Прокофьева, и он сочинил сказку за четыре дня. В тексте ее проявились и свойственный его литературному стилю лаконизм, и конкретность образов действующих лиц, и замечательный прокофьевский юмор. Невозможно без улыбки читать автограф текста, написанного в диковинной прокофьевской манере — почти без гласных «А есл послушать внимтльно, то слышно бло, кк в живте у волка крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил ее живьем».

Остроумная, жизнерадостная музыка «Пети и волка» несет одновременно и педагогическую функцию, демонстрируя звучание отдельных инструментов оркестра. При этом Прокофьев стремился к наглядным контрастам: «Волк — птица, злое — доброе, большое — маленькое». Добрый, доверительный тон обращения к детворе был найден С. Прокофьевым удивительно точно.

«Картинки с выставки». Параллельно второклассники продолжают знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. С главной темой «Прогулки» из фортепианной сюиты учащиеся познакомились в сопоставлении с «Прогулкой» С. Прокофьева. В концертном зале «прозвучат» еще две пьесы, контрастные по своему образному строю, — «Богатырские ворота» и «Балет невылупившихся птенцов».

Перед восприятием пьесы «Богатырские ворота» можно спеть тему «Прогулки» в разных вариантах: распевно, подчеркивая ее песенность; энергично, подчеркивая маршевую поступь, изменить темп и спеть широко, могуче, торжественно.

А если спеть быстро, отрывисто? Не возникнет ли ассоциация с радостным, праздничным звучанием колоколов? После этого послушать и спеть с детьми эту мелодию в ритмически измененном виде — так, как она звучит в пьесе «Богатырские ворота». Пусть учащиеся попытаются ответить на вопросы: что же изменилось в звучании — мелодия, ритм, темп, динамика? Что нового придали мелодии «Прогулки» эти изменения? Пусть ребята внимательно всмотрятся в нотную запись «Богатырских ворот» и обратят внимание на «крупные» длительности, динамические оттенки, подчеркивающие именно торжественный характер звучания пьесы.

Желательно, чтобы каждая из пьес первоначально появлялась вне связи с рисунками В. Гартмана, а как самостоятельное произведение. Что услышат в нем дети? Какое название дадут ему? Как нарисуют эту музыку, передавая свое впечатление? Только после этого целесообразно обратиться к рисункам В. Гартмана, послужившим толчком к созданию музыки. Это жанровые сцены, портретные зарисовки, образы, связанные с народным творчеством (сказкой, преданием, эпосом). Важно, чтобы дети почувствовали, что музыка не изображает своими средствами то, что нарисовал художник, а создает свой образ, подчас очень отличающийся от того, что представлено на картине.

Контрастом к «Богатырским воротам» служит пьеса «Балет невылупившихся птенцов». На основе простого эскиза В. Гартмана к балету, изображающего нескладных «детенышей-птенцов» в скорлупках, покрывающих их тело, как панцирь, строится шутливо-танцевальная сценка (скерцино). В ней сочетаются черты фантастики с изобразительными моментами (интонации «писка птенцов»), подчеркивающими юмористический оттенок балета. Изобразительный характер пьесы становится сразу очевидным для ребят: быстрый темп, высокие звуки (регистры), порхающие, чирикающие интонации. Почему же М. Мусоргский в названии пьесы поставил уже знакомое учащимся слово «балет»?

Представьте учащимся пьесу в различном исполнении, одно из которых — С. Прокофьева (известно, что он был великолепным пианистом). Нередко после первого прослушивания дети говорят, что это разные пьесы — настолько различно исполнение. Если спросить у них, о ком эта музыка, кто является ее действующим лицом и сколько этих действующих лиц — одно или много, то, как правило, учащиеся слышат одного героя в исполнении С. Прокофьева и много действующих лиц в исполнении, например, С. Рихтера. В первом случае — это, по их мнению, маленький, нескладный человечек или птенец, зайчик или другое маленькое существо, которое как будто только учится ходить, падает, снова поднимается. Здесь изображение не столько писка птенцов, сколько нескладности движения. Там же, где много действующих лиц, — действительно шуточно-танцевальная сценка.

Так развивается «пытливый слух» ребенка — слух, который понимается как познавательная деятельность, становление его помогает находить опорные точки при восприятии музыки, организовать музыкально-слуховые впечатления. Сознание закрепляет несколько ритмических, мелодических или гармонических стержней (чаще всего короткие напевы) — они становятся «своими». Главное, как не раз подчеркивал Б. Асафьев, — тут наступает творческий момент.

Следующие две пьесы из «Картинок с выставки», с которыми знакомятся дети на страницах учебника, — «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») и «Лимож. Рынок». Предложите учащимся представить себя в роли композиторов и по первым тактам — начальным интонациям этих пьес определить, музыка какого характера может «вырасти» из них. Пусть дети на нарисованной или воображаемой фортепианной клавиатуре «исполнят» движением начальные интонации этих пьес, в которых как бы «спрятаны» характеры персонажей и событий, происходящих в них. Это поможет яснее почувствовать музыкальные образы и дать их обобщенные характеристики. После этого можно обратиться к нотной записи, в которой обозначен характер звучания, видны быстрое движение мелких шестнадцатых длительностей в пьесе «Лимож. Рынок» и необычная, прерывистая запись мелодии «Избушки на курьих ножках» (громкие аккорды или отдельные звуки чередуются с паузами), и «сыграть» пьесы еще раз. После прослушивания пьес можно сравнить их музыкальный язык.

Уместно сопоставить со звучанием «Избушки на курьих ножках» рисунок В. Гартмана и рисунки учащихся. Это поможет ответить на вопрос, связанный с музыкой М. Мусоргского: композитор иллюстрировал рисунки В. Гартмана или «нарисовал» свои, совершенно иные образы? Впечатления от «Картинок с выставки» М. Мусоргского дети могут передать в цвете, линиях, рисунках в рабочей тетради. Здесь же они напишут и свои названия пьес (так, название пьесы «Баба-яга» ребята могут дать самостоятельно).

Знакомство с этой сюитой продолжится на страницах учебников в III и IV классах. Учащиеся слушают «Картинки с выставки» и в исполнении симфонического оркестра. В 1922 г. французский композитор М. Равель оркестровал эту фортепианную сюиту.

Дополнительная информация

«Цикл фортепианных пьес „Картинки с выставки“… создан в 1874 г. под непосредственным впечатлением посмертной выставки произведений художника Гартмана, друга композитора. Но рисунки Гартмана послужили лишь внешним поводом для создания оригинальных пьес… Вступительная пьеса „Прогулка“ своим ярким национальным характером придает всему циклу определенный народно-русский колорит. Черты народности проявляются в ней весьма различно: чередование широконапевной мелодии с аккордовым изложением напоминает народное хоровое пение и роднит ее с русскими величальными песнями. Повторяясь на протяжении всего цикла, „Прогулка“ служит связкой между отдельными картинками и придает всему произведению радостный, праздничный характер… После красочных зарисовок лиможского рынка, избушки на курьих ножках, меланхолической песни трубадура („Старый замок“), счастливого гомона играющей детворы („Тюильрийский сад“) звучит самая торжественная пьеса цикла — „Богатырские ворота“. Это словно гимн во славу русской богатырской мощи, фортепианное изложение здесь так богато, что в нем слышны и звон колоколов, и торжественное песнопение. „Картинки с выставки“ — уникальное произведение в мировой музыке… Влияние этого цикла на дальнейшее развитие музыки — русской и европейской (особенно на творчество французских композиторов-импрессионистов) — весьма велико»3.

Сюита (франц. suite — ряд, последовательность, продолжение) — музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом — циклическое произведение из нескольких законченных пьес, разнообразных по содержанию и построению и следующих одна за другой по принципу контраста.

«Музыкальные инструменты». Изучение основ православного богослужения сейчас актуально и необходимо, так же обстоит дело и с основами католического богослужения. Россия — многоконфессиональная страна, и уважение к религиозным чувствам людей следует формировать с раннего возраста. Как невозможно представить себе православные праздники без колокола, так нельзя исключить из католической мессы орган. Следующий разворот учебника для II класса посвящен музыке Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). И.-С. Бах — самый знаменитый композитор, писавший для органа. На органе исполнялись в основном хоралы — религиозные песнопения для католической мессы.

Учащимся предлагается послушать хорал «Утренняя молитва» И.-С. Баха и сравнить его с пьесой П. Чайковского «В церкви», написанной в хоральном складе, а также «Токатту» (ре минор) из двухчастного цикла «Токатта и фуга для органа».

«Звучит нестареющий Моцарт!» Во II классе продолжается знакомство учащихся с западноевропейской музыкой, в частности с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). Картина с изображением семьи Моцарта перенесет их в другую эпоху. В название разворота учебника, посвященного музыке композитора, вынесены слова современного поэта В. Бокова. Прослушав музыку Моцарта, пусть ребята задумаются над вопросами: почему поэт назвал этого композитора «нестареющим»? Какие чувства передает музыка композитора XVIII в. нам, слушателям нового тысячелетия? В чем секрет современности музыки Моцарта?

Дополнительная информация

Современники называли В.-А. Моцарта вундеркиндом — уникальным ребенком, который обладал феноменальными музыкальным слухом и памятью. Свои занятия музыкой он начал очень рано, с четырехлетнего возраста, под руководством своего отца — музыканта и композитора Леопольда Моцарта. (С одной из пьес Л. Моцарта — «Менуэтом» — учащиеся познакомились в I классе.)

Первые сочинения В.-А. Моцарт написал в пять лет, а с шестилетнего возраста он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии. За свою короткую (он умер в возрасте 35 лет!), но яркую жизнь композитор создал свыше 600 произведений в различных жанрах.

«Симфония № 40». На этом развороте учащиеся увидят запись партитуры Симфонии № 40 (1788 г.), едва ли не самой популярной во всем мире симфонии В.-А. Моцарта. Пусть они вслушаются в начальные интонации 1-й части симфонии, напоют их. Найдите вместе с учащимися нужный характер звучания главной темы.

После вслушивания в оркестровое звучание темы обратите внимание на порывистость, трепетность исполнения главной мелодии скрипками, динамические контрасты (громко — тихо), светлый, напевный характер второй (побочной) темы экспозиции. На страницах учебника дана партитура начальных тактов каждой из тем. В записи отчетливо видна разница в характере звучания: непрерывное движение восьмых и в аккомпанементе, и в мелодии первой темы сменяется на более спокойное, неторопливое во второй теме. Вглядываясь в партитуру, можно прочитать состав оркестра В.-А. Моцарта, увидеть, какие инструменты исполняют первую тему, а какие — вторую.

Продолжая знакомство со звучанием симфонического оркестра и его инструментами, симфонической партитурой, следует включать детей в процесс активного музицирования, предлагая им роль дирижеров оркестра. Используя приемы свободного (вне схемы) дирижирования, учащиеся могут попытаться передать изменения характера звучания, контрасты при исполнении Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.

«Увертюра». В увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт создает иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. (Обратите внимание учащихся на фотографию Венского оперного театра на развороте «Звучит нестареющий Моцарт!».) Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а опера «Свадьба Фигаро» прозвучала в 1786 г. в этом театре.

Увертюра… Что это такое? С увертюрой какого русского композитора учащиеся уже познакомились, совершая путешествие в мир музыкального театра? Как звучит вступительная тема увертюры В.-А. Моцарта? В чем особенность главной мелодии увертюры? На эти вопросы ребятам поможет ответить звучащая музыка и нотная запись.

Образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, и сжатость музыкального развития увертюры влекут за собой внутреннюю активность слуха. В педагогическом плане это имеет большое значение для усвоения учащимися принципов и приемов музыкального развития (принципа симфонизма). Немаловажно то, что осуществляется это уже на музыкальных занятиях с младшими школьниками, а не в старших классах, как это происходит обычно. Дети способны воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается. (Как уже говорилось, они интуитивно различают интонационно-стилевые особенности музыкальных произведений.)

На сопоставлении фрагментов двух увертюр — В.-А. Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» и М. Глинки к опере «Руслан и Людмила» — построена работа на этом развороте учебника. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чем их сходство? Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой?

Обобщить впечатления детей по разделу учебника «В концертном зале» помогут страницы рабочей тетради: «Пусть музыка звучит!», «Нарисуй афишу», «Составь и оформи программу концерта», «Могут ли иссякнуть мелодии?» и др.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫНЕ ПОГАСЛО!

«Русские народные инструменты». Первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др. Все это, а также предметы декоративно-прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему «Россия — Родина моя», с другой — начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа, в том числе и русского.

Здесь будет повод обратиться к тем песням, с которыми учащиеся познакомились в I классе, а также вспомнить, какие народные песни и каких исполнителей знают и любят в их семье. Конечно, учитель должен быть готов к любому неожиданному повороту этой беседы и иметь музыкальные записи и ноты для того, чтобы озвучить детские музыкальные впечатления.

«Плясовые наигрыши». Звучание плясовой русской народной песни «Светит месяц», которую дети слушают в записи и в которой определяют голоса знакомых им музыкальных инструментов, позволит заострить их внимание на вариационном построении музыки и разучить на уроке, а затем исполнить по «ритмической партитуре» этот наигрыш. Какие же особенности песни-пляски необходимо использовать в процессе разучивания партий детского оркестра? Четкое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка партитуры — бубен), равномерная пульсация (средняя строка — ложки), характерный ритмический рисунок — пунктирный ритм (верхняя строка — хлопки или притопы).

Аналогичную работу над созданием ритмической партитуры к русской народной песне-пляске «Камаринская» можно провести на уроке, подчеркивая симметричность фразировки, акценты в конце фраз, равномерность ритмической пульсации и характерного рисунка мелодии. Учителю необходимо помнить о последовательности в работе над созданием и исполнением ритмического сопровождения, о поэтапном подключении партий в ансамблевой игре, о выборе тембров инструментов, усиливающих характер исполняемой детьми пьесы.

Творческие задания типа подбора коллекции изображений музыкальных инструментов или рисования инструментов, распространенных в той местности, где живут учащиеся, и обращение к рабочей тетради и слушание музыки помогут связать впечатления детей с их жизненным опытом.

«Выходили красны девицы». «Бояре, а мы к вам пришли». Разучивание этих игровых русских народных песен направлено на создание ситуации, в которой дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре», разучивание мелодии и поиск характера звучания голосов. Желательно, чтобы мелодия разучивалась в процессе разыгрывания песни, с поочередным включением групп детского хора в соответствии с сюжетом. При этом следует обращать внимание на интонационную выразительность воспроизведения мелодии в зависимости от создаваемого образа (кого изображают дети, чью роль исполняют). Это поможет добиться уравновешенности ансамбля детского хора при исполнении песни-диалога, естественности звучания, а также избежать форсирования звука.

Работу над освоением различных жанров народных песен можно продолжить и в рабочей тетради при исполнении народных песенок «Дождик, дождик», «Заинька, зайка!», «Жук, жук, где твой дом?», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Скок, поскок», «Выходили красны девицы». В процессе работы в рабочих тетрадях над указанными песнями происходит также освоение элементов музыкальной азбуки: такт, тактовая черта, размер такта, длительности нот, ритмический рисунок, фраза, штрихи (legato, staccato), динамические оттенки (f, m, mf), а также элементы формы — запев и припев в двухчастной куплетной песне.

«Музыка в народном стиле». Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из «Детского альбома» П. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и из «Детской музыки» С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»). Сопоставление мелодий этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация (пропевание) в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания помогут учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приемы развития.

«Сочини песенку». Занятия вокальными и инструментальными импровизациями с детьми можно начать с выразительного прочтения текстов народных песенок-прибауток, определения их жанровой основы и характерных особенностей: «Раным-рано поутру» — песенка-призыв; «Тили-бом» — песенка, сочетающая в себе выразительность (тревогу, испуг) и изобразительность; «Водичка, водичка» — ласковая присказка в вальсовом ритме; «Уж ты, котя-коток» — колыбельная; «Мышка, мышка» — песенка-диалог; «Радуга-дуга» — песенка-закличка.

Можно предложить детям выбрать тот текст, который им больше понравится, и попытаться в характере распевной декламации, опираясь на исходную интонацию (она записана на нотной строке рядом с рисунком к песне), пропеть хотя бы несколько фраз. Было бы неверным надеяться на то, что дети смогут сразу сочинить песенку на заданный текст. Однако пусть они попытаются представить себя в роли сочинителей и нараспев читают эти разнохарактерные стихотворения. Лучшие «композиторские» варианты могут быть разучены всем классом. К этим детским песенкам можно также подобрать инструментальное сопровождение, подчеркивающее их характер. При этом предложите школьникам самостоятельно выбрать тембры инструментов и аргументировать свой выбор.

«Проводы зимы». «Встреча весны». На страницах учебника дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, а также введение в уроки элементов детских игр, соответствующих данному празднику, инструментальное исполнение уже знакомых плясовых наигрышей, оформление класса народными орнаментами и рисунками на тему этих праздников, выполнение на уроках труда и изобразительного искусства несложных элементов народного костюма придадут этим урокам соответствующий эмоциональный настрой, яркость и праздничную атмосферу.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных сказок (рабочая тетрадь, тема «Играем в музыкальный театр», инсценировка и вокализация сказки «Теремок»), танцев, веселых конкурсов, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей.

Впечатления детей от изучения темы «Народные праздники» можно предложить им самостоятельно обобщить на страницах рабочей тетради в теме «Гори, гори ясно…».

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ

В учебнике для II класса раздел «День, полный событий» достаточно полно отражает содержание двух детских альбомов — П. Чайковского и С. Прокофьева. Попробуем, используя методический прием тождества и контраста, провести некоторые аналогии между пьесами, входящими в циклы программных фортепианных миниатюр, — «Детский альбом» П. Чайковского и «Детская музыка» С. Прокофьева. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!

На развороте «День, полный событий» учащиеся увидят детские портреты П. Чайковского и С. Прокофьева — двух мальчиков приблизительно одного возраста, от имени которых учитель может вести свой рассказ, проживая вместе с Сережей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке и вместе с Петей Чайковским зимний день в уютном доме в Каменке. (Любопытно, что и Солнцовка, и Каменка находятся на Украине.)

Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина сказка», «Баба-яга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы» и др.).

Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Знакомство с фортепианными пьесами цикла дает учащимся возможность постичь все многообразие музыки С. Прокофьева, связанное с миром детских впечатлений и переживаний. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово-танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.

Эта музыка как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами — все удивительно, все в первый раз! Музыка необычайно близка и понятна детям. Учитель может обратить внимание учащихся на то, что во всех пьесах этого сборника отчетливо проявляются характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор, предельно ясная и вместе с тем тонкая звукопись, необычность гармоний, мелодических оборотов в самых, казалось бы, «простых» эпизодах. Сам композитор, превратив ряд пьес сборника «Детская музыка» в оркестровую сюиту «Летний день»1, дал ключ к созданию своего рода музыкально-литературной композиции. Это действительно день, полный событий, и дети сами могут подбирать или сочинять стихи, рассказы, выполнять рисунки к отдельным музыкальным пьесам или к определенной группе пьес, отражая их содержание, откликаясь на форму произведения.

Полвека отделяет «Детский альбом» П. Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль.

В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят все прекрасные качества его музыки: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы.

У С. Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.

«Музыкальные инструменты». Учащиеся знакомятся с такими разновидностями фортепиано, как пианино и рояль. Как и предыдущий разворот, он предполагает встречу школьников с пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева. Учитель может сам выбрать образцы песни, танца, марша для сопоставления их друг с другом.

Следующие развороты посвящены интонационно-образному разбору фортепианных пьес П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Работу с этими пьесами можно построить следующим образом: сравнить контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили и произведения с одинаковыми названиями, пластику движений в танцах и маршах.

«Природа и музыка». Пьесы «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева из «Детской музыки» можно сравнить с пейзажными зарисовками, с поэтическими строчками, которые, возможно, к ним подберут сами дети. В этих пьесах практически отсутствуют изобразительные «подсказки» для определения их названий. И в то же время, если уже при первом знакомстве детей с музыкой спросить у них, какое время дня ощущается в каждой из пьес, они без труда могут прийти к названиям, данным самим композитором.

Кропотливая интонационная работа с этими пьесами приблизит музыку к детям. Они ее запомнят, и С. Прокофьев станет для них одним из любимых и узнаваемых композиторов. Пьесы «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева надо слушать неоднократно. При первом знакомстве желательно обратить внимание детей на некоторые средства музыкальной выразительности обеих пьес, различие которых практически слышно сразу.

Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи на странице учебника. В нотном рисунке можно обрати



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: