Различные группы карт «Висконти — Сфорца»




Итак, «Висконти — Сфорца» — это собирательное название дорогих подарочных карт Тарокки, которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей XV века. Таких карт в настоящее время известно более 270, они делятся на 15 групп. В самой большой группе 74 карты, и это почти полная колода Тарокки. Не хватает всего четырех карт: Дьявола, Башни, Рыцаря Монет и Тройки Мечей. В настоящее время эта колода хранится в трех различных коллекциях: 35 карт — в Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк), 26 карт — в Академии Каррара (Бергамо, Италия) и 13 карт — в семье Коллеони, тоже в Бергамо. Поэтому ее и принято называть «Пирпонт Морган — Бергамо» (сокращенно ПМБ).

Карты Сила и Смерть из колоды ПМБ. Предполагают, что на карте Сила изображен сам Франческо Сфорца.

В другой группе 67 карт, и все они хранятся в Коллекции Кэри в Йельском университете (США), отсюда и название «Кэри — Йель» (сокращенно КЙ).

 

Карты Сила и Смерть из колоды КЙ

В остальных группах карт еще меньше. Пять «групп» состоят всего лишь из одной карты. Предполагают, что малые группы — это не остатки полных колод, а образцы, которые художники показывали потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название, как правило, указывающее на коллекцию, в которой находятся карты в настоящее время. Ниже я перечислю крупнейшие из групп с указанием количества сохранившихся карт:

Название Всего карт Из них козырей
«Пирпонт Морган — Бергамо»    
«Кэри — Йель»    
«Брера — Брамбилья»    
«Розенталь»    
«Ломбардия I»    
«Ломбардия II»    
«Виктория и Альберт»    
«Бономи»    

 

Карта Смерть из группы «Виктория и Альберт»

Современные издания

В XX — XXI веках колоды «Пирпонт Морган — Бергамо» (ПМБ) и «Кэри — Йель» (КЙ) выпускались в нескольких репринтных, реставрированных и стилизованных изданиях, для которых различные современные художники в меру своего таланта дорисовывали недостающие карты. Об этом рекомендуется помнить тем, кто берется анализировать «сакральный символизм древнейших карт Таро». Сначала убедитесь, что анализируемая вами карта действительно сохранилась с XV века.

Загадки колод «Висконти — Сфорца»

Ни в одной из групп «Висконти — Сфорца» карты не пронумерованы и не подписаны. Нумерация козырей в современных изданиях позаимствована из более позднего Марсельского Таро, но на самом деле точно неизвестно, в какой последовательности располагались козыри «Висконти — Сфорца». (Об этом мы поговорим в другой раз.) Собственно говоря, неизвестно даже, было ли этих козырей 22, как в классическом французском Таро. А вот об этом мы поговорим прямо сейчас. Что заставляет исследователей предполагать, что этих карт могло быть не двадцать две?

Странные карты

Прежде всего то, что в колоде КЙ присутствуют три странные карты, которые, хотя и могут соответствовать Папе, Звезде и Папессе, выглядят очень необычно для колод Таро и Тарокки. Но зато они очень похожи соответственно на Веру, Надежду и Милосердие (Любовь) из колод Минкиате, которые известны в Италии как минимум с XVI века. Есть одно историческое свидетельство, позволяющее предположить, что художник Марциано да Тортона нарисовал колоду Минкиате для третьего герцога Висконти еще в начале XV века, то есть даже до появления колод «Висконти — Сфорца».

 

Минкиате — это, в принципе, те же Тарокки, только в колоде не 22 козыря, а целых 41 (добавлены четыре стихии, двенадцать знаков зодиака и три богословские добродетели: те самые Вера, Надежда и Милосердие). Может ли быть так, что колода КЙ гораздо более неполна, чем мы думаем? Может ли она быть колодой не Тарокки, а Минкиате? Или каким-то промежуточным вариантом? На эти вопросы пока нет ответа…

Недостающие карты

Ничто не мешает нам отнести эти же вопросы и к колоде ПМБ. Мы думаем, что в ПМБ не хватает двух козырей — Дьявола и Башни. Но, может быть, не хватает еще каких-то? Может, в этой колоде тоже первоначально были карты трех добродетелей? Или еще какие-то?

Любопытно, кстати, что Дьявола и Башни не сохранилось ни в одной из пятнадцати групп карт «Висконти — Сфорца». Существует мнение, что таких карт в миланских эксклюзивных колодах никогда и не было! Возможно, их просто не рисовали. Возможно, заказчики или кто-то из владельцев колод уничтожали эти две карты. Но почему? Еще одна загадка... Если изображения дьявола и разрушенной молнией башни пугали чувствительных миланских аристократов, то почему запрету не подверглась еще одна «мрачная» карта — Смерть? Или отсутствие двух карт во всех неполных и почти полных колодах «Висконти — Сфорца» — простое совпадение и они все-таки существовали, но были утеряны?

Замененные карты

Следующая загадка колоды ПМБ: шесть карт явно нарисованы другим художником и, возможно, являются более поздними (поскольку намного лучше сохранились). Это Сила, Умеренность, Звезда, Луна, Солнце и Мир.

Можно предположить, что первоначальные карты были утрачены или кого-то из их владельцев чем-то не устроили их сюжеты. Возможно, это был тот же владелец, который удалил из колоды Дьявола и Башню, — если, конечно, они были удалены. Но есть теория, согласно которой не только двух «удаленных», но и шести «замененных» козырей изначально не было.

«5 × 14»

Как считает создатель этой гипотезы, немецкий исследователь Таро и Ицзина Лотар Тайкемайер (основатель замечательного сайта trionfi.com, который я очень рекомендую всем, кто интересуется ранней историей Таро в Италии), изначально козырей в колоде ПМБ было всего 14 и они составляли пятую масть (в остальных мастях было тоже по 14 карт: 10 очковых плюс 4 фигуры). Надо заметить, что в Италии XV века были распространены карточные игры, называвшиеся Трионфи («Козыри»), в которых помимо четырех обычных мастей была одна козырная. Тайкемайер предполагает, что Тарокки ПМБ — это лишь один из вариантов Трионфи.

14 козырей ПМБ, как он считает, делились на следующие группы:

Пять персон   1. Фокусник (Маг) 2. Папесса 3. Императрица 4. Император 5. Папа Пять состояний судьбы   6. Любовь, Брак (Влюбленные) 7. Триумф (Колесница) 8. Справедливость 9. Время (Отшельник) 10. Колесо Фортуны)
Три врага   11 (0). Глупость (Дурак) 12. Предательство (Повешенный) 13. Смерть Одно спасение   14 (20). Ангел (Страшный Суд)

В первой группе главным был Фокусник. Остальные четыре персоны соответствовали четырем картам двора и четырем младшим мастям. Их символы лежат у Фокусника на столе. Вторую группу как бы суммирует Колесо Фортуны. Посмотрите на карту: Любовь возносит маленького человечка на колесе слева, Триумф дает ему недолго царствовать наверху, Справедливость отправляет вниз на колесе справа, а Время (старик, на спине которого и стоит колесо) завершает цикл его жизни.

 

Колесо Фортуны в колоде «Брера — Брамбилья»

Сумма значений всех карт от 1 до 14 составляла 105 очков. Тайкемайер предполагает, что ради получения более удобной суммы 100 очков (напоминаю, что Трионфи были карточной игрой, в которой брали взятки и подсчитывали очки) Глупость могла быть перенумерована с 11 на 0, а Ангел — с 14 на 20. Так и получилась типичная для того времени колода Трионфи с четырьмя обычными мастями и одной философски-назидательной. В каждой масти — по 14 карт.

Но это, напоминаю, всего лишь теория. И даже у ее автора нет пока четких соображений по поводу того, как происходило дополнение набора козырей хотя бы до 20 карт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: