Зигмунд Фрейд: анализ психики и проблема анализирующего.




Исходная точка учения Фрейда была указана им самим в работе «Я и оно»: «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной пред- посылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» [5, с. 841]. До Фрейда понятия «психическое» и «сознательное» считались синонимами. Психическое, то есть душевное, является источником всех наших действий, поступков, желаний (это известно уже со времен Аристотеля). Но как быть с некоторыми феноменами нашей жизни, авторство которых не может быть однозначно приписано нашему «я»? К таковым относятся сны, ошибочные действия (оговорки, ослышки, и т. д.), а также невротические расстройства. Традиционно естествознание либо вовсе не считало необходимым исследовать данные феномены, либо же исследовало их только с точки зрения причин, априорно принимая за их источник некоторые внешние по отношению к ним самим силы. Фрейд, напротив, рассматривая каждый из этих феноменов, исследует их с точки зрения смысла, то есть ищет определенную цель, определенное значение для человеческой психики. Фрейд пишет по поводу оговорок: «Что значит “имеет смысл”? Это значит, что оговорку, возможно, следует считать полноценным психическим актом, имеющим свою цель, определенную форму выражения и значение» [6, с. 19]. Поскольку сознательную цель обнаружить не удается, Фрейд вводит гипотезу существования бессознательного как особого модуса психического в целом. В отличие от предсознательных (vorbewußt) представлений, к каковым относятся действия, когда-то бывшие сознательными, но вышедшие из области сознания за ненадобностью, сохраняя при этом возможность в любой момент вновь стать сознательными, содержаниям собственно бессознательного (unbewußt) присуща определенная динамика, сила воздействия на человеческое поведение, остающаяся при этом неосознаваемой. Включить бессознательное в содержание сознания оказывается практически невыполнимой для субъекта задачей вследствие действия открытой Фрейдом цензурирующей инстанции, получившей впоследствии в его работах наименование «Сверх-Я». Работа анализа для Фрейда сводится исключительно к интерпретации симптомов с точки зрения их смысла. Перед нами вновь возникает вопрос, который уже возникал при обсуждении идей Маркса и Ницше: кто способен проводить такую интерпретацию? Действительно, ведь само сознание не способно дойти до уровня бессознательного – этому препятствует цензура. Именно здесь особый статус приобретает фигура психоаналитика. Психоаналитик необходим анализируемому для того, чтобы объективировать бессознательные структуры, недоступные самостоятельной психологической интроспекции. Проще говоря, задача аналитика состоит в том, чтобы осознать за человека то, что он сам осознать не в состоянии. Психоаналитик выступает своего рода областью объективации сознания пациента. Мы видим здесь схожесть позиции психоаналитика с позицией пролетария и позицией сверхчеловека. Анализируемый не в состоянии сохранить за собой субъектные функции – они полностью детерминируются бессознательными, недоступными его воле структурами. Между тем основной целью анализа, декларируемой Фрейдом, остается следующее: «там, где было Оно, должно стать Я». Бессознательное должно быть впущено в сознание, должно быть пережито и осмыслено – это единственный способ излечения невротических расстройств. Несмотря на видимость коммуникации, возникающей в процессе психоаналитического сеанса между аналитиком и анализируемым, их роли не равны: задача анализируемого состоит в том, чтобы вывести на вербальный уровень все, что приходит ему в голову (так называемый метод свободных ассоциаций), а психоаналитик координирует интерпретацию этих содержаний. Любая попытка проявить активность со стороны анализируемого решительно должна пресекаться, потому что она неизбежно будет нести в себе импульс цензурирующей инстанции, а значит, не только никак не поможет анализу, а напротив, может его исказить. 1 В данном случае «симптомом» может выступать любой феномен, способный привести нас к бессознательному. Кроме уже упомянутых снов, ошибочных действий и симптомов неврозов, в более поздних работах Фрейд обращает свой анализ на механизмы культуры и социума, тем самым сближаясь с направлением мысли Маркса и Ницше.

Таким образом, анализируемый делегирует частично аналитику свои субъектные качества. Противоречие, заключающееся в том, что сверхчеловек и пролетарий выступают гипотетическими фигурами, а психоаналитик – реальный человек, владеющий вполне определенной профессией, является мнимым. Фигура психоаналитика лишь подчеркивает решительную невозможность субъекта возвратиться к самому себе самостоятельно – разрыв внутри сознания субъекта материализуется в фактический разрыв между аналитиком и анализируемым. Сверхчеловек способен вернуть себе утраченную субъектность, преодолев в себе все «человеческое, слишком человеческое»; пролетарий должен ступить в этот мир после окончательной победы коммунистической революции, окончания «предыстории человечества» и начала его «подлинной истории». Представить себе психоаналитика, победившего цензуру в самом себе, чье «я» полностью вобрало в себя области «Сверх-Я» и «Оно», – на это ни Фрейд, ни кто- либо из его последователей не отваживался никогда. Отметим в заключение, что позиции Маркса, Ницше и Фрейда в истории понятия «субъект» следует признать переходными. С одной стороны, они подвергли решительной критике тот фундамент, на котором покоилось понимание субъекта в классической философии.

Во-первых, из врожденного качества человека субъектность превращается в тяжелую задачу.

Во-вторых, автономность и самотождественность субъекта подвергаются радикальному сомнению, им на замену начинается поиск новых структур, детерминирующих облик субъекта.

В-третьих, единственным методом данного поиска оказывается метод интерпретации, по необходимости сближающий работу анализа с теориями и методами, разрабатывавшимися ранее в совершенно иной философской традиции, а именно герменевтической традиции. С другой стороны, каждый из этих мыслителей сохраняет в себе классическую установку субъекта – если субъект не является чем-то данным нам изначально, задача состоит в том, чтобы завоевать субъектность силой (в данном случае силой выступает философский метод). Если не представляется возможным получить установку классического субъекта в эмпирической реальности, мы должны хотя бы сохранить ее в качестве гипотетической структуры, создав тем самым идеал, задав направление движения.

Немецкий филолог, писатель и философ. Родился в семье пастора, окончив гимназию, учился в университетах Бонна и Лейпцига, где изучал классическую филологию. Преподавал в Базельском университете, из - за болезни вынужден был прекратить преподавание и заняться творческой деятельностью, странствуя по Швейцарии, Италии, Франции он написал лучшие свои книги. Основные труды Ф. Ницше – «Рождение трагедии из духа музыки » (1872); «Несвоевременные размышления » (1873); «Человеческое слишком человеческое » (); «Утренняя заря » (1881); «Веселая наука » (1882); «Так говорил Заратустра » (); «По ту сторону добра и зла » (1886); «Антихристианин » (1888); автобиография «Ecce Homo» (1888); «Сумерки идолов » (1889); уже после смерти Ницше была опубликована его книга «Воля к власти » (1901).

В 1889 г. его творческая деятельность прекратилась из - за душевной болезни, которая привела его в сумасшедший дом, где он провел остатки дней. Значение Ф. Ницше для мировой культуры весьма велико, воздействие его идей на русскую мысль представляет для нас особый интерес. В целом, философия Ницше может быть отнесена к субъективному идеализму и охарактеризована как иррационализм. Мог ли предвидеть философ с угасавшим рассудком, какая слава его ждет? Скандальные ссоры с друзьями – врагами при жизни не идут ни в какое сравнение с полемической канонадой, разразившейся после смерти Ницше и не утихающей до сих пор. То, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров. Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины 20 в. находились под влиянием Ницше. Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Он отмечал, что «школьные ослы » неправильно истолковали понятие сверхчеловека, как будто это – наименование некоего вида, который может появиться на следующей ступени эволюции. В действительности же Ницше убеждает человека «оставаться верным земле », не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. Мое направление в искусстве: продолжать творить не там, где пролегают границы, но там, где простирается будущее человека! Необходимы образы, по которым можно будет жить! Фридрих Ницше – философ литературного, а не академического склада, предпочитал этику и критику религии, именно эти разделы философии сделали его знаменитым и определили его место в истории философии. Идеи Ницше оказали огромное влияние на современную философию. Ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Многие страницы работ или целые книги С. Франка, Н. Бердяева, М. Хайдеггера, М. Фуко, Ж. Делёза и других выдающихся философов посвящены анализу его наследия, полемике с его пророчествами, пронизаны неприятием его идей или восхищением ими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: