При личном контакте с респондентом или по телефону




Опрос лиц (респондентов), относящихся к маломобильным группам населения, при личном контакте рекомендуется проводить нескольким интервьюерам (анкетерам) в местах сосредоточения респондентов: на предприятиях, в учреждениях, в местах проведения массовых мероприятий, в местах отдыха, в организациях общества инвалидов и т.п. Опрос по телефону является более простым, но требует наличие контактных данных тех людей, которые подлежат обследованию. Заполнение анкет осуществляется анкетерами в ходе опроса каждого респондента.

Учитывая физические особенности слабослышащих, глухих и людей с заболеваниями нервной системы, этот метод обследований применим только при наличии сурдопереводчика или в случае, если такой человек может услышать или (при личном контакте) понять по губам речь анкетера. Основной сложностью в данном случае является не само анкетирование, а привлечение внимания такого человека и объяснение ему своей просьбы.

Процедура проведения опроса при личном контакте с респондентом заключается в следующем.

1. Каждый анкетер направляется к месту и времени проведения анкетирования, установленными организаторами обследования.

2. Анкетеры должны иметь при себе: инструкцию к заполнению анкеты, а также пример ее заполнения, памятки респондентам, несколько чистых листов бумаги, ручку или карандаш, твердую папку для размещения и заполнения на ней анкеты, бланки анкет в необходимом количестве.

3. Условия проведения обследования считаются удовлетворительными, если в месте проведения опроса имеется защита от погодных воздействий и место для сидения респондента. Желательно обеспечить условия конфиденциальности опроса, при которых общение анкетера с респондентом было бы недоступно для других лиц.

Время для проведения опроса следует совместить с наиболее свободным от дел периодом дня опрашиваемых групп людей. При наличии выбора во времени проведения опроса рекомендуется первая половина дня.

4. Поскольку опросу подлежат только определенные группы лиц, задачей анкетера является выявление таких людей среди остальных, после чего необходимо подойти и обратиться к выбранному им человеку.

5. Вначале анкетер должен извиниться за отвлечение человека, представиться, назвать свою организацию и кратко объяснить: цель своего обращения, цель обследования, как и где будут использоваться результаты анкетирования. У респондента обязательно необходимо спросить разрешение на проведение опроса, предупредив, что опрос займет не более 10 минут, и удостовериться в положительном ответе. При мягком отрицательном ответе следует предпринять аккуратную, но настойчивую попытку склонить человека к опросу. При повторном отказе или резко отрицательном отказе после первой попытки анкетеру следует извиниться за беспокойство и приступить к поиску другого подходящего респондента.

6. Чтобы добиться желаемых результатов, анкетер должен уметь расположить к себе респондента, быть терпеливым слушателем, проявлять интерес к мнению каждого человека, воздерживаться от любых критических замечаний. Он должен быть вежливым, внимательным, в меру разговорчивым и беспристрастным.

Анкетеру недопустимо сухо и солидно представляться при встрече с респондентом, держаться самоуверенно и официально. Он также не должен быть слишком сдержанным, суровым, чрезмерно разговорчивым или робким. Анкетер должен понимать и помнить, что, в первую очередь, от его работы зависит качество результатов анкетирования и, как следствие, достоверность последующих расчетов по формированию в РФ доступной транспортной среды для маломобильных групп населения.

7. При заинтересованности респондента в опросе, анкетер приступает к работе. Вопросы задаются вслух размеренным темпом, разборчиво и доступно по громкости для респондента. По просьбе респондента следует повторить вопрос. Допускается одновременно с этим показать респонденту формулировку вопроса в анкете.

Среднее время, отводимое на заполнение одной анкеты составляет около 10 минут. Анкетер должен ценить свое время и личное время каждого человека!

8. При проведении опроса важно перечислять содержание закрытых вопросов таким образом, чтобы не возвращаться к ним повторно: по речи анкетера респондент должен сразу воспринимать, соответствует ли предложенный вариант ответа его мнению или нет. В открытых вопросах не следует переходить к следующим пунктам прежде, чем респондент ответит на текущий.

Записи в анкете должны выполняться анкетером понятным и разборчивым почерком.

9. В случаях возникновения у респондентов дополнительных предложений и мнений, связанных с содержанием обследования или анкеты, анкетеру рекомендуется зафиксировать их на отдельном листе бумаги.

10. Ответы на вопросы должны точно соответствовать предложенным в анкете. Если респондент не может однозначно ответить на вопрос, анкетер должен посоветовать выбрать тот ответ, который кажется респонденту ближе. Если респондент категорически отказывается отвечать на вопрос – ему не следует навязывать свое мнение, а под соответствующим вопросом необходимо поставить прочерк.

11. По окончании обследования анкетер сдает полностью заполненные анкеты соответствующему лицу из состава руководителей обследования и информирует его о всех вопросах, возникших при проведении анкетирования. Количество сданных анкет по каждой группе респондентов должно соответствовать установленному для данного анкетера соответствующим заданием или договором.

Процедура проведения опроса по телефону в значительной мере соответствует процедуре опроса при личном контакте с респондентом. Имеются лишь несколько особенностей:

1. Организаторы обследования предоставляют анкетерам списки фамилий и телефонов респондентов, по которым анкетеры обзванивают и опрашивают их.

2. Поскольку опрос проводится на расстоянии без визуального контакта, анкетеру следует приложить бо/льшие усилия, чтобы заинтересовать респондента. В частности, пред опросом рекомендуется назвать опрашиваемого по имени и отчеству (это будет способствовать установлению контакта с собеседником, что является немаловажным в получении достоверных ответов). Анкетеру обязательно нужно представиться самому, указать из какой он организации и с какой целью обращается.

Целесообразно также указать, что мнение опрашиваемого очень важно не столько для результатов обследования, сколько лично для него и других жителей, т.к. анкетирование проводится в целях создания доступной транспортной среды для всех групп населения.

Приложение

ПАМЯТКА АНКЕТЕРУ

 

УВАЖАЕМЫЙ АНКЕТЕР!

Вы принимаете участие в ответственном обследовании по социологическому исследованию потребностей маломобильных групп населения в транспортных услугах и обеспечении доступности объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ. Оно подготовлено опытными специалистами и состоит из нескольких этапов. Одним из наиболее важных этапов является сбор исходных данных методом анкетирования маломобильных групп населения.

КОЛИЧЕСТВО маломобильных групп населения и ИХ ЧИСЛЕННОСТЬ по месту жительства СТАТИСТИЧЕСКИ ОБОСНОВАНЫи имеют важное значение для обеспечения достоверности результатов обследований. От того на сколько правильно и грамотно Вы проведете процедуру сбора информации, зависит качество полученной информации и, как следствие, эффективность разработки доступной транспортной среды для маломобильных групп населения.

Перед началом работы внимательно посмотрите АНКЕТУ, прочтите ИНСТРУКЦИЮ по ее заполнению и ПРИМЕР заполнения анкеты. Если Вам что-нибудь будет непонятно, обратитесь к организаторам обследования для разъяснений. Вы должны досконально знать и понимать содержание анкеты.

При анкетировании нам важно получить не просто ответы, а ДОСТОВЕРНЫЕ ответы. Именно ОТ ВАС зависит, захочет ли респондент отвечать на вопросы анкеты и насколько достоверно и полно он на них ответит.

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ об исследовании – это впечатление о ВАС. Поэтому будьте вежливы, внимательны, аккуратны, уверены в себе и обязательны. Вам необходимо вызвать симпатию и расположить к себе людей с самыми разными особенностями и характерами.

Ваша ЦЕЛЬ - получить от респондента наиболее достоверную информацию. Для этого необходимо быть максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ и ВНИМАТЕЛЬНЫМ, особенно к маломобильным людям, ведь их жизненные проблемы наиболее сложные.

Независимо от вида проводимого анкетирования (раздаточное, личный опрос или опрос по телефону), при общении с респондентом Вы должны:

1. В первую очередь, ПОЗДОРОВАТЬСЯ и ПРЕДСТАВИТЬСЯ. Обращаться к респонденту при личном опросе, по возможности, следует по ИМЕНИ и ОТЧЕСТВУ. Это позволит расположить его к Вам. Коротко объясните: КТО проводит опрос, О ЧЕМ он и ЗАЧЕМ нужен. Не забудьте указать ПРАКТИЧЕСКУЮ ЦЕЛЬ обследования (это поможет заинтересовать респондента, создать мотивацию его участия в исследовании и содействия в решении поставленной проблемы).

2. Прежде чем обратиться к респонденту с просьбой ответить на вопросы, следует вкратце ОБЪЯСНИТЬ, почему Вы обратились именно к нему (скажите, что это обосновано статистической выборкой групп людей с аналогичными ему особенностями и проблемами). Сообщите респонденту, что по его желанию, ответы на вопросы анкеты могут быть АНОНИМНЫМИ. В конце анкетирования все же ПОПРОСИТЕ респондента УКАЗАТЬ его имя и отчество, контактный телефон. Просьба должна быть ненавящевой. Объясните, что ее необходимость вызвана контролем Вашей работы организаторами обследования.

3. ОБЪЯСНИТЬ респонденту(ам) ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ и СДАЧИ анкеты.

4. ОКАЗЫВАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ респондентам в разъяснении всех возникающих вопросов при анкетировании, а также посильную ФИЗИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ (ведь некоторым маломобильным людям вставать, садиться и передвигаться самостоятельно бывает сложно).

5. ПРОВОДИТЬ обследование слабослышащих и глухих людей методом раздаточного анкетирования с предоставлением им всей необходимой информации в печатаном виде. Обследование слепых, слабовидящих, слепоглухонемых людей, детей-инвалидов, а также лиц с психическими заболеваниями – методом опроса при личном контакте или по телефону опрашивают родственников, сопровождающих лиц или опекунов. При сочетающихся патологиях допускаются иные формы опросов, наиболее доступные для соответствующего респондента.

6. При проведении раздаточного анкетирования СВОЕВРЕМЕННО проверять качество заполнения анкет: при сдаче анкеты респондентом Вам лично в руки.

7. Заполненные анкеты СДАТЬ в установленном порядке организаторам обследования не позднее отведенного Вам срока.

8. НЕ СТЕСНЯТЬСЯ задавать вопросы организаторам обследований при возникновении таких вопросов у Вас и НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ставить организаторов обследований в известность при различных СРЫВАХ и НЕДОСТАТКАХ в работе. Качество Вашей работы – это залог принятия правильных решений по созданию доступной транспортной среды на территории РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: