Статья 1. Сфера действия настоящего закона.
Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Как видим из названия статьи, все основные понятия дублируются из Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (статья 2). Само по себе «дублирование» норм не является нарушением, хотя и не представляется правильным с позиции юридической техники, поскольку ведет к «загромождению» регионального законодательства. Данной сфере отношений необходима конкретизация норм, а не их дублирование.
Статья 3. Требования к розничной продаже алкогольной продукции.
Как уже было сказано выше, розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Положения данной статьи практически полностью дублируют положения статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», что в корне противоречит принципу разделения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать толькодополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Дополнительное ограничение в тексте данной статьи только одно – в части 10 статьи 3 Проекта установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 20 часов до 10 часов по местному времени. (Для сравнения часть 5 статьи 16 Федерального закона: Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.).
|
Статья 4. Действия, направленные на контроль за соблюдением настоящего закона.
Так как сфера производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируется, по большей части, федеральным законодательством, то и контроль за соблюдением данного законодательства устанавливается на федеральном уровне. Субъектам Российской Федерации из контрольных полномочий принадлежит только осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции. Осуществляют контрольные полномочия специально уполномоченные должностные лица.
Статья 5. Общественный контроль за исполнением закона.
Положения об общественном контроле содержатся в федеральном законе и максимально объективно отражают его содержание.
Статья 6. Обязанности владельцев торговых организаций, продающих алкоголь по ознакомлению продавцов алкогольной продукции с правилами ее продажи
|
Считаем нецелесообразным установление подобных обязанностей на уровне Закона Воронежской области.
Статья 7. Реклама в привлекательной форме алкоголя несовершеннолетним.
В данной статье устанавливается, нужно понимать, административная ответственность за нарушение в сфере продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в сфере размещения рекламы.
При этом ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особенности же распространения рекламы алкоголя содержатся в статье 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ"О рекламе":
Статья 21. Реклама алкогольной продукции
1. Реклама алкогольной продукции не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
|
2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
1) в периодических печатных изданиях;
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений;
8) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.
Таким образом, статья 7 Проекта дублирует нормы КоАП РФ.
Кроме того, исходя из разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.