Для проведения раздаточного анкетирования




 

Раздаточное анкетирование рекомендуется проводить в местах сосредоточения групп людей, подлежащих опросу (респондентов): на предприятиях, в учреждениях, в местах проведения массовых мероприятий, в организациях общества инвалидов и т.п. Анкетирование осуществляется путем заполнения и возврата анкет в присутствии лица, проводящего анкетирование (анкетера). Данный метод обследований для таких групп населения как слепые и слабовидящие, слепоглухонемые, дети-инвалиды, лица с заболеваниями нервной системы применяется только при наличии сопровождающих их лиц, способных с их слов собственноручно заполнить анкету.

Процедура проведения раздаточного анкетирования заключаются в следующем.

1. Анкетер направляется к месту и времени проведения анкетирования, установленными ему организаторами обследования. Желательно, чтобы на первое обследование анкетер явился в сопровождении представителя организаторов этого обследования. Роль представителя – оказание помощи в обеспечении условий проведения анкетирования и общее представление анкетера собравшимся.

2. Анкетер должен иметь при себе: инструкцию к заполнению анкеты с несколькими примерами ее заполнения, памятки респондентам, чистые листы бумаги, а также в необходимом количестве - бланки анкет и ручки (карандаши).

3. Условия проведения обследования считаются удовлетворительными, если на объекте в достаточном количестве имеются места для сидения каждого респондента и предметы, на которых можно удобно разместить и заполнять анкету (столы, жесткие папки или др.). Опрашиваемых рекомендуется расположить на расстоянии, достаточном, чтобы они не мешали друг другу при заполнении анкет.

4. Вначале встречи анкетер или представитель организаторов обследования представляется, называет свою организацию, кратко объясняет: цель своего прихода, цель обследования, как и где будут использоваться результаты анкетирования. Анкетеру недопустимо сухо и солидно представляться при встрече с респондентами, держаться самоуверенно и официально.

5. После краткой вводной части анкетер подробно и в понятной форме объясняет правила заполнения анкеты. Рекомендуется заранее раздать всем респондентам бланки анкет и несколько примеров их заполнения. Раздача анкет осуществляется при условии отсутствия людей, не причастных к обследованию.

Анкетер должен сообщить респондентам, что обследование проводится по принципу выборки и от них, как от вошедших в число представителей этой выборки, требуется получение полной и достоверной информации. Следует также предупредить, что в случае затруднений при заполнении анкеты по всем вопросам необходимо обращаться только к анкетеру.

6. Чтобы добиться желаемых результатов, анкетер должен уметь расположить к себе респондентов, быть терпеливым слушателем, проявлять интерес к мнениям опрашиваемых, воздерживаться от любых критических замечаний по поводу суждений респондента. Он должен быть вежливым, внимательным, в меру разговорчивым и беспристрастным. Он также не должен быть слишком сдержанным, суровым, чрезмерно разговорчивым или робким. Важно поддерживать в коллективе атмосферу взаимопонимания, свободы выражения личного мнения каждого человека, при этом аккуратно пресекая все ситуации неодобрения такого мнения.

Необходимо избегать указанных крайностей. Анкетер должен понимать и помнить, что, в первую очередь, от его работы зависит качество результатов анкетирования и, как следствие, достоверность последующих расчетов по формированию на территории РФ доступной транспортной среды для маломобильных групп населения.

7. Среднее время, отводимое на заполнение одной анкеты, составляет около 10 минут. При групповом раздаточном анкетировании – не более получаса (рекомендуется до 20 минут). Анкетер должен ценить личное время каждого человека.

8. При проведении анкетирования у респондентов могут возникать вопросы по заполнению анкеты. В случаях единичных вопросов у отдельных респондентов анкетер обязан, не отвлекая других людей, объяснить поставленный перед ними вопрос и порядок ответа на него (желательно при этом показать пример заполнения анкеты). При возникновении одинаковых затруднений в ответах на конкретные вопросы у большого числа респондентов, анкетеру следует временно приостановить анкетирование и повторно объяснить порядок заполнения анкеты по этим вопросам.

9. В отдельных случаях отказа респондентов от опроса или негативного отношения к вопросам анкеты, анкетер должен обязательно обратить внимание на данную ситуацию и постараться упредить отказ убедительной и мягкой просьбой. Следует принять все возможные меры, чтобы не допустить общего публичного обсуждения возникшей ситуации и влияния мнения одного человека на отказ остальных. В качестве основной из причин необходимости заполнения анкеты следует указать цель анкетирования – разработка на его основе доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в РФ. Практика показывает, что добросовестному, находчивому и доброжелательному анкетеру успешно удается установить контакт даже с «трудными» респондентами.

При явном неудовольствии и раздражении респондента, рекомендуется принести этому человеку извинение за беспокойство и не добиваться более от него заполнения анкеты.

10. В случаях возникновения у респондентов дополнительных предложений и мнений, связанных с содержанием обследования или анкеты, анкетеру необходимо предложить их обсудить в конце анкетирования или изложить письменно и передать ему. Все предложения и замечания фиксируются, для чего у анкетера должны быть в наличии несколько чистых листов бумаги.

11. При сборе анкет анкетер должен проверить каждую заполненную анкету в присутствии респондента. В случае выявления пропущенных ответов, не навязывая своего мнения, нужно попросить респондента дозаполнить анкету. Если респондент все же отказывается отвечать на некоторые вопросы, не нужно настаивать на ответе, но под соответствующим вопросом анкетеру необходимо поставить прочерк.

12. По окончании обследования анкетер сдает полностью заполненные анкеты соответствующему лицу из состава руководителей обследования и информирует его о всех вопросах, возникших при проведении анкетирования. Количество сданных анкет по каждой группе респондентов должно соответствовать установленному для данного анкетера соответствующим заданием или договором.

 


Приложение

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: