Биосоциальная природа человека




 

В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического процесса формирования человека) произошло возникновение на нашей планете высшей формы существования материи – социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей – царстве животных. Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной природе. Соответственно своей биологической организации человек, безусловно, принадлежит живой природе, царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство человека. Именно поэтому он включен в систему природы, которая складывалась на протяжении большей части истории развития планеты независимо от социального фактора и сама же породила этот фактор. Человек составляет своеобразный и неотъемлемый компонент биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «социальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.

Идея о принадлежности человека к животному миру многократно высказывалась мыслителями и учеными в разные исторические эпохи, начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства животного происхождения человека принадлежит Ч. Дарвину. В своем знаменитом труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он собрал и обобщил огромный фактический материал из области систематики, сравнительной анатомии и эмбриологии. В этой работе он, в частности, подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, а имеют с ним общее происхождение, общих предков. В дальнейшем к этому добавились многочисленные и убедительные факты в области сравнительной физиологии, биохимии, цитологии, генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других биологических наук.

Проследить происхождение человека как существа социального непосредственно из биологического невозможно, так как связь между ними опосредованная – через психическое. Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления, складывались в ходе биологической эволюции, приведшей к формированию комплекса морфо-анатомических и психофизиологических особенностей, обуславливающих его уникальность в мире живых существ нашей планеты. Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными и человеком пролегает «бездонная пропасть», что появление человека (как считают некоторые ученые) произошло в результате некоего эволюционного «скачка».

Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.


Список использованной литературы

 

1. Аистов И.А., Голиков П.А., Зайцев В.В. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 2005. – 208 с.

2. Борщов А.С. Концепции современного естествознания. – М.: Экзамен, 2006. – 192 с.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Библионика, 2006. – 208 с.

4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2004. – 632 с.

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Проект, 2004. – 336 с.

7. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Омега-Л, 2006. – 240 с.

8. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 224 с.

9. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2003. – 208 с.

10. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 480 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: