Омские литературные издания




 

Издание Редактор Авторский коллектив
«Складчина» Александр Лейфер, Вероника Шелленберг Омское отделение СРП
«Литературный Омск» Олег Клишин, Галина Целищева, Татьяна Четверикова, Валентина Ерофеева Омское отделение СП РФ
«Менестрель» Андрей Козырев Известные писатели Омска, Москвы, Урала и др. независимо от принадлежности к какому-либо кругу
«Тарские ворота» Игорь Егоров Стихи и проза известных актёров, сибирское литературное краеведение
«Иртыш-Омь» Игорь Егоров Пенсионеры-любители
«Переливы» Ирина Горелова Студенты ВУЗов
«Северный крест» Иван Таран Андеграундная молодёжь
«Преодоление» Николай Трегубов Члены ЛИТО им. Якова Журавлёва
«Чаша» Нэлли Арзамасцева Члены ЛИТО им.А.П.Кутилова
«Литературный ковчег» Павел Радзиевский Юлия Пырьева-Радзиевская Любители + профи (гости)

 

Школы омской поэзии

Школа Характеристика школы Основные представители
Серебряный век Содружество молодых поэтов, преимущественно футуристического толка, группировавшихся в начале 1920-х годов вокруг «короля писателей» Антона Сорокина. Продолжатели традиций В.Маяковского, Д.Бурлюка, отчасти К.Бальмонта. Л.Мартынов, Г.Марков, Ю.Сопов, С.Калмыкови другие.
«Омская сборная» Группа молодых крестьянских поэтов конца 1920-х годов, входивших в круг друзей П.Васильева. Продолжатели традиций С.Есенина. П.Васильев, Е.Забелин.
Соцреализм Поэты, придерживающиеся традиционной поэтики и разрабатывающие темы народной жизни, народного быта. Традиционалисты по форме и патриоты по содержанию. С.Марков, В.Макаров, В.Балачан, Ю.Перминов.
Шестидесятники Поэты и прозаики, пришедшие в литературу на волне «оттепели» 1960-х гг. В.Озолин, А.Лейфер.
«Женская лирика» Поэтессы, разрабатывающие преимущественно темы жизни современной женщины, как правило, пишущие в традиционной эстетике, постоянно упоминающие в стихах бытовые детали (кухня, уборка, платья, косметика и т.п.). Т.Четверикова, М.Безденежных, В.Ерофеева, И.Горелова, Е.Новикова и др.
«Тихая лирика» Поэты преимущественно пейзажного и бытописательного характера, предпочитающие сдержанные ноты, неяркие краски, тихие лирические интонации. Камерные лирики. Т.Белозёров, поздний Н.Разумов.
Неоакмеизм Умеренные традиционалисты, рассудочные любители поэтической каллиграфии, стремящиеся к достижению в стихах «прекрасной ясности» и гармоничному сочетанию бытовых деталей и философских символов. Е.Кордзахия, О.Клишин, А.Бекишев, А.Козырев.
Метафизическая школа Продолжатели поэтических традиций В.Соловьёва и раннего А.Блока, разрабатывающие религиозно-философские мотивы, преимущественно христианские и эзотерические, активно насыщающие стихи абстрактными символами и философской терминологией. О.Чертов, В.Богданов, С.Князев, Н.Эйхвальд.
Натурфилософская школа Школа возникла как ответвление метафизической школы. В отличие от традиционных метафизиков, её авторы ориентируются не столько на христианские, сколько на шаманско-языческие мотивы. В.Шелленберг, Е.Чач, И.Четвергова, Н.Семёнова, К.Кислицина.
Неоэкспрессионизм Школа, стремящаяся изобразить современную жизнь в максимально неприглядном виде, часто использующая верлибры, ломаные ритмы, ненормативную лексику, эпатирующие неэстетичные детали в сочетании с гаражно-космическим экзистенциализмом. Е.Летов, Е.Бакалов, И.Таран.
Урбанизм Поэты, при помощи соединения элементов традиционной и авангардной эстетик описывающие жизнь городской окраины, люмпен-пролетариев и люмпен-интеллигентов. Поздний А.Кутилов, Д.Румянцев, А.Козырев, И.Хохлов.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ:

 

«Искусство» – первый омский академической литературный журнал, одно из лучших изданий в истории Сибири. Выходил в 1920-1921 годах, продолжал традиции литературных изданий Серебряного века. Отличался широким кругозором, затрагивал разнообразные темы – от русского балета до народной игрушки, от наследия Ф.М.Достоевского до футуризма. Привлекал к участию в качестве авторов ведущих культурных деятелей страны (А.Блока, А.Бенуа и др.). Был открыт молодёжи – на его страницах состоялся литературный дебют Л.Мартынова, С.Калмыкова, К.Урманова и других. Отличался изысканным оформлением в стиле модерн, высоким качеством корректуры и вёрстки. Был подвергнут жёсткой критике за аполитичность и расформирован, редколлегия издания почти в полном составе была переведена в создававшийся в Новосибирске журнал «Сибирские огни», успешно дебютировавший во многом благодаря работе бывших сотрудников «Искусства».

 

«Литературный Омск» – юридически главное издание Омска, формально журнал, фактически альманах, выходящий нерегулярно, в зависимости от наличия денег у Министерства культуры. Журнал, бывший одним из лучших изданий города при редакторе О.Клишине, в настоящее время – образчик литературной мертвечины. Отличается хорошей корректурой и вёрсткой, красочным оформлением, высоким качеством полиграфии, интересными цветными вклейками с работами местных художников и большим количеством стандартной женской лирики и традиционной патриотической публицистики. Состав авторов почти не меняется от выпуска к выпуску, талантливые авторы из других регионов приглашаются крайне редко, даже у хороших авторов выбираются для публикации безликие стандартные тексты. Идеология редколлегии сводится к ностальгическим вздохам по советскому времени, когда писатели находились на полном обеспечении государства. Издание не рассчитано на читателей, выпускается «для галочки».

Единственное, что вызывает в журнале подлинный интерес, – это подборки молодых авторов с семинаров СП России, говорящие о том, что под крылом писательской организации растёт новое, неровное, ещё не вполне оперившееся, но безусловно талантливое поколение, теоретически способное преобразить литературную ситуацию, если, разумеется, время и окружающая среда не отформатируют их по своему образцу (что остаётся весьма вероятным).

 

«Иртыш» – журнал СП РФ 1990-х годов, претендовавший на академический уровень. Время от времени в нём появлялись на редкость качественные материалы, входившие в историю региональной литературы (произведения А.Кутилова, В.Макарова, Ю.Перминова и др.). Редколлегия могла даже из стихов посредственных авторов сделать хорошую подборку.

В целом журнал делался скучно, без огонька. Отличался плохой полиграфией. Публицистика журнала была достаточно заурядной, умеренно политизированной и в целом стандартной для посткоммунистических патриотических изданий, недостаточно страстной и «зубастой» по сравнению с ведущими аналогичными изданиями.

Журналу, создававшемуся на весьма высоком профессиональном уровне, не хватило яркости и оригинальности, «лица необщего выраженья», которое принесло бы ему авторитет и продлило жизнь.

 

«Складчина» – наиболее авторитетное издание современного Омска. Возникнув в 1990-е годы в качестве толстого ежегодного сборника, «С.» пережила несколько перерождений, существуя то в качестве газеты, то в качестве альманаха, меняя периодичность выпуска, объём и дизайн. В последнее время редакторская политика «С.» меняется, становясь более открытой для разношёрстной молодёжи и иногородних авторов, альманах начинает активно выкладываться в сети Интернет, в очередной раз меняется оформление издания.

Долгое время «С». демонстрировала максимальный уровень литературного издания, которое можно создать, базируясь преимущественно на материале омских авторов. При этом в целом альманах был закрыт для многих талантливых и амбициозных литераторов «со стороны», предпочитая публиковать одних и тех же проверенных авторов, что привело к созданию в городе ряда альтернативных «С.» изданий, часто весьма успешных.

 

«Пилигрим» – студенческий журнал ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, издание, сыгравшее ключевую роль в становлении большинства молодых поэтов 2000-х годов. Возникал дважды: в 2000-2004 годах и в 2008-2009 годах. В 2009 г. случайно погиб в ходе конфликта между противоборствующими группировками университетских деятелей.

В 2008-2009 годах создавался полупрофессиональной, но весьма талантливой командой, состоявшей в основном из студентов и выпускников университета. Фактически существовал в условиях конституционной анархии, гарантом которой выступал номинальный монарх – шеф-редактор Н.А.Козорез, опытный журналист и любитель литературы, не навязывавший авторам своих эстетических предпочтений (восходивших в основном к Серебряному веку и советским шестидесятникам). Коммуникабельный редактор-организатор Дм.Соснов исполнял роль главного присматривающего за детскими играми пишущих студентов. Наиболее ценное из создававшегося в ходе этих игр публиковалось в журнале. Рядом с подростковыми текстами печатались произведения зрелых авторов, отбиравшиеся в высшей степени строго. Такой в целом демократический подход к организации работы издания, думается, оправдал себя – именно так в редакции журнала были созданы условия для оптимального самовыражения молодёжи.

С технической точки зрения журналу не хватало профессионализма – как в вёрстке и корректуре, так и в отборе подростковых стихов, многие из которых печатать в серьёзном «взрослом» издании было бы недопустимо. Тем не менее «Пилигрим» всегда отличался подлинной, не натужной молодёжной направленностью и обилием талантливых текстов, что неоднократно отмечалось в омской критике. Выпуски, изданные более десяти лет назад, с удовольствием перечитываются на одном дыхании до сих пор, а это – знак высшего качественного успеха периодического издания.

 

«Виктория» – любительский литературный журнал, ведущее народное издание 2000-х годов. Журнал, воспринимаемый в официальных кругах как синоним графомании и неожиданно оказавшийся кузницей литературных кадров региона. Одной из причин этого стала закрытость официальных изданий для талантливых литераторов «со стороны», невольно вытеснявшихся в «Викторию» и затевавших там собственные амбициозные издательские и творческие проекты.

Наряду с любителями в журнале печатались профессиональные литераторы – И.Егоров, Е.Асташкин, Н.Елизарова, Д.Соснов, А.Козырев и другие. Многие из этих авторов впоследствии стали ведущими издателями, поэтами и прозаиками региона.

Тем не менее процент безграмотных произведений, публиковавшихся в «Виктории», был всегда настолько велик, что в устах большинства региональных литераторов название «Виктория» до сих пор является притчей во языцех, а выражение «хуже «Виктории» – обозначением высшей степени бездарности.

 

«Литературный ковчег » – любительский литературный журнал, улучшенная реинкарнация «Виктории». Отличается более изысканным дизайном, наличием ряда оригинальных рубрик (в частности, присутствием в начале каждого номера критической колонки с отзывами на авторов предыдущих выпусков и цикла продолжающихся комиксов в конце). В целом любительское коммерческое издание, пристанище пишущих пенсионеров и студентов. 90 % публикующихся в журнале материалов не имеет отношения к профессиональной литературе. Кузницей новых проектов, как «Виктория», «Л.К.» послужить не может, т.к. амбициозные авторы, способные сказать в литературе новое слово, но не признаваемые двумя официальными организациями, как правило, идут в другие, более качественные свободные издания, такие как «Тарские ворота», «Иртыш-Омь», «Менестрель», «Северный Крест» и т.д.

 

«Бульвар Зелёный» – любительский литературный журнал, неудачный клон «Литературного ковчега». Вышло несколько номеров, отличавшихся небольшим объёмом, отсутствием отбора текстов и попсовым оформлением. У редколлегии, состоявшей в основном из андеграундной молодёжи, не было ясной эстетической программы и концепции журнала, было просто желание что-то издавать. Через полгода существования редколлегия журнала распалась, выпуск новых номеров прекратился.

 

«Вольный лист» – провокационный андеграундный журнал. Задумывался как главное пристанище для авангардных сил региона. Постепенно превратился в наиболее скандальный городской журнал, рядом с интересными экспериментальными текстами публиковавший провокационные статьи экстремистского (чаще всего крайне правого) характера, а также низкопробные сплетни о городских литераторах старшего поколения. Журнал быстро привлёк к себе внимание литературных кругов по всей России и за её пределами и стал причиной яростной литературной войны, захватившей почти весь литературный Омск и в конце концов расколовшей редколлегию самого «В.л.». В результате ряда конфликтов между членами редколлегии журнал прекратил своё существование, оставшись в памяти омичей как спорное скандальное издание, читать которое было иногда противно, но, по крайней мере, не скучно.

 

«Точка зрения» – предыдущая реинкарнация «Менестреля». Отличается от «Менестреля» ориентацией преимущественно на омских авторов. Антологическое по сути своей издание, стремившееся опубликовать лучшее, что было создано в регионе за нулевые годы. За два года вышло пять номеров, перепечатывавших в основном ставшие местной классикой тексты и благожелательно встреченных региональной публикой. Постепенно амбиции редколлегии переросли установленные первоначально для журнала рамки, и «Точка зрения» была формально закрыта на неопределённый срок, а фактически переформатирована и продолжила выпуск под названием «Менестрель».

 

«Тарские ворота» – очень толстое ежегодное издание, объединяющее под одной обложкой ряд мэтров русской литературы и многочисленных непрофессионалов, платящих деньги за публикацию в таком соседстве. Альманах занимает промежуточное положение между академическими и коммерческими изданиями. Регулярно выходит, широко распространяется, имеет широкий резонанс в России и русском зарубежье – как правило, за счёт публикаций именитых авторов, часто играющих роль «свадебных генералов». Главными недостатками многих выпусков альманаха являются невзрачное оформление, плохо выстроенная композиция и слабый отбор текстов, неизбежный для изданий, существующих по коммерческому принципу. Впрочем, практически каждый следующий выпуск альманаха в последнее время отличается всё более высоким уровнем качества, мастерство редколлегии постоянно повышается, в издание приходят новые авторы. Несмотря на сохраняющиеся недостатки, «Т.в.» смогли стать одним из литературных брендов Омска и играют значимую роль в региональной культурной жизни.

 

«Иртыш-Омь» – приложение к «Тарским воротам», журнал, в котором публикуются преимущественно авторы, не подходящие «Тарским воротам» по уровню текстов, но желающие заплатить деньги за публикацию. Открывается, как правило, произведениями литераторов с громким именем, сразу за которыми следует большое количество откровенно слабых произведений местных пенсионеров. Отличается теми же недостатками, что и «Тарские ворота», и точно так же постоянно совершенствуется, активно изживая свои слабые стороны. Последние выпуски «И.-О.» практически сравнялись с «Тарскими воротами» как по объёму, так и по качеству текстов – читать их стало интересно и приятно даже для искушённых в литературе людей. Можно предсказывать тандему «Тарских ворот» и «Иртыша-Оми» дальнейшее развитие и постепенное включение их в число лучших изданий региона.

 

«Менестрель» – наиболее известное за пределами омского региона литературное издание. Возникло в 2012 г. как улучшенная реинкарнация «Точки зрения». Несколько раз меняло формат и периодичность выпуска: первоначально издание именовалось альманахом, в 2018 г. стало называться журналом. С 2012 по 2016 г. выходило раз в год, за 2017 г. вышло три номера, с 2018 г. журнал выходит два раза в год (что говорит о том, что фактически он до сих пор остаётся альманахом). Тираж, как правило, невелик, вёрстка и корректура выполняются непрофессионально (хотя уровень их качества неуклонно растёт).

Редколлегия издания неоднократно менялась, но её ядро всегда оставалось неизменным – это в основном молодые литераторы, дебютировавшие в 2000-е годы и достигшие литературной зрелости в 2010-е.

Основная читательская аудитория издания – в интернете, журнал представлен на многих журнальных порталах и имеет собственный сайт, пользующийся большой популярностью.

Журнал выгодно отличается от остальных изданий города установкой на литературный диалог – в журнале публикуются в примерно равной пропорции авторы из столиц, провинции и русского зарубежья. В издании регулярно печатаются многие ведущие деятели современной русской литературы. Налажено активное сотрудничество с литературными кругами Москвы, Урала, Дальнего Востока. Журнал стремится объединить под одной обложкой авторов разных эстетических и политических взглядов. Особенностью издания является наличие в нём ряда уникальных рубрик: «Антологии анонимной поэзии», «Стихов с комментариями», «Рецензий на литературные сайты» и др. Не имея информационной поддержки в региональных СМИ, издание пользуется большой популярностью в российском литературном сообществе.

 

«Чаша» – любительский альманах, посвящённый памяти А.Кутилова. Яркое, цветастое издание большого формата, публикующее рядом с произведениями Кутилова тексты литераторов-любителей. Делается командой, состоящей в основном из непрофессиональных литераторов, впрочем, не лишённых дарования и искренне любящих своё дело. Многие выпуски этого альманаха могут послужить примерами того, как из некачественных текстов создать в принципе небезынтересное издание.

 

«Нобелевский тупик» – первый в Омске журнал поэзии. Отличается миниатюрным форматом и малым тиражом. Фактически представляет из себя антологию одного стихотворения, изданную в качестве отдельного журнала (по 1 стихотворению тридцати мэтров российской поэзии на тридцати страницах микроскопического издания). Стихи, публикующиеся в «Н.т.», проходят предельно строгий отбор и отличаются высочайшим уровнем качества, как правило, это тексты, написанные достаточно давно и уже известные как современная классика. Авторы «Н.т.» – как правило, именитые поэты-традиционалисты, в основном принадлежащие к старшему поколению. Редколлегия журнала старается придерживаться правила «Мал золотник, да дорог» и ради этого публикует, как правило, тексты, ценность которых уже давно всем очевидна. В результате получается изысканный поэтический «междусобойчик», вызывающий широкий резонанс в российском литературном сообществе, но быстро пропадающий из памяти. Таким образом, журнал поэзии «Н.т». полностью оправдывает своё название.

 

«Переливы» – молодёжное издание ОмГТУ, реинкарнация «Пилигрима». Выходит нерегулярно, на гранты Росмолодёжи. Отличается подлинным молодёжным духом, аляповатым оформлением и большим количеством некачественных юношеских литературных опусов на своих страницах.

Композиции как таковой у издания нет, угловатые подростковые тексты нагромождаются рядом в огромном количестве, что делает чтение альманаха малоприятным делом. Дизайн отличается кричащей пестротой и невыстроенностью. «П.» активно рекламируются в региональных СМИ, на телевидении, радио и в периодике.

Большая часть печатающихся на страницах «П.» текстов являются первыми пробами пера молодых авторов, не имеющими собственной литературной ценности, но показывающими поэтический потенциал региона. Наличие в редколлегии большого количества именитых культурных деятелей старшего поколения («семи нянек») гарантирует установление в альманахе конституционной анархии, создающей идеальную среду для творческого самовыражения молодёжи. Собственно, молодёжный дух, дерзость, нестандартность (а не классическая сделанность) являются главными признаками, по которым отбираются произведения для публикации в альманахе. Поэтому издание, не претендуя на профессионализм и не являясь приятным чтением, может быть в высшей степени полезно как лаборатория по выявлению и воспитанию перспективных литературных кадров.

 

«Преодоление» – литературный журнал Литературного объединения им. Якова Журавлёва. Издание, целиком построенное на основе эстетических и жизненных взглядов главного редактора Н.Трегубова, сформированным в основном в 1960-е годы. В эстетическом плане журналу свойственен предельный консерватизм, ориентация на соцреализм, деревенскую школу и тихую лирику, в политическом – смешение коммунистической и православной риторики. В этом отношении журнал может быть воспринят как один из многочисленных провинциальных клонов «Нашего современника», «Москвы» и других ведущих консервативных изданий столицы. Среди легиона подобных изданий омское отличается маниакальным равнением всего коллектива на личность главного редактора, человека талантливого и незаурядного, но слишком долго задержавшегося в прошлом веке.

Основной коллектив авторов и читателей «П.» – как правило, пенсионеры, на досуге взявшиеся за перо и образующие своеобразную секту свидетелей Трегубова. В эстетическом отношении это – сто маленьких трегубовых, во всём копирующих манеру руководителя. Редакционная команда отличается большой спаянностью и дисциплиной, редактор умеет из большого количества однообразных, вторичных и достаточно слабых текстов создать хорошо выстроенный, легко читающийся журнал. Выпуски «П.» выходят весьма регулярно, их уровень остаётся примерно одинаковым. В целом «П.» – хороший образец провинциальной пенсионерской самодеятельности.

 

«Северный Крест» – андеграундное издание, улучшенная реинкарнация «Вольного листа». В отличие от «Вольного листа», «С.К.» не стремится к созданию скандала ради скандала. Эстетика «С.К.» также авангардная, но более сдержанная, политическая программа ближе к левым взглядам. Вёрстка и корректура отличаются более высоким качеством, чем в большинстве омских изданий. Тираж, как правило, невелик. Достоинством издания является нестандартная структура (материалы распределяются не по жанрам, а по тематике), большое количество философской и культурологической публицистики, готовность к обновлению литературных стандартов, открытость для молодых авторов. При удачном стечении обстоятельств «С.К.» может в будущем стать центром формирования новой литературно-философской школы, при неудачном – остаться таким же примером эклектичного и сумбурного самовыражения бунтующей молодёжи, как «Вольный лист».

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

 

Кружок Антона Сорокина – ведущее литературное объединение омского Серебряного века. Лидер кружка Антон Сорокин, будучи гениальным выдумщиком, не обладал достаточными профессиональными литературными навыками, но собственным примером воспитывал в молодых писателях нестандартное мышление, активную жизненную позицию и тягу к новым открытиям. В раннем творчестве его учеников – Л.Мартынова, П.Васильева, Вс.Иванова, С.Калмыкова и других – присутствуют общие стилистические черты, восходящие к футуризму, со своеобразным провинциально-декламационным уклоном, скорее всего, возникшие под влиянием учителя. Но восстановить в точности основные положения поэтической педагогики А.Сорокина в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия достаточного количества документальных свидетельств.

 

Литературная мастерская Татьяны Четвериковой при ОмГТУ – одно из наиболее значимых литературных объединений Омска рубежа ХХ – XXI веков. Воспитало три поколения поэтов (первое – М.Улыбышева, Ю.Перминов, М.Безденежных, П.Радзиевский, И.Косицын, Г.Бородянский; второе – И.Горелова, С.Крих, Н.Эйхвальд, Д.Соснов; третье – Г.Рымбу, А.Козырев, Г.Глушнёв и др.) Занималось первоначальным отсевом талантливых авторов из студенческой среды, окончательную огранку молодых дарований осуществляло ЛИТО М.Безденежных.

Отличалось спокойной атмосферой, сдержанно-внимательным отношением к молодым авторам. Предполагало некоторое единство умеренно-консервативных эстетических взглядов руководителя и учас

тников. Андеграундные авторы, стремившиеся к смелым языковым экспериментам, вежливо выпроваживались из литературного объединения (как это произошло с В.Богдановым или Дм.Дзюминым) либо сами отстранялись от него (Г.Рымбу, И.Федоровский). Со временем литературная мастерская была добровольно передана Т.Четвериковой педагогам более молодого поколения.

 

ЛИТО при СП РФ (руководитель Марина Безденежных) – наиболее профессиональное и высокоорганизованное омское литературное объединение постсоветского времени. Выпустило несколько поколений литераторов, известных в регионе и за его пределами. В настоящее время преимущественное внимание уделяет воспитанию у молодых авторов технического мастерства, не приемлет идеологического диктата. Это школа, в которой можно получить отменную филологическую подготовку и опыт редактирования и рецензирования своих и чужих текстов.

Сохраняет некоторые черты советской литературной педагогики. Устаревшими эстетическими положениями, пропагандируемыми руководством ЛИТО, являются преувеличенное внимание к «вкусной и здоровой» рифме (в ущерб метафоре) и недостаточная требовательность к цельности поэтического синтаксиса, благодаря чему тексты ряда воспитанников объединения, не имевших другой школы, представляют из себя хаотический набор качественно зарифмованных восклицаний и обрывочных фраз, обрамлённый афористичными началами и концовками. Тем не менее эстетический диктат чужд руководству ЛИТО, и авторы, перешагнувшие за пределы типовой эстетики, не подвергаются никаким санкциям, частым в других, более авторитарных объединениях. В целом ЛИТО М.А.Безденежных – одно из наиболее демократических литературных объединений региона.

Качественно поставлен в ЛИТО процесс обсуждения. Каждое собрание объединения становится хорошо организованным ток-шоу, в котором за всеми участниками постепенно, без какого бы то ни было навязывания «сверху», закрепились свои, соответствующие темпераменту амплуа: А.Сергеева – Арлекин, А.Свириденко и А.Козырев – Педанты, К.Лысенко – Шут, М.Стрежный – Рыцарь, А.Кондакова – Коломбина, М.А.Безденежных – Арбитр и т.д. Каждое обсуждение становится своего рода стихийным спектаклем, произведением искусства, часто более интересным, чем обсуждаемый текст.

 

Школа Михаила Малиновского – кружок молодых авторов, сгруппировавшихся в 1990-е годы вокруг морального лидера старшего поколения омского СРП М.Малиновского. Сам М.Малиновский был автором стандартной реалистической прозы, описывающей быт добродетельных, но невыносимо скучных обывателей, «деревянных, деревянных и ещё раз деревянных». Эстетическим идеалом в прозе для него были описательные бессюжетные миниатюры Бунина. Прозаики, прошедшие школу Малиновского, как правило, писали короткие (на одну, максимум две странички) рассказы, описывающие какие-либо мелочи жизни. Произведённые ими в большом количестве рассказы, лишённые бунинского мастерства, до сих пор пользуются успехом у городских пенсионеров, на старости лет ощутивших тягу к прекрасному.

Воздействие М.Малиновского на поэзию было более благотворным. Поэты, занимавшиеся под его руководством, тяготели к поднятию в стихах философских и метафизических проблем. Многие авторы-метафизики, отторгавшиеся более «приземлёнными» литературными собратьями, получали его поддержку. Значительная часть поэтов, прошедших школу Малиновского, впоследствии отошла от христианства и эзотерики к неоязыческому направлению. Влияние педагогики М.Малиновского сказывается в городской литературе и в наши дни, более чем через 10 лет со дня смерти писателя.

 

Студия им. Якова Журавлёва – литературное сообщество, созданное мэтром советской поэзии Н.Трегубовым. Включает в себя, как правило, пенсионеров. Авторитарная организация. Все студийцы находятся под сильным влиянием мэтра и пишут стихи, почти ничем не отличающиеся от стихов учителя. Преувеличенно большое внимание на занятиях студии уделяется звукописи, в области которой руководитель студии является безусловным виртуозом. Студию им. Якова Журавлёва вполне можно назвать сектой свидетелей Трегубова.

 

«ПарОм» – литературный семинар, основной причиной возникновения которого послужили амбиции его создателя поэтессы В.Шелленберг. Включает в себя круг молодых авторов, родственных друг другу по творческой манере и – в большей степени – по мировоззрению. Руководство семинара воспитывает у учеников отношение к творчеству как к чуду, не поддающемуся рациональному контролю, и следовательно – пренебрежение к технической стороне творчества. Большинство участников семинара не имеет больших литературных амбиций и служат пажами и фрейлинами руководителя семинара. Ученики, добившиеся творческого успеха, как правило, незаметно вытесняются из литературной жизни. В целом семинар представляет из себя широко разрекламированную секту свидетелей Шелленберг.

АВТОРЫ:

 

Балачан, Владимир – поэт, публицист.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Автор большого количества риторически-публицистических стихов о России, талантливой деревенской лирики. Творчество Б. обширно, уровень стихов очень неровен, но в лучших стихах автора нельзя убрать ни одного слова, что является показателем высочайшего мастерства.

Принадлежность к литературной школе. Соцреалист, деревенщик.

Учителя и предшественники. Ю.Кузнецов, Н.Рубцов,

Ученики и последователи. Ряд авторов из омского отделения СП России.

 

Безденежных, Марина – поэт, филолог, педагог.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Создатель собственной поэтической школы, лучший в городе литературный педагог постсоветского периода. Кандидат филологических наук, автор аналитических трудов об омской поэзии. В лирическом творчестве любимая форма Б. – короткое стихотворение-размышление, состоящее из нескольких виртуозно зарифмованных афористических выражений и неожиданной концовки. Эта форма, с первого взгляда представляющаяся эстетически ограниченной, мастерски освоена Б. и успешно используется и развивается ей в течение нескольких десятилетий.

Принадлежность к литературной школе. Женская лирика.

Учителя и предшественники. М.Цветаева, Н.Глазков, Т.Четверикова.

Ученики и последователи. В.Гаврилов, Ю.Бернадская, А.Сергеева, А.Степанова, А.Козырев и многие другие.

 

Бекишев, Александр –поэт.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Яркая, самобытная фигура в городской литературной жизни. Мастер насыщенного, образного, полноцветного стиха. Обладатель тонкого чувства юмора. Одним из главных недостатков творчества Б. является некоторая декламационность и подражательность по отношению к А.Кутилову.

Принадлежность к литературной школе. Неоакмеизм.

Учителя и предшественники. А.Кутилов, Е.Кордзахия.

Ученики и последователи. Педагогической деятельностью активно не занимается.

 

Белозёров, Тимофей – поэт, прозаик.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Один из лучших детских поэтов России. Тонкий мастер лирического деревенского пейзажа.

Принадлежность к литературной школе. «Тихий лирик».

Учителя и предшественники. С.Марков.

Ученики и последователи. Т.Четверикова, Е.Кордзахия, М.Безденежных и многие другие.

 

Богданов, Виктор – поэт, прозаик, критик.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Поэт широчайших философских обобощений, практически не использующий в творчестве бытовые детали.По мировоззрению близок к гностицизму, по эмоциональному строю – к декадансу. С точки зрения техники аскетичен, использует простые, часто примитивные рифмы. Изысканный метафорист и ритмотворец. Высокие метафизические порывы часто перемежает грубой эротикой и ненормативной лексикой, чем вызывает отторжение у значительной части литературного сообщества. В его творчестве слышен одинокий голос человека, мечущегося между двумя безднами – небесного мрака и земной грязи.

Принадлежность к литературной школе. Метафизик.

Учителя и предшественники. Поэты европейского модернизма и Серебряного века.

Ученики и последователи. И.Таран.

 

Васильев, Павел – поэт, публицист.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Один из наиболее одарённых поэтов омского региона, к сожалению, не успевший в полной мере раскрыться и оставить учеников. Почвенник. Мастер насыщенного деталями и образами, невероятно пластичного лирического стиха. Знаток жизни и нравов Степного края, отражённых в цикле поэм.

Принадлежность к литературной школе. Крестьянский поэт.

Учителя и предшественники. А.Сорокин, C. Есенин, С.Клычков и другие.

Ученики и последователи. Педагогической деятельностью не занимался.

 

Вяткин, Георгий – поэт, прозаик.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Первый в Омске профессиональный литератор. В целом вторичный поэт, с некоторыми проблесками оригинального таланта.

Принадлежность к литературной школе. Как поэт восходит к литературной стилистике эпохи безвременья.

Учителя и предшественники. С.Надсон, А.Апухтин, К.Фофанов, К.Бальмонт и другие.

Ученики и последователи.

 

Горелова, Ирина – поэт, редактор, литературный педагог. Специалист по работе с молодёжью. Первый редактор литературного журнала «Пилигрим», редактор литературного альманаха «Переливы».

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Поэт иронического склада. Большинство стихов Г. – зарифмованные рассуждения на актуальные темы, чаще всего так или иначе касающиеся жизни современной женщины. Стихи Г., как правило, лишены зримых образов, обращаются более к рассудку, чем к чувствам, отличаются яркой, своеобразной ритмикой и острым юмором.

Принадлежность к литературной школе. Женская лирика.

Учителя и предшественники. Т.Четверикова, М.Безденежных.

Ученики и последователи. З.Сюникаева.

 

Драверт, Пётр – поэт, учёный и педагог.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. По мировоззрению близок русскому космизму. По эстетике – поэзии последних десятилетий девятнадцатого века (Апухтину, Надсону, Фофанову). Ровный, технически умелый, но лишённый ярких находок поэт.

Принадлежность к литературной школе. Как поэт сформировался под влиянием литературной стилистики эпохи безвременья.

Учителя и предшественники. С.Надсон, А.Апухтин, К.Фофанов и другие.

Ученики и последователи. Под влиянием научных идей Драверта сформировалось мировоззрение Л.Мартынова. Историзм и философичность омской поэзии в значительной степени обязаны своим существованием урокам натурфилософии, которые Драверт давал Мартынову.

 

Дёмин, Андрей – поэт, прозаик, эссеист, редактор.

Масштаб дарования. Характеристика творчества. Поэт-педант. Интеллектуал, наделённый слишком изысканным литературным вкусом, чтобы стать большим художник



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: