ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Аннотация. В статье рассматривается роль музыки в процессе воспитания личности, начиная с древних культур Китая и Греции. Музыкальное просвещение долгое время считалось делом государственной важности, поскольку музыка способствует формированию и совершенствованию человека. В современном обществе воспитательному значению музыкального искусства также должно быть уделено необходимое внимание.

Ключевые слова: личность, музыка,гармония, система воспитания, этика, культурология.

Abstract. This paper is devoted to the analysis of the role of music in the education of personality, starting with the ancient Chinese and Greek cultures. Music education has long been considered as a matter of national importance, since music is very significant for human development. The author suppose that the educational value of musical art must also be in the focus of modern society.

Keywords: personality,music, harmony, education system, ethics, cultural studies.

В каждую эпоху человечество создает произведения искусства, воплощая в них представления о красоте и гармонии. Творческое и созидательное предназначение человека проявляется в сотворении «второй реальности», культуры.

Слово «культура» в дословном переводе означает «возделывание». Главный вид человеческой культуры – это возделывание души, природы человека. Мы имеем удивительную способность воспринимать красоту, воспроизводить ее в стихах, музыке, живописи. Именно искусство является одним из самых важных видов человеческой деятельности и главным проявлением культуры.

Искусство возвышает и облагораживает, воспитывает человека, оно «обращается не столько к нашей мысли, сколько к нашему чувству; оно требует от нас не столько понимания, сколько сопереживания, и это последнее быстрее находит путь к глубинам нашего сознания. Искусство позволяет нам прочувствовать и пережить то, чего никогда не было с нами в действительной жизни, и тем самым воспитывает нас, заставляет сделать свой выбор» [1, с.21].

Идея воспитания личности силой искусства возникла очень давно. В древнем Китае существовало особое понятие: «Вэнь» (письменность, культура). Им обозначали гармонию и упорядоченность, к которым приближается жизнь человека культурного и высокообразованного. Сюда же восходят идеи гуманизма. Один из главных принципов конфуцианства – «жэнь» или человеколюбие может быть выражен известной фразой Конфуция: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Также у Конфуция мы находим замечательную мысль: «Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этикете и музыке?».

В аналектах Конфуция под названием «О воспитании, таланте и мудрости» есть такие строки:

Я вдохновляюсь Песнями,

Ищу опору в ритуалах

И завершаю музыкой.

В Китае музыка, звучавшая в честь богов, святых и предков, сопровождала все ритуалы, проводимые в храмах и домах. Ей придавали огромное значение и в системе воспитания. Так, в перечень обязательных предметов в древнекитайских школах наряду с письмом, счетом, историей, стрельбой из лука, управлением колесницей входила музыка. Сам Конфуций обучался музыке и прекрасно играл на цитре цинь и колоколах. Цитра цинь была одним из самых почитаемых инструментов, достойных внимания благородных мужей, и служила для исполнения изящной музыки.

Помимо искусства извлечения звуков музыка была необходима для взращивания внутренней добродетели. Конфуций верил в то, что музыка может дарить радость, гармонизировать и совершенствовать человека, а формирование нравственной личности является ключом к созданию общественного и политического порядка. Выяснив, что делает человека хорошим, можно стремиться к построению идеального общества. Согласно принципам конфуцианства, музыкальное просвещение считалось государственным делом.

В античном мире также уделялось исключительно большое внимание вопросам музыкального воспитания. «Так, например, в Древней Греции было время, когда все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке. Вся система общественного образования древних греков строилась на музыкальном воспитании. Само понятие «образованный человек» происходит от греческого «мусический», что означает «тот, кто получил музыкальное образование» [7, с.263].

Известные греческие философы считали, что воспитание гармоничной личности возможно лишь через приобщение к искусству. И музыке здесь отводилась особая роль. «Музыка для души, по основному учению античности, есть то же, что гимнастика для тела» [6, с.97].

В школе Пифагора укрепился термин «калокагатия» (греч. καλός - прекрасный и ἀγαθός – добрый) – греческий идеал человека, в котором гармонично сочетаются физическое и духовное, этическое и эстетическое. Так пифагорейцы заботились о физическом и духовном развитии личности. Пифагорейская система знаний включала в себя четыре раздела: арифметику (учение о числах), геометрию (учение о фигурах), астрономию (учение об устройстве Вселенной) и музыку (учение о гармонии).

Для духовной жизни Древней Греции важным стало появление учения о музыкальном этосе. Античный этос (греч. ἦθος – нрав, характер, душевный склад), которым пифагорейцы наделяли каждый музыкальный лад, устанавливал связь между музыкой и состоянием души человека.

Об этосе ладов рассуждали Платон и Аристотель. Принцип строгости и простоты, доминирующий в системе воспитания духа у Платона, предполагает строгий дорийский лад для мирной жизни, страстный фригийский – для чрезвычайных событий.

Аристотель также подчеркивает нравственный аспект музыки: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить еще более высокой цели, а именно: производить свое действие на человеческую этику?» [2, с.165]. Воспитательное значение музыкального искусства Аристотель видит в том, чтобы в школе мальчики обязательно изучали теорию музыки, осваивали инструменты, занимались пением, поскольку активное творчество сильнее воздействует на человека, чем пассивное восприятие. Он также полагал, что «не всякая музыка и не всегда способствует воспитанию, необходимо руководство и цензура, музыка должна регулироваться государством. Здесь он выступал продолжателем воспитательного значения музыкального искусства философских школ Пифагора, Платона» [5, с.61].

Некоторые исследователи справедливо полагают, что «в принципиальном смысле и сейчас, в начале XXI века, можно констатировать, что сущность этического аспекта преобразующей функции музыки в своем концептуальном смысле сохранилась в общем неизменной в сравнении с музыкальным этосом Древней Греции: музыка утверждает моральные ценности, воспитывая человека и совершенствуя, преобразовывая, преображая его в нравственном смысле» [4, с.114].

Приобщение к культуре, духовности должно происходить на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Однако в современном мире потенциал художественного образования не реализуется полностью в учебных заведениях. Творения композиторов, художников, писателей и поэтов часто остаются для большинства людей не востребованными.

Казалось бы, мы живем во время огромных достижений научно-технического прогресса. Появились новые средства коммуникации, в том числе, всемирная сеть Интернет, стали доступны различные источники информации. Не выходя из дома, можно подключиться к трансляции шедевров мирового искусства, совершить виртуальные экскурсии по лучшим музеям, прочитать практически любую электронную книгу. Но насколько востребованы эти ресурсы? Суть прогресса двойственна: с одной стороны, он освобождает человека от тяжелого труда, с другой стороны, человек не знает, как использовать освобожденное время.

Сегодня проблема духовного развития личности встает наиболее остро. Связано это с негативным влиянием массовой культуры, произведения которой не рассчитаны на активность работы сознания, поиски глубоких культурологических смыслов. Известно, что подлинная любовь к искусству начинается через ощущение силы и вдохновения, желание постигать великую гармонию красоты бытия. Способность к эстетическому типу восприятия должна прививаться с детства. Но многие педагоги сетуют на то, что преподавание в школе заполнено научными элементами, плохо объединенными в одно целое. Качество знаний оценивается объемом усвоенной информации.

В школьной программе музыке давно отведена роль неглавного предмета. Классическая музыка считается сложной, устаревшей, необыкновенно трудной для восприятия. Открыть ее красоту и глубину возможно только через творчество, создание альтернативных методов и форм преподавания (например, используя методики «волновой настройки» на музыку или «параллельного знания»). В культурологическом измерении прием художественных ассоциаций позволяет сравнивать различные явления, подниматься от образного содержания музыки до фундаментальных категорий человеческого бытия. На уровне подсознания музыка может обращаться к высшим структурам человека, которые определяются как нравственность, высокие идеалы, мировоззрение. Воспитание музыкой открывает огромный потенциал людей для занятий творчеством и наукой.

Общественно-социальную роль музыки хорошо понимали древние мудрецы. В Китае принципы управления государством и музыка описывались в одних и тех же трактатах. Греческая культура подарила нам слово «гармония», обозначающее слаженность целого, рождающегося от сочетания противоположных по качеству сущностей. Музыкальная гармония (консонанса и диссонанса) выводилась из общего философского представления и служила мерой согласованности.

В современном обществе гармоничное разностороннее развитие личности должно стать ведущей целью образования. И воспитательному значению музыкального искусства также должно быть уделено необходимое внимание.

 

 

Список литературы:

1. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000. 399 с.

2. Идеи эстетического воспитания. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1973. 407 с.

3. Казиник М.С. Приобщение. Слово. Музыка. Жизнь. 2-е изд. М.: Дельфис, 2015. 216 с.

4. Карпычев М.Г. Этический аспект преобразующей функции музыкального искусства // Идеи и идеалы. – 2016. – № 1 (27), т. 1. – С. 109–123.

5. Коломиец Г.Г. Философия Аристотеля в значении онтологического статуса музыки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2018. Т. 22. № 1. С. 55—64.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. 624 с.

7. У Ген-Ир. Конфуцианство о роли музыки в обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Серия: Искусствознание. 2008. № 6. С. 261-263.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: