Экономический рост – это обобщающий показатель развития человеческого общества. Он свидетельствует о затратах труда и его производительности, росте благосостояния отдельных людей и общества в целом. Экономический рост – это составляющая экономического развития, выражающаяся в количественном увеличении валового национального продукта (ВНП). [23, с.833]
Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП за некоторый период времени или как увеличение реального ВНП за некоторый период времени на душу населения. Использоваться могут оба определения. Например, если в центре внимания находятся проблемы военно-политического потенциала, более подходящим представляется первое определение. Но при сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. [11, с.241]
Ведущими показателями экономического роста являются:
годовой прирост объёма ВНП;
годовые темпы роста ВНП на душу населения;
годовые темпы роста производства основных отраслей экономики. [2, с.402]
Экономический рост происходит в результате интенсивного и экстенсивного использования производственных факторов.
При экстенсивном типе прирост продукции достигается за счет роста численности работников и за счет увеличения мощности предприятия. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением выпуска продукции за счёт более эффективных факторов производства (совершенной техники, передовых технологий, достижений науки и. т.д.).
|
По мнению многих современных учёных, экономический рост в наши дни достигается в основном за счёт интенсивных факторов (научно-технический прогресс (НТП), повышение квалификации рабочей силы и. т.д.). [1, с.254]
Неоклассическая и кейнсианская модели.
В центре неоклассического направления стоит идея оптимальности рыночной системы, рассматриваемой как совершенный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать производственные факторы. Все процессы, протекающие на рынке – это результат взаимодействия спроса и предложения. Представители неоклассического направления строят свою концепцию экономического роста применительно к абстрактным условиям полной занятости ресурсов. Предложение, по их мнению, само создает спрос: то, что произведено, будет куплено. Это положение выдвинул еще французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832). Цена, утверждал он, будет стремиться к такому уровню, при котором спрос уравновесит предложение при полной занятости ресурсов. Отсюда следует вывод, что государственное вмешательство в экономику должно быть лишь косвенным (через денежно-кредитную сферу) и минимальным. Идеи неоклассиков были популярны в конце 19-начале 20 вв., однако они не смогли обеспечить выход экономики из глубокого кризиса 30 гг.
Именно в это время была опубликована "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), с чьим именем связана одна из наиболее известных экономических школ.
|
Джон Мейнард Кейнс выступил с критикой идей Ж.Б. Сея, которые, по его мнению, имеют мало общего с реальной жизнью. Если предложение превышает спрос, то возникает несоответствие, на преодоление которого может потребоваться значительный промежуток времени. Поэтому кейнсианцы рекомендуют ориентироваться именно на спрос и стимулировать рост всех его составляющих - и потребительских расходов домашних хозяйств, и инвестиций предприятий, и государственных расходов. Кейнсианцам и их последователям (неокейнсианцам) также принадлежит концепция мультипликатора-акселератора. Её суть заключается в том, что рост инвестиций приводит к росту доходов, а рост доходов, в свою очередь, к росту инвестиций. Таким образом происходит непрерывный, поступательный экономический рост. [2, с.410]
Кроме того, кейнсианцы, в отличие от неоклассиков, выступают за прямое государственное вмешательство в экономику, так как рыночный механизм, по их мнению, самовосстанавливается слишком долго.
Рекомендациям кейнсианцев следовали правительства многих стран мира в послевоенный период вплоть до 80-х годов, однако постепенно обнаруживались и отрицательные последствия стимулирования совокупного спроса. Предложение было не в состоянии угнаться за искусственно завышенным спросом, цены росли, и инфляция начала приобретать угрожающие размеры. Поэтому в 80-е годы правительства большинства стран стали внимательнее прислушиваться к рекомендациям неоклассиков. [6, с.177]
Качество жизни и экономический рост.
И кейнсианцы, и неоклассики давали рекомендации, направленные, в основном, на количественное увеличение экономического роста. Однако, для того, чтобы объективно исследовать такой сложнейший процесс, как экономический рост, количественных показателей явно недостаточно. Следует их дополнить системой качественных параметров. К последним относится "качество жизни" - совокупность социальных, культурных и моральных ценностей, дающих человеку возможность жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Основными составляющими качества жизни являются:
|
• улучшение материального благосостояния населения;
• увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности;
• повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;
• рост инвестиций в человеческий капитал;
• обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;
• социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;
• поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда. [12, с.322]
Следует отметить, что между качеством жизни и количественными показателями экономического роста существуют противоречия. Например, повышение продолжительности рабочего дня и связанное с ним снижение свободного времени хоть и ведут к экономическому росту, но, в то же время, снижают качество жизни. Кроме того, нельзя забывать, что человечество не имеет морального права приобретать материальные блага за счёт хищнического потребления природных ресурсов, производства наркотиков, порнографической продукции и. т.д.. Нельзя забывать о цене, которую мы платим за экономический рост. С ростом промышленности растёт и количество отходов, выбрасываемых в окружающую среду. НТП превратил людей из творцов в придатки машин, кроме того, его темпы порождают неуверенность в собственных знаниях, которые могут очень быстро оказаться устаревшими.
Мы видим, что существуют как "за", так и "против" экономического роста. Какое решение должно принять человечество в сложившейся ситуации? Воспользуемся аналогией. Образно нашу планету можно уподобить кораблю, попавшему в туман в открытом океане. Для тех, кто имеет в своем распоряжении каюты "люкс" и большие запасы продуктов (развитие страны), разумно приостановить плавание и дождаться, пока туман рассеется. Те же, кто не имеет ничего и ютится на палубе (слаборазвитые страны), рискуют из-за такой остановки просто не доплыть до берега. Поэтому, если развитые страны не стремятся к максимальному экономическому росту, (оптимальными считаются невысокие (2-3% в год), но устойчивые темпы) то для слаборазвитых стран значительный экономический рост жизненно необходим. [11, с.253]
Таким образом, мы видим, что экономический рост является одной из важнейших характеристик экономического развития, обеспечивает материальное благосостояние как страны в целом, так и отдельных граждан. Экономический рост может осуществляться интенсивным и экстенсивным путём. Первый является более предпочтительным для высоко развитых стран, так как позволяет увеличивать производство, не используя дополнительных ресурсов и не ухудшая экологию. Экстенсивный способ более приемлем для развивающихся стран с низким уровнем технологий, большим количеством ресурсов и дешёвой рабочей силой.
Как основные модели экономического роста рассматриваются неоклассическая и кейнсианская, во многом противоречащие друг другу. Очевидно, что использование той или иной модели должно зависеть от конкретных условий, в которых находится государство. [15, с. 204]
Несмотря на внимание, уделяемое проблемам экономического роста, многие задаются вопросом о самой его необходимости. Против экономического роста выдвигаются различные аргументы: загрязнение окружающей среды, исчезновение творческого труда и. т.д., однако необходимо признать, что человечество не может двигаться по пути регресса и, соответственно, не может отказаться от экономического роста. [21, с.338]