Работу по методике «Пластилиновая картина», рекомендуется начинать с сюжетной картины. Сама же техника универсальна для работы с детьми любого возраста, просто сюжеты картины должны соответствовать уровню развития ребенка. Например, для малышей, это могут быть отдельные предметы на цветном фоне: яблоко, груша, грибок, домик, мячик, машина и т.д. Для дошкольников и младших школьников, подходит более сложный вариант – для выбора сюжета можно использовать книжные раскраски. Для детских художественных школ, учащимися разрабатывается индивидуальный сюжет будущей картины.
Этапы работы над сюжетной картиной:
1. Вводное занятие, знакомство с инструментами, материалом с организацией рабочего места, работа над эскизом.
2. Выполнение подготовительных упражнений.
3. Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
4. Работа над фрагментами основного изображения.
5. Работа с накладными деталями, завершение работы.
6. Лакирование. Вырезание паспарту, оформление в раму.
В зависимости от способностей детей любому этапу нужно посвятить столько времени, сколько потребуется для успешной и психологически комфортной творческой деятельности. Формирование творческой личности – процесс очень тонкий, он требует индивидуального подхода. Педагогу необходимо проявить всё мастерство и опыт, чтобы создать для учащихся комфортную творческую среду и атмосферу психологического успеха.
Вводное занятие.
Для вводного занятия необходимо подготовить выставку работ из пластилина. Выставка должна содержать помимо скульптурных работ, сюжетных картин и простых натюрмортов сложные сюжетные, жанровые композиции с большим количеством элементов. Занятие начинается с рассматривания экспозиции выставки. У педагога должна быть специальная картина, к которой каждый ребёнок может прикоснуться своими пальчиками. Здесь преследуется несколько целей. Первая – ученик получает определённые ощущения от соприкосновения с работой из пластилина. Вторая – через короткое время, ученики заметят, что рисунок на картине может деформироваться от прикосновения, это поможет им бережно относиться к своей работе в процессе выполнения. Третья – показать, что неудачный кусок в работе легко исправить. Необходимо продемонстрировать, как стеком снимается не получившееся место картины, на основу наложить новый слой, и работа может быть сделана заново.
|
После просмотра экспозиции, переходим к выбору сюжета для будущей «Пластилиновой картины». В качестве сюжета ученикам художественного отделения можно предложить выполнить: цветочные композиции, несложный натюрморт из трех предметов быта, натюрморт их фруктов, изобразить животных или птиц. После освоения приёмов и навыков в технике пластилинографии, ученики могут выполнять более сложные сюжетные композиции. Эскиз сюжетной картины выполняется на бумаге, в натуральную величину и лишь потом переводиться на заготовленный картон.
На вводном занятии ученики так же знакомятся с инструментами, материалами и с организацией рабочего места.
Дети знакомятся с основными правилами работы с пластилином:
1. Перед началом работы рабочую плоскость стола накрывают линолеумом или клеёнкой.
2. Обязательно надевается фартук или халат, нарукавники.
|
3. Во время работы внимательно следить за тем, чтобы пластилин не падал на пол, не брать пластилин в рот.
4. В ходе работы грязные руки оттирать от прилипшего пластилина с помощью промасленной хлопчатобумажной тряпки или бумажной салфетки.
5. Ножи и стеки содержать в чистоте, а протяжении всей работы.
6. На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок.
7. После окончания работы привести рабочее место в порядок, вымыть руки с мылом.
Выполнение подготовительных упражнений.
При выполнении картины из пластилина нужно научить учеников правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовление картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.
Работе с цветом много времени уделяется на занятиях по живописи и станковой композиции, при работе с красками. Работа с цветом в пластилиновой технике – явление новое. Этому моменту следует уделить достаточно времени. Новый цвет можно получить, смешивая пластилин разных цветов, принцип смешивания такой же как в красках. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный. Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.
|
Нужно научить учеников катать тонкие колбаски. После колбасок нужно научить формировать маленькие шарики – сначала вращательными движениями ладошек, а затем вращательными движениями ладошек по столу. Самое трудное, делать шарики одинакового размера. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
На вырезанный по формату картон переводиться отрисованный эскиз сюжетной картины. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги. Такая бумага бывает разного цвета, тонкая, легко рвущаяся. На одну сторону копировальной бумаги нанесена специальная краска, которая пачкается, и именно это позволяет бумаге оставлять след при надавливании.
Педагог демонстрирует последовательность перевода эскиза на картон. Нужно проследить, чтобы копировальная бумага легла на картон красящей стороной. Копирка перекрывается сверху эскизом, скрепляется скрепками. Переводить рисунок нужно внимательно, чтобы не пропустить какие либо фрагменты. Можно обводить рисунок авторучкой, тогда легко отличить отработанные места. А если необходимо сохранить картину для многоразового использования, то обводка делается карандашом белого цвета или шариковой ручкой без чернил. После того как рисунок переведён, сняты скрепки и копировальная бумага, полученное на картоне изображение надо обвести карандашом, для того чтобы изображение стало чётким.
Итак, картон готов, можно приступать к фону. Перед началом, внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном. Объяснить, что фон – это то, что находиться за основным изображением. Ученик уясняет, какую площадь (большую или маленькую) займёт фон и его картина. Работа начинается с определения цвета фона. Контурное изображение на данном этапе работы остаётся незакрытым. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Потом формируется колбаска которая выкладывается на фон и прижимается к картону. Дальше размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения (рис 1). Вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками. Картон, на котором ученик изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.