Итак, «Висконти — Сфорца» — это собирательное название дорогих подарочных карт Тарокки, которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей XV века. Таких карт в настоящее время известно более 270, они делятся на 15 групп. В самой большой группе 74 карты, и это почти полная колода Тарокки. Не хватает всего четырех карт: Дьявола, Башни, Рыцаря Монет и Тройки Мечей. В настоящее время эта колода хранится в трех различных коллекциях: 35 карт — в Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк), 26 карт — в Академии Каррара (Бергамо, Италия) и 13 карт — в семье Коллеони, тоже в Бергамо. Поэтому ее и принято называть «Пирпонт Морган — Бергамо» (сокращенно ПМБ).
Карты Сила и Смерть из колоды ПМБ. Предполагают, что на карте Сила изображен сам Франческо Сфорца.
В другой группе 67 карт, и все они хранятся в Коллекции Кэри в Йельском университете (США), отсюда и название «Кэри — Йель» (сокращенно КЙ).
Карты Сила и Смерть из колоды КЙ
В остальных группах карт еще меньше. Пять «групп» состоят всего лишь из одной карты. Предполагают, что малые группы — это не остатки полных колод, а образцы, которые художники показывали потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название, как правило, указывающее на коллекцию, в которой находятся карты в настоящее время. Ниже я перечислю крупнейшие из групп с указанием количества сохранившихся карт:
Название | Всего карт | Из них козырей |
«Пирпонт Морган — Бергамо» | ||
«Кэри — Йель» | ||
«Брера — Брамбилья» | ||
«Розенталь» | ||
«Ломбардия I» | ||
«Ломбардия II» | ||
«Виктория и Альберт» | ||
«Бономи» |
Карта Смерть из группы «Виктория и Альберт»
Современные издания
В XX — XXI веках колоды «Пирпонт Морган — Бергамо» (ПМБ) и «Кэри — Йель» (КЙ) выпускались в нескольких репринтных, реставрированных и стилизованных изданиях, для которых различные современные художники в меру своего таланта дорисовывали недостающие карты. Об этом рекомендуется помнить тем, кто берется анализировать «сакральный символизм древнейших карт Таро». Сначала убедитесь, что анализируемая вами карта действительно сохранилась с XV века.
Загадки колод «Висконти — Сфорца»
Ни в одной из групп «Висконти — Сфорца» карты не пронумерованы и не подписаны. Нумерация козырей в современных изданиях позаимствована из более позднего Марсельского Таро, но на самом деле точно неизвестно, в какой последовательности располагались козыри «Висконти — Сфорца». (Об этом мы поговорим в другой раз.) Собственно говоря, неизвестно даже, было ли этих козырей 22, как в классическом французском Таро. А вот об этом мы поговорим прямо сейчас. Что заставляет исследователей предполагать, что этих карт могло быть не двадцать две?
Странные карты
Прежде всего то, что в колоде КЙ присутствуют три странные карты, которые, хотя и могут соответствовать Папе, Звезде и Папессе, выглядят очень необычно для колод Таро и Тарокки. Но зато они очень похожи соответственно на Веру, Надежду и Милосердие (Любовь) из колод Минкиате, которые известны в Италии как минимум с XVI века. Есть одно историческое свидетельство, позволяющее предположить, что художник Марциано да Тортона нарисовал колоду Минкиате для третьего герцога Висконти еще в начале XV века, то есть даже до появления колод «Висконти — Сфорца».
Минкиате — это, в принципе, те же Тарокки, только в колоде не 22 козыря, а целых 41 (добавлены четыре стихии, двенадцать знаков зодиака и три богословские добродетели: те самые Вера, Надежда и Милосердие). Может ли быть так, что колода КЙ гораздо более неполна, чем мы думаем? Может ли она быть колодой не Тарокки, а Минкиате? Или каким-то промежуточным вариантом? На эти вопросы пока нет ответа…
Недостающие карты
Ничто не мешает нам отнести эти же вопросы и к колоде ПМБ. Мы думаем, что в ПМБ не хватает двух козырей — Дьявола и Башни. Но, может быть, не хватает еще каких-то? Может, в этой колоде тоже первоначально были карты трех добродетелей? Или еще какие-то?
Любопытно, кстати, что Дьявола и Башни не сохранилось ни в одной из пятнадцати групп карт «Висконти — Сфорца». Существует мнение, что таких карт в миланских эксклюзивных колодах никогда и не было! Возможно, их просто не рисовали. Возможно, заказчики или кто-то из владельцев колод уничтожали эти две карты. Но почему? Еще одна загадка... Если изображения дьявола и разрушенной молнией башни пугали чувствительных миланских аристократов, то почему запрету не подверглась еще одна «мрачная» карта — Смерть? Или отсутствие двух карт во всех неполных и почти полных колодах «Висконти — Сфорца» — простое совпадение и они все-таки существовали, но были утеряны?
Замененные карты
Следующая загадка колоды ПМБ: шесть карт явно нарисованы другим художником и, возможно, являются более поздними (поскольку намного лучше сохранились). Это Сила, Умеренность, Звезда, Луна, Солнце и Мир.
Можно предположить, что первоначальные карты были утрачены или кого-то из их владельцев чем-то не устроили их сюжеты. Возможно, это был тот же владелец, который удалил из колоды Дьявола и Башню, — если, конечно, они были удалены. Но есть теория, согласно которой не только двух «удаленных», но и шести «замененных» козырей изначально не было.
«5 × 14»
Как считает создатель этой гипотезы, немецкий исследователь Таро и Ицзина Лотар Тайкемайер (основатель замечательного сайта trionfi.com, который я очень рекомендую всем, кто интересуется ранней историей Таро в Италии), изначально козырей в колоде ПМБ было всего 14 и они составляли пятую масть (в остальных мастях было тоже по 14 карт: 10 очковых плюс 4 фигуры). Надо заметить, что в Италии XV века были распространены карточные игры, называвшиеся Трионфи («Козыри»), в которых помимо четырех обычных мастей была одна козырная. Тайкемайер предполагает, что Тарокки ПМБ — это лишь один из вариантов Трионфи.
14 козырей ПМБ, как он считает, делились на следующие группы:
Пять персон 1. Фокусник (Маг) 2. Папесса 3. Императрица 4. Император 5. Папа | Пять состояний судьбы 6. Любовь, Брак (Влюбленные) 7. Триумф (Колесница) 8. Справедливость 9. Время (Отшельник) 10. Колесо Фортуны) |
Три врага 11 (0). Глупость (Дурак) 12. Предательство (Повешенный) 13. Смерть | Одно спасение 14 (20). Ангел (Страшный Суд) |
В первой группе главным был Фокусник. Остальные четыре персоны соответствовали четырем картам двора и четырем младшим мастям. Их символы лежат у Фокусника на столе. Вторую группу как бы суммирует Колесо Фортуны. Посмотрите на карту: Любовь возносит маленького человечка на колесе слева, Триумф дает ему недолго царствовать наверху, Справедливость отправляет вниз на колесе справа, а Время (старик, на спине которого и стоит колесо) завершает цикл его жизни.
Колесо Фортуны в колоде «Брера — Брамбилья»
Сумма значений всех карт от 1 до 14 составляла 105 очков. Тайкемайер предполагает, что ради получения более удобной суммы 100 очков (напоминаю, что Трионфи были карточной игрой, в которой брали взятки и подсчитывали очки) Глупость могла быть перенумерована с 11 на 0, а Ангел — с 14 на 20. Так и получилась типичная для того времени колода Трионфи с четырьмя обычными мастями и одной философски-назидательной. В каждой масти — по 14 карт.
Но это, напоминаю, всего лишь теория. И даже у ее автора нет пока четких соображений по поводу того, как происходило дополнение набора козырей хотя бы до 20 карт.