Распределение ответственности в ведении портфолио




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВКА»

ОТРАБОТКА МЕХАНИЗМА УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(УЧЕНИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО)

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Школа №1

города Докучаевска»

Лядская Л.Г.

 

Докучаевск

Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка.

«Портфолио для ребенка» – звучит непривычно.

Портфолио (в переводе с итал. portfolio портфель, папка для документов) — это собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке.

Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (учитель, воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке. Собирая специальную папку - портфолио, можно не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить развитие ученика. Чтобы не получилось «собирание ради самого собирания», считаю необходимым наметить основные функции портфолио.

К ним относятся:

· диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

· целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

· мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

· содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

· развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

· рейтинговая – -показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио помогает оценить результаты, с помощью которых раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и решается следующие педагогические задачи:

· создание для каждого ребёнка ситуации успеха;

· повышение учебной мотивации;

· поощрение активности и самостоятельности;

· формирование положительных нравственных качеств личности;

· развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Портфолио для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.

У меня первый класс и в этом году я начала работу по формированию портфолио. Основной целью поставила перед собой сбор, систематизацию, хранение и презентацию результатов развития ребёнка, его достижений, способностей.

1 этап – создание портфолио (фотография, общие данные, достижения учащегося, участие во внеклассной работе)

2 этап – пополнение портфолио (короткие сочинения, памятки, творческие работы)

3 – расширение портфолио (создание новых рубрик: мои будни, творчество)

Единых требований по созданию портфолио нет, это творчество классного руководителя.

При создании "Портфолио" целью для ученика должно быть желание посмотреть на себя со стороны, увидеть себя, рассказать о себе, чтобы стать лучше. Оценить свои возможности, повысить самооценку.

Портфолио может включать в себя разнообразные разделы и рубрики, в зависимости от интереса класса и самого ребенка. Его может вести как учитель, так и ученик.

Например, раздел «Мой мир» может включать в себя информацию, которая интересна и важна для ребенка.

· «О себе» – информация об имени и фамилии ребенка. Ребенок также указывает дату своего рождения.

· «Моя семья» – здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.

· «Мой город» – рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живет ребенок. Здесь же можно нарисовать схему безопасного маршрута от дома до школы.

· «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.

· «Моя школа» – рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравится …, потому что …».

- Раздел «Учебная деятельность». Этот раздел может содержать итоговые оценки по предметам базисного учебного плана, результативность техники чтения, успехи и достижения по предметам.

- Раздел «Общественная жизнь». В данном разделе ребенок рассказывает о своих поручениях, участии во внеклассных мероприятиях.

- Раздел «Творчество». В этот раздел можно помещать творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фотографии поделок.

- Раздел «Достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, подтверждающие участие (результаты участия) в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, проектах и т.д.

- Раздел «Отзывы и пожелания», отражает отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка.

Распределение ответственности в ведении портфолио

Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а также формировать личное отношение к полученным результатам.

Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.

Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Подводя итог, можно сказать, что, составляя собственное портфолио, ученик стремится к участию в различных мероприятиях, акциях и в современном образовательном и воспитательном процессе портфолио является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность.

Таким образом портфолио становится "историей успеха", помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.

Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Важно помнить.

В 1 классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио,без помощи взрослых ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь нужно сводить к минимуму. С самого начала необходимо построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Вывод:

К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

Закончить наше выступление я бы хотела словами Э. Хаббарта: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.

Список литературы

1. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012.

2. Мишакина И.Л. Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика / И.Л.Мишакина //Управление начальной школой. – 2009.- №1.- с.61- 67.

3. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: