Профилактика девиантного поведения воспитанников интернатных учреждений средствами социокультурной деятельности.




 

Известно, что деятельность является неотъемлемым процессом развития личности. Соответственно, мы можем считать, что социализация, как свойство личности, проявляется в процессе социальной деятельности, как результат деятельности.

Основной чертой общества на современном этапе развития мы выделяем не только социальную нестабильность, но и разрушение традиционных институтов социализации, изменение стандартных способов реализации несовершеннолетними самих себя. Требуется коррекция существующих форм воспитания и развития несовершеннолетних. Следовательно, можно сделать вывод о важности проведения активной целенаправленной профилактической работы, как в общеобразовательных, так и учреждениях интернатного типа, особо выделяя проблему девиантного поведения.

В научной литературе неоднократно поднимались вопросы профилактики отклоняющегося поведения. Изучением этой проблемы занимались такие учёные, как В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинсикй, И. В. Шубина, А. С. Макаренко и многие другие. В рамках данной статьи был проведен анализ социокультурной деятельности как одного из вариантов профилактической работы с воспитанниками учреждений интернатного типа, характерным для которых является девиантное поведение

Социально-культурной деятельности уделяется большое внимание при профилактике девиантного поведения, поскольку важнейшим фактором, влияющим на становление и выражение девиаций, служит именно бессодержательно проводимое время. В процессе социокультурной деятельности применяется огромное количество форм и методов, за счёт которых создается и интенсивно изучается среда культурного досуга.

Профилактическая работа важна, так как разрушающие формы свободного досуга и прямая преступность разлагают детскую среду. Поэтому преодоление аморального, деструктивного, девиантного поведения детей-сирот предполагает необходимость обширного и всеохватывающего использования комплексной системы мер профилактики.

Соответственно, основную задачу культурно-досуговой деятельности в интернатном учреждении можно обозначить так: она состоит в необходимости контроля над процессами социальной адаптации и индивидуализации личности несовершеннолетних, иными словами, над социальным воспитанием и развитием, осуществляемыми формами досуговой деятельности, которая направлена на оптимальную и функциональную организацию досуга с целью самосовершенствования, нравственного обогащения и физического развития.

А. С. Макаренко считает, что вовлечение детей в культурно-досуговой деятельности является своего рода тренировкой в социально одобряемом поведении.

Таким образом, рассматривать социокультурную деятельность в качестве основополагающего метода профилактической работы с несовершеннолетними, обладающими отклоняющимся поведением, позволяют следующие причины:

· социокультурная среда является особенно привлекательной для детей и подростков, вследствие возможности проявления себя как субъекта социально значимой деятельности;

· социально-культурная деятельность является мотивом создания, сохранения и распространения культурных ценностей;

· социокультурная деятельность обеспечена необходимыми инструментами воздействия на подсознание и поведение детей и подростков.

Чтобы выявить эффективность данного вида профилактики, нами был изучен опыт работы ГКУ ВО "Муромский детский дом", который рассчитан 50 воспитанников, но в настоящее время там проживают 26 человек. На его базе для детей организованны различные секции, кружки по интересам, позволяющие детям найти подходящее им занятие. Ни один ребенок не остается в стороне от общей деятельности. Также ребята включены в различные информационно-просветительные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные, рекреационные, реабилитационные, профилактические и иных досуговые мероприятий. Для продуктивности воспитательного воздействия социокультурной деятельности на воспитанников применяются различные методы и формы работы. Наиболее часто используемыми формами являются: субботники, мастер-классы, вечера встреч, театрализованные представления, массовые праздники, экскурсии и многие другие. Путём вовлечения в социокультурную деятельность у детей формируются и раскрываются творческие способности, развиваются коммуникативные навыки, воспитываются уважение, гуманизм.

Итак, мы можем выделить основную роль социокультурной деятельности в профилактике девиантного поведения подростков и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Она состоит во включении несовершеннолетних в социально одобряемую систему отношений, обретение и применение своих возможностей, что, в свою очередь, способствует успешной социализации детей.

 

Литература:

1. Герасимова И.А. Воспитательный потенциал социокультурной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения сирот: исторический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14734 (дата обращения 11.03.2016)

2. Романова Н.М. Социальная детерминация подростковой преступности: сексуальное насилие. Саратов, 1998. - 20 с. (дата обращения 14.03.2016)

3. Соколов А. В. Феномен культурно-досуговой деятельности: монография / А. В. Соколов. – СПб.: СП.ГУП, 2003. (дата обращения 21.03.2016)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: