Тема 15. Правовые основы охраны природы




Понятие и значение охраны природы

Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Целямиконкретных природоохранных мероприятий являются (рис. 15.1):

– ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;

– рациональное использование и охрана водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах России, их водных и биологических ресурсов;

– упорядочение землеустроительных работ, охрана и рациональное использование земли, соблюдение оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

– сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;

– обеспечение воспроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;

– сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

– охрана природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

– улучшение использования недр.

Природные ресурсы – объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Природные ресурсы включают (рис. 15.2):

– атмосферный воздух,

– вода,

– почва,

– полезные ископаемые,

– солнечная радиация,

– климат,

– растительность,

– животный мир.

Естественно, что в связи с разными историческими этапами развития человеческого общества меняются и проблемы использования природных ресурсов и охраны природы. Человек – относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3,5 млн лет назад. Тогда воздействие людей на окружающую среду было незначительным из-за небольшой их численности. Начальная фаза преобразования окружающей природной среды связана с развитием животноводства и земледелия. Нарастание преобразующей деятельности человеческого общества связано с развитием промышленности и продолжается в настоящее время. Так, в первой половине XX в. особое беспокойство вызывало очень быстрое истощение природных ресурсов и возможная гибель человечества из-за полного исчерпания рудных месторождений и нефти. Сейчас на первое место выдвигаются угрожающие загрязнения окружающей среды, нарушение природных биоценозов, вырубка лесов, почвенная эрозия, исчезновение редких видов животных и растений.

По степени их истощения они делятся на (рис. 15.3):

– исчерпаемые;

– неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые. К невозобновляемым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.

Возобновляемые природные ресурсы – почва, растительность, животный мир, а также такие минеральные соли, как глауберова и поваренная, осаждающиеся в озерах и морских лагунах. Эти ресурсы постоянно восстанавливаются, если сохраняются необходимые для этого условия, а скорость использования не превышает темпы естественного возрождения. Восстанавливаются ресурсы с разной скоростью: животные – за несколько лет, леса – 60-80 лет, а почвы, потерявшие плодородие, – в течение нескольких тысячелетий. Превышение темпов расходования над скоростью воспроизводства ведет к истощению и полному исчезновению ресурса.

Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют соленые воды Мирового океана, но их пока мало используют. В отдельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходами бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений и ядохимикатов, что ухудшает условия обитания морских растений и животных. Пресная вода, необходимая для человека, – исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер, возрастанием расхода воды на орошение и нужды промышленности, загрязнением вод производственными и бытовыми отходами. Необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.

Климатические ресурсы – атмосферный воздух и энергия ветра – неисчерпаемы, но с развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться дымом, пылью, выхлопными газами. В крупных городах и промышленных центрах загрязнение воздуха становится опасным для здоровья людей. Борьба за чистоту атмосферы стала важной природоохранной задачей.

К космическим ресурсам относятся солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов. Они неисчерпаемы. Однако в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымленности и запыленности воздуха. Это отрицательно сказывается на здоровье людей.

Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья, однако леса имеют водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.

Река не может служить только транспортной магистралью или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать реку как место для стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов. Поэтому использовать реку только в интересах одной отрасли, как э часто бывает, нерационально. Необходимо комплексное ее использование в интересах различных отраслей производства, здравоохранения, туризма с учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем запасов воды.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.

Там, где лесов много и они неосвоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, в центральных промышленно развитых и густо населенных областях России, где лесов мало, лесные ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении.

Правило региональности действует и в отношении животного мира. Один и тот же вид промыслового животного в одних районах нуждается в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный его промысел.

Нет ничего более губительного, чем интенсивное расходование ресурса там, где он в недостатке, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке. Согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть от того, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Охрана водоема от загрязнения – это одновременная охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесной растительности нормального гидрологического режима местности – это и предупреждение эрозии почвы. Охрана насекомоядных птиц и рыжих лесных муравьев – это одновременная охрана леса от вредителей.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана лося местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Охрана и использование природы – это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это две стороны одного и того же явления – отношения человека к природе. Поэтому вопрос, который иногда задают, – охранять природу или использовать ее не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения. Основной метод охраны природы – охрана в процессе ее использования.

Применительно к автотранспорту отметим следующее.

Практически все современные автомобили снабжены двигателями внутреннего сгорания. При сравнительно небольшой массе этот двигатель развивает значительную мощность, экономичен, достаточно надежен, работает на сравнительно недорогом топливе. По мере роста автомобильного парка, стал проявляться существенный недостаток этого двигателя – с выхлопными газами в окружающий воздух поступают вредные для здоровья человека вещества. Когда автомобилей стало слишком много, в крупных городах заметно ухудшилось состояние атмосферного воздуха. Однако, до настоящего времени не создан двигатель, который мог бы обеспечить автомобилю те качества и возможности, которыми он обладает сегодня. Альтернативы двигателю внутреннего сгорания на ближайшие десятилетия не предвидится.

Автомобильный транспорт остается одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха в стране. На его долю приходится около 42% суммарных по России выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и 94,5% – от транспортного комплекса.

Отставание развития улично-дорожных сетей и объектов дорожной инфраструктуры в крупных городах, слабая организация дорожного движения, недостаточно развитый общественный пассажирский городской транспорт приводят к снижению средних скоростей движения, росту числа заторов на дорогах, высокому уровню дорожно-транспортной аварийности, повышению уровня загрязнения атмосферного воздуха, особенно вдоль автодорог и на прилегающих к ним территориях, и связанному с этим загрязнением росту заболеваний среди населения. В крупных и крупнейших городах России на автотранспорт приходится 70–90% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Законодательство об охране природы.

Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер. В настоящее время действует Закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Основой его является признание природы и ее богатств «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека».

В соответствии с Законом оценка состояния окружающей природной среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, должна оцениваться как с позиций здоровья населения, так и состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Основными задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются «регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящих и будущих поколений людей».

В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресованы предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам.

В соответствии с законодательством РФ международные договоры имеют преимущественную силу по сравнению с внутренними государственными законами. Однако, чтобы международный договор имел юридическую силу в России, он не только должен быть подписан уполномоченными лицами, но и ратифицирован (одобрен) Федеральным Собранием РФ.

Нормы закона не действуют автоматически, они выполняются и проверяются государственными органами управления и контроля, прокуратурой и судом, арбитражным судом, общественными организациями и объединениями. Закон должен создавать нравственную основу для поведения граждан.

В Законе выделены три группы объектов, подлежащих охране на территории Российской Федерации от загрязнения, порчи, повреждения, разрушения (рис. 15.4). К первой группе относятся естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы, имеющие глобальное значение. Вторую группу составляют отдельные природные объекты, а именно: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. В третью группу входят объекты, имеющие заповедное значение: государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Существенное достоинство Закона об охране окружающей среды видится в разграничении компетенций и предметов ведения между законодательными и исполнительными властями, федеральными и региональными органами власти.

В редакции Закона об охране окружающей среды к компетенции властей различных уровней относятся:

органов законодательной власти (рис. 15.5):

– определение основных направлений государственной экологической политики;

– утверждение федеральных экологических программ;

– порядок организации и деятельности органов управления в области охраны природы;

– использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

– установление правового режима чрезвычайных экологических ситуаций и правового статуса пострадавших граждан.

органов исполнительной власти (рис. 15.6):

– реализация государственной экологической политики;

– обеспечение разработки и реализации экологических программ;

– координация деятельности министерств и ведомств в области охраны природы;

– установление порядка образования и использования федерального экологического фонда;

– утверждение экологических нормативов воздействия на окружающую среду;

– определение платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами;

– организация особо охраняемых территорий;

– экологического образования населения;

– обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Начиная с 1996 г. шло формирование структуры управления охраны окружающей среды в составе федеральных органов исполнительной власти. В нее входят (рис. 15.7):

Государственный земельный комитет РФ;

Федеральная служба лесного хозяйства;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Федеральная служба геодезии и картографии;

Федеральный горный и промышленный надзор РФ;

Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

Росинформресурс;

Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням;

Государственный комитет РФ по рыболовству;

Федеральная пограничная служба;

Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям.

Помимо этого действуют специально уполномоченные государственные органы управления, предусмотренные законодательством, – Министерство природных ресурсов РФ (которое периодически во время реорганизаций Правительства подвергается восстановлению или ликвидации) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. Система Госкомэкологии России включает территориальные органы субъектов РФ, природоохранные органы межрайонного и городского (районного) уровня, государственные природные заповедники, научно - исследовательские организации и учреждения, специализированные морские инспекции, а также Государственную инспекцию по маломерным судам РФ (экологическая инспекция на водных объектах).

К ведению субъектов Федерации, как правило, относятся определение основных направлений охраны природы; планирование и финансирование региональных экологических программ и региональных экологических фондов; учет, оценка состояния и ведение кадастров природных ресурсов, координация природоохранительной деятельности всех органов управления; установление дифференцированных ставок оплаты за природопользование, за выбросы и сбросы вредных веществ; выдача разрешений на право пользования природными ресурсами; проведение экологической экспертизы и организация контроля и др.

В связи с принятием ряда смежных законов, регламентирующих разграничение полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, отдельные направления природопользования и соответственно компетенция органов природоохраны регулярно корректируются.

В ряде субъектов Федерации уже действуют собственные законодательные акты об охране природы, например законы республик Адыгея, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Саха (Якутия), Хакасия, Чувашия или экологический кодекс Республики Башкортостан. Вопросы охраны среды обитания и рационального природопользования находят отражение в уставах Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Саратовской областей. Среди законодательных и регулирующих актов Федерального законодательства об охране природы основными применительно к автотранспорту являются следующие (рис. 15.8):

Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов»

ГОСТ P ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»

ГОСТ 17.2.1.02-76 «Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения»

ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей» и другие.

Например, в соответствии с требованием ГОСТ «Охрана природы» предельно допустимое содержание окиси углерода в отработавших газах при работе двигателя на холостом ходу на минимальных оборотах коленчатого вала не должно превышать 1,5%, а на повышенных оборотах – 2,0%. При контрольных проверках автомобилей в эксплуатации допускается содержание окиси углерода на частоте вращения холостого хода до 3%.

Следует обратить внимание, что существует ряд региональных законодательных актов и постановлений местной власти, устанавливающих дополнительную ответственность за нарушения, связанные с использованием автотранспорта, например:

Закон г. Москвы № 32 от 12.05.2004 г. «О государственном экологическом контроле в городе Москве»;

Закон Московской области № 100/2003-ОЗ от 29.07.2003 г. «О пригородных зеленых зонах городов Московской области»;

Закон Московской области № 96/2003-ОЗ от 23.07.2003 г. «Об особо охраняемых природных территориях»,

а также другие действующие законы, распоряжения, постановления в соответствующих субъектах РФ.

Вопросы утилизации отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта, также отнесены к компетенции региональных и местных органов власти.

Типичными правонарушениями природоохранного законодательства водителями автотранспортных средств являются (рис. 15.9):

– стоянка транспортных средств на тротуарах, детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями;

– хранение разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянки мест;

– загрязнение территорий населенных пунктов, связанное с эксплуатацией или ремонтом транспортных средств, в том числе загрязнение посредством выноса грунта или иных инородных веществ и предметов на дорожное покрытие транспортными средствами;

– мойка автотранспорта вне специально отведенных для этого мест;

– слив на землю отработанных масел, топлива и эксплуатационных жидкостей.

За перечисленные и многочисленные подобные правонарушения водители транспортных средств могут нести гражданскую, административную и даже уголовную ответственность.

 

<<назад

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: