Издание | Редактор | Авторский коллектив |
«Складчина» | Александр Лейфер, Вероника Шелленберг | Омское отделение СРП |
«Литературный Омск» | Олег Клишин, Галина Целищева, Татьяна Четверикова, Валентина Ерофеева | Омское отделение СП РФ |
«Менестрель» | Андрей Козырев | Известные писатели Омска, Москвы, Урала и др. независимо от принадлежности к какому-либо кругу |
«Тарские ворота» | Игорь Егоров | Стихи и проза известных актёров, сибирское литературное краеведение |
«Иртыш-Омь» | Игорь Егоров | Пенсионеры-любители |
«Переливы» | Ирина Горелова | Студенты ВУЗов |
«Северный крест» | Иван Таран | Андеграундная молодёжь |
«Преодоление» | Николай Трегубов | Члены ЛИТО им. Якова Журавлёва |
«Чаша» | Нэлли Арзамасцева | Члены ЛИТО им.А.П.Кутилова |
«Литературный ковчег» | Павел Радзиевский Юлия Пырьева-Радзиевская | Любители + профи (гости) |
Школы омской поэзии
Школа | Характеристика школы | Основные представители |
Серебряный век | Содружество молодых поэтов, преимущественно футуристического толка, группировавшихся в начале 1920-х годов вокруг «короля писателей» Антона Сорокина. Продолжатели традиций В.Маяковского, Д.Бурлюка, отчасти К.Бальмонта. | Л.Мартынов, Г.Марков, Ю.Сопов, С.Калмыкови другие. |
«Омская сборная» | Группа молодых крестьянских поэтов конца 1920-х годов, входивших в круг друзей П.Васильева. Продолжатели традиций С.Есенина. | П.Васильев, Е.Забелин. |
Соцреализм | Поэты, придерживающиеся традиционной поэтики и разрабатывающие темы народной жизни, народного быта. Традиционалисты по форме и патриоты по содержанию. | С.Марков, В.Макаров, В.Балачан, Ю.Перминов. |
Шестидесятники | Поэты и прозаики, пришедшие в литературу на волне «оттепели» 1960-х гг. | В.Озолин, А.Лейфер. |
«Женская лирика» | Поэтессы, разрабатывающие преимущественно темы жизни современной женщины, как правило, пишущие в традиционной эстетике, постоянно упоминающие в стихах бытовые детали (кухня, уборка, платья, косметика и т.п.). | Т.Четверикова, М.Безденежных, В.Ерофеева, И.Горелова, Е.Новикова и др. |
«Тихая лирика» | Поэты преимущественно пейзажного и бытописательного характера, предпочитающие сдержанные ноты, неяркие краски, тихие лирические интонации. Камерные лирики. | Т.Белозёров, поздний Н.Разумов. |
Неоакмеизм | Умеренные традиционалисты, рассудочные любители поэтической каллиграфии, стремящиеся к достижению в стихах «прекрасной ясности» и гармоничному сочетанию бытовых деталей и философских символов. | Е.Кордзахия, О.Клишин, А.Бекишев, А.Козырев. |
Метафизическая школа | Продолжатели поэтических традиций В.Соловьёва и раннего А.Блока, разрабатывающие религиозно-философские мотивы, преимущественно христианские и эзотерические, активно насыщающие стихи абстрактными символами и философской терминологией. | О.Чертов, В.Богданов, С.Князев, Н.Эйхвальд. |
Натурфилософская школа | Школа возникла как ответвление метафизической школы. В отличие от традиционных метафизиков, её авторы ориентируются не столько на христианские, сколько на шаманско-языческие мотивы. | В.Шелленберг, Е.Чач, И.Четвергова, Н.Семёнова, К.Кислицина. |
Неоэкспрессионизм | Школа, стремящаяся изобразить современную жизнь в максимально неприглядном виде, часто использующая верлибры, ломаные ритмы, ненормативную лексику, эпатирующие неэстетичные детали в сочетании с гаражно-космическим экзистенциализмом. | Е.Летов, Е.Бакалов, И.Таран. |
Урбанизм | Поэты, при помощи соединения элементов традиционной и авангардной эстетик описывающие жизнь городской окраины, люмпен-пролетариев и люмпен-интеллигентов. | Поздний А.Кутилов, Д.Румянцев, А.Козырев, И.Хохлов. |
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ:
«Искусство» – первый омский академической литературный журнал, одно из лучших изданий в истории Сибири. Выходил в 1920-1921 годах, продолжал традиции литературных изданий Серебряного века. Отличался широким кругозором, затрагивал разнообразные темы – от русского балета до народной игрушки, от наследия Ф.М.Достоевского до футуризма. Привлекал к участию в качестве авторов ведущих культурных деятелей страны (А.Блока, А.Бенуа и др.). Был открыт молодёжи – на его страницах состоялся литературный дебют Л.Мартынова, С.Калмыкова, К.Урманова и других. Отличался изысканным оформлением в стиле модерн, высоким качеством корректуры и вёрстки. Был подвергнут жёсткой критике за аполитичность и расформирован, редколлегия издания почти в полном составе была переведена в создававшийся в Новосибирске журнал «Сибирские огни», успешно дебютировавший во многом благодаря работе бывших сотрудников «Искусства».
«Литературный Омск» – юридически главное издание Омска, формально журнал, фактически альманах, выходящий нерегулярно, в зависимости от наличия денег у Министерства культуры. Журнал, бывший одним из лучших изданий города при редакторе О.Клишине, в настоящее время – образчик литературной мертвечины. Отличается хорошей корректурой и вёрсткой, красочным оформлением, высоким качеством полиграфии, интересными цветными вклейками с работами местных художников и большим количеством стандартной женской лирики и традиционной патриотической публицистики. Состав авторов почти не меняется от выпуска к выпуску, талантливые авторы из других регионов приглашаются крайне редко, даже у хороших авторов выбираются для публикации безликие стандартные тексты. Идеология редколлегии сводится к ностальгическим вздохам по советскому времени, когда писатели находились на полном обеспечении государства. Издание не рассчитано на читателей, выпускается «для галочки».
Единственное, что вызывает в журнале подлинный интерес, – это подборки молодых авторов с семинаров СП России, говорящие о том, что под крылом писательской организации растёт новое, неровное, ещё не вполне оперившееся, но безусловно талантливое поколение, теоретически способное преобразить литературную ситуацию, если, разумеется, время и окружающая среда не отформатируют их по своему образцу (что остаётся весьма вероятным).
«Иртыш» – журнал СП РФ 1990-х годов, претендовавший на академический уровень. Время от времени в нём появлялись на редкость качественные материалы, входившие в историю региональной литературы (произведения А.Кутилова, В.Макарова, Ю.Перминова и др.). Редколлегия могла даже из стихов посредственных авторов сделать хорошую подборку.
В целом журнал делался скучно, без огонька. Отличался плохой полиграфией. Публицистика журнала была достаточно заурядной, умеренно политизированной и в целом стандартной для посткоммунистических патриотических изданий, недостаточно страстной и «зубастой» по сравнению с ведущими аналогичными изданиями.
Журналу, создававшемуся на весьма высоком профессиональном уровне, не хватило яркости и оригинальности, «лица необщего выраженья», которое принесло бы ему авторитет и продлило жизнь.
«Складчина» – наиболее авторитетное издание современного Омска. Возникнув в 1990-е годы в качестве толстого ежегодного сборника, «С.» пережила несколько перерождений, существуя то в качестве газеты, то в качестве альманаха, меняя периодичность выпуска, объём и дизайн. В последнее время редакторская политика «С.» меняется, становясь более открытой для разношёрстной молодёжи и иногородних авторов, альманах начинает активно выкладываться в сети Интернет, в очередной раз меняется оформление издания.
Долгое время «С». демонстрировала максимальный уровень литературного издания, которое можно создать, базируясь преимущественно на материале омских авторов. При этом в целом альманах был закрыт для многих талантливых и амбициозных литераторов «со стороны», предпочитая публиковать одних и тех же проверенных авторов, что привело к созданию в городе ряда альтернативных «С.» изданий, часто весьма успешных.
«Пилигрим» – студенческий журнал ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, издание, сыгравшее ключевую роль в становлении большинства молодых поэтов 2000-х годов. Возникал дважды: в 2000-2004 годах и в 2008-2009 годах. В 2009 г. случайно погиб в ходе конфликта между противоборствующими группировками университетских деятелей.
В 2008-2009 годах создавался полупрофессиональной, но весьма талантливой командой, состоявшей в основном из студентов и выпускников университета. Фактически существовал в условиях конституционной анархии, гарантом которой выступал номинальный монарх – шеф-редактор Н.А.Козорез, опытный журналист и любитель литературы, не навязывавший авторам своих эстетических предпочтений (восходивших в основном к Серебряному веку и советским шестидесятникам). Коммуникабельный редактор-организатор Дм.Соснов исполнял роль главного присматривающего за детскими играми пишущих студентов. Наиболее ценное из создававшегося в ходе этих игр публиковалось в журнале. Рядом с подростковыми текстами печатались произведения зрелых авторов, отбиравшиеся в высшей степени строго. Такой в целом демократический подход к организации работы издания, думается, оправдал себя – именно так в редакции журнала были созданы условия для оптимального самовыражения молодёжи.
С технической точки зрения журналу не хватало профессионализма – как в вёрстке и корректуре, так и в отборе подростковых стихов, многие из которых печатать в серьёзном «взрослом» издании было бы недопустимо. Тем не менее «Пилигрим» всегда отличался подлинной, не натужной молодёжной направленностью и обилием талантливых текстов, что неоднократно отмечалось в омской критике. Выпуски, изданные более десяти лет назад, с удовольствием перечитываются на одном дыхании до сих пор, а это – знак высшего качественного успеха периодического издания.
«Виктория» – любительский литературный журнал, ведущее народное издание 2000-х годов. Журнал, воспринимаемый в официальных кругах как синоним графомании и неожиданно оказавшийся кузницей литературных кадров региона. Одной из причин этого стала закрытость официальных изданий для талантливых литераторов «со стороны», невольно вытеснявшихся в «Викторию» и затевавших там собственные амбициозные издательские и творческие проекты.
Наряду с любителями в журнале печатались профессиональные литераторы – И.Егоров, Е.Асташкин, Н.Елизарова, Д.Соснов, А.Козырев и другие. Многие из этих авторов впоследствии стали ведущими издателями, поэтами и прозаиками региона.
Тем не менее процент безграмотных произведений, публиковавшихся в «Виктории», был всегда настолько велик, что в устах большинства региональных литераторов название «Виктория» до сих пор является притчей во языцех, а выражение «хуже «Виктории» – обозначением высшей степени бездарности.
«Литературный ковчег » – любительский литературный журнал, улучшенная реинкарнация «Виктории». Отличается более изысканным дизайном, наличием ряда оригинальных рубрик (в частности, присутствием в начале каждого номера критической колонки с отзывами на авторов предыдущих выпусков и цикла продолжающихся комиксов в конце). В целом любительское коммерческое издание, пристанище пишущих пенсионеров и студентов. 90 % публикующихся в журнале материалов не имеет отношения к профессиональной литературе. Кузницей новых проектов, как «Виктория», «Л.К.» послужить не может, т.к. амбициозные авторы, способные сказать в литературе новое слово, но не признаваемые двумя официальными организациями, как правило, идут в другие, более качественные свободные издания, такие как «Тарские ворота», «Иртыш-Омь», «Менестрель», «Северный Крест» и т.д.
«Бульвар Зелёный» – любительский литературный журнал, неудачный клон «Литературного ковчега». Вышло несколько номеров, отличавшихся небольшим объёмом, отсутствием отбора текстов и попсовым оформлением. У редколлегии, состоявшей в основном из андеграундной молодёжи, не было ясной эстетической программы и концепции журнала, было просто желание что-то издавать. Через полгода существования редколлегия журнала распалась, выпуск новых номеров прекратился.
«Вольный лист» – провокационный андеграундный журнал. Задумывался как главное пристанище для авангардных сил региона. Постепенно превратился в наиболее скандальный городской журнал, рядом с интересными экспериментальными текстами публиковавший провокационные статьи экстремистского (чаще всего крайне правого) характера, а также низкопробные сплетни о городских литераторах старшего поколения. Журнал быстро привлёк к себе внимание литературных кругов по всей России и за её пределами и стал причиной яростной литературной войны, захватившей почти весь литературный Омск и в конце концов расколовшей редколлегию самого «В.л.». В результате ряда конфликтов между членами редколлегии журнал прекратил своё существование, оставшись в памяти омичей как спорное скандальное издание, читать которое было иногда противно, но, по крайней мере, не скучно.
«Точка зрения» – предыдущая реинкарнация «Менестреля». Отличается от «Менестреля» ориентацией преимущественно на омских авторов. Антологическое по сути своей издание, стремившееся опубликовать лучшее, что было создано в регионе за нулевые годы. За два года вышло пять номеров, перепечатывавших в основном ставшие местной классикой тексты и благожелательно встреченных региональной публикой. Постепенно амбиции редколлегии переросли установленные первоначально для журнала рамки, и «Точка зрения» была формально закрыта на неопределённый срок, а фактически переформатирована и продолжила выпуск под названием «Менестрель».
«Тарские ворота» – очень толстое ежегодное издание, объединяющее под одной обложкой ряд мэтров русской литературы и многочисленных непрофессионалов, платящих деньги за публикацию в таком соседстве. Альманах занимает промежуточное положение между академическими и коммерческими изданиями. Регулярно выходит, широко распространяется, имеет широкий резонанс в России и русском зарубежье – как правило, за счёт публикаций именитых авторов, часто играющих роль «свадебных генералов». Главными недостатками многих выпусков альманаха являются невзрачное оформление, плохо выстроенная композиция и слабый отбор текстов, неизбежный для изданий, существующих по коммерческому принципу. Впрочем, практически каждый следующий выпуск альманаха в последнее время отличается всё более высоким уровнем качества, мастерство редколлегии постоянно повышается, в издание приходят новые авторы. Несмотря на сохраняющиеся недостатки, «Т.в.» смогли стать одним из литературных брендов Омска и играют значимую роль в региональной культурной жизни.
«Иртыш-Омь» – приложение к «Тарским воротам», журнал, в котором публикуются преимущественно авторы, не подходящие «Тарским воротам» по уровню текстов, но желающие заплатить деньги за публикацию. Открывается, как правило, произведениями литераторов с громким именем, сразу за которыми следует большое количество откровенно слабых произведений местных пенсионеров. Отличается теми же недостатками, что и «Тарские ворота», и точно так же постоянно совершенствуется, активно изживая свои слабые стороны. Последние выпуски «И.-О.» практически сравнялись с «Тарскими воротами» как по объёму, так и по качеству текстов – читать их стало интересно и приятно даже для искушённых в литературе людей. Можно предсказывать тандему «Тарских ворот» и «Иртыша-Оми» дальнейшее развитие и постепенное включение их в число лучших изданий региона.
«Менестрель» – наиболее известное за пределами омского региона литературное издание. Возникло в 2012 г. как улучшенная реинкарнация «Точки зрения». Несколько раз меняло формат и периодичность выпуска: первоначально издание именовалось альманахом, в 2018 г. стало называться журналом. С 2012 по 2016 г. выходило раз в год, за 2017 г. вышло три номера, с 2018 г. журнал выходит два раза в год (что говорит о том, что фактически он до сих пор остаётся альманахом). Тираж, как правило, невелик, вёрстка и корректура выполняются непрофессионально (хотя уровень их качества неуклонно растёт).
Редколлегия издания неоднократно менялась, но её ядро всегда оставалось неизменным – это в основном молодые литераторы, дебютировавшие в 2000-е годы и достигшие литературной зрелости в 2010-е.
Основная читательская аудитория издания – в интернете, журнал представлен на многих журнальных порталах и имеет собственный сайт, пользующийся большой популярностью.
Журнал выгодно отличается от остальных изданий города установкой на литературный диалог – в журнале публикуются в примерно равной пропорции авторы из столиц, провинции и русского зарубежья. В издании регулярно печатаются многие ведущие деятели современной русской литературы. Налажено активное сотрудничество с литературными кругами Москвы, Урала, Дальнего Востока. Журнал стремится объединить под одной обложкой авторов разных эстетических и политических взглядов. Особенностью издания является наличие в нём ряда уникальных рубрик: «Антологии анонимной поэзии», «Стихов с комментариями», «Рецензий на литературные сайты» и др. Не имея информационной поддержки в региональных СМИ, издание пользуется большой популярностью в российском литературном сообществе.
«Чаша» – любительский альманах, посвящённый памяти А.Кутилова. Яркое, цветастое издание большого формата, публикующее рядом с произведениями Кутилова тексты литераторов-любителей. Делается командой, состоящей в основном из непрофессиональных литераторов, впрочем, не лишённых дарования и искренне любящих своё дело. Многие выпуски этого альманаха могут послужить примерами того, как из некачественных текстов создать в принципе небезынтересное издание.
«Нобелевский тупик» – первый в Омске журнал поэзии. Отличается миниатюрным форматом и малым тиражом. Фактически представляет из себя антологию одного стихотворения, изданную в качестве отдельного журнала (по 1 стихотворению тридцати мэтров российской поэзии на тридцати страницах микроскопического издания). Стихи, публикующиеся в «Н.т.», проходят предельно строгий отбор и отличаются высочайшим уровнем качества, как правило, это тексты, написанные достаточно давно и уже известные как современная классика. Авторы «Н.т.» – как правило, именитые поэты-традиционалисты, в основном принадлежащие к старшему поколению. Редколлегия журнала старается придерживаться правила «Мал золотник, да дорог» и ради этого публикует, как правило, тексты, ценность которых уже давно всем очевидна. В результате получается изысканный поэтический «междусобойчик», вызывающий широкий резонанс в российском литературном сообществе, но быстро пропадающий из памяти. Таким образом, журнал поэзии «Н.т». полностью оправдывает своё название.
«Переливы» – молодёжное издание ОмГТУ, реинкарнация «Пилигрима». Выходит нерегулярно, на гранты Росмолодёжи. Отличается подлинным молодёжным духом, аляповатым оформлением и большим количеством некачественных юношеских литературных опусов на своих страницах.
Композиции как таковой у издания нет, угловатые подростковые тексты нагромождаются рядом в огромном количестве, что делает чтение альманаха малоприятным делом. Дизайн отличается кричащей пестротой и невыстроенностью. «П.» активно рекламируются в региональных СМИ, на телевидении, радио и в периодике.
Большая часть печатающихся на страницах «П.» текстов являются первыми пробами пера молодых авторов, не имеющими собственной литературной ценности, но показывающими поэтический потенциал региона. Наличие в редколлегии большого количества именитых культурных деятелей старшего поколения («семи нянек») гарантирует установление в альманахе конституционной анархии, создающей идеальную среду для творческого самовыражения молодёжи. Собственно, молодёжный дух, дерзость, нестандартность (а не классическая сделанность) являются главными признаками, по которым отбираются произведения для публикации в альманахе. Поэтому издание, не претендуя на профессионализм и не являясь приятным чтением, может быть в высшей степени полезно как лаборатория по выявлению и воспитанию перспективных литературных кадров.
«Преодоление» – литературный журнал Литературного объединения им. Якова Журавлёва. Издание, целиком построенное на основе эстетических и жизненных взглядов главного редактора Н.Трегубова, сформированным в основном в 1960-е годы. В эстетическом плане журналу свойственен предельный консерватизм, ориентация на соцреализм, деревенскую школу и тихую лирику, в политическом – смешение коммунистической и православной риторики. В этом отношении журнал может быть воспринят как один из многочисленных провинциальных клонов «Нашего современника», «Москвы» и других ведущих консервативных изданий столицы. Среди легиона подобных изданий омское отличается маниакальным равнением всего коллектива на личность главного редактора, человека талантливого и незаурядного, но слишком долго задержавшегося в прошлом веке.
Основной коллектив авторов и читателей «П.» – как правило, пенсионеры, на досуге взявшиеся за перо и образующие своеобразную секту свидетелей Трегубова. В эстетическом отношении это – сто маленьких трегубовых, во всём копирующих манеру руководителя. Редакционная команда отличается большой спаянностью и дисциплиной, редактор умеет из большого количества однообразных, вторичных и достаточно слабых текстов создать хорошо выстроенный, легко читающийся журнал. Выпуски «П.» выходят весьма регулярно, их уровень остаётся примерно одинаковым. В целом «П.» – хороший образец провинциальной пенсионерской самодеятельности.
«Северный Крест» – андеграундное издание, улучшенная реинкарнация «Вольного листа». В отличие от «Вольного листа», «С.К.» не стремится к созданию скандала ради скандала. Эстетика «С.К.» также авангардная, но более сдержанная, политическая программа ближе к левым взглядам. Вёрстка и корректура отличаются более высоким качеством, чем в большинстве омских изданий. Тираж, как правило, невелик. Достоинством издания является нестандартная структура (материалы распределяются не по жанрам, а по тематике), большое количество философской и культурологической публицистики, готовность к обновлению литературных стандартов, открытость для молодых авторов. При удачном стечении обстоятельств «С.К.» может в будущем стать центром формирования новой литературно-философской школы, при неудачном – остаться таким же примером эклектичного и сумбурного самовыражения бунтующей молодёжи, как «Вольный лист».
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ:
Кружок Антона Сорокина – ведущее литературное объединение омского Серебряного века. Лидер кружка Антон Сорокин, будучи гениальным выдумщиком, не обладал достаточными профессиональными литературными навыками, но собственным примером воспитывал в молодых писателях нестандартное мышление, активную жизненную позицию и тягу к новым открытиям. В раннем творчестве его учеников – Л.Мартынова, П.Васильева, Вс.Иванова, С.Калмыкова и других – присутствуют общие стилистические черты, восходящие к футуризму, со своеобразным провинциально-декламационным уклоном, скорее всего, возникшие под влиянием учителя. Но восстановить в точности основные положения поэтической педагогики А.Сорокина в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия достаточного количества документальных свидетельств.
Литературная мастерская Татьяны Четвериковой при ОмГТУ – одно из наиболее значимых литературных объединений Омска рубежа ХХ – XXI веков. Воспитало три поколения поэтов (первое – М.Улыбышева, Ю.Перминов, М.Безденежных, П.Радзиевский, И.Косицын, Г.Бородянский; второе – И.Горелова, С.Крих, Н.Эйхвальд, Д.Соснов; третье – Г.Рымбу, А.Козырев, Г.Глушнёв и др.) Занималось первоначальным отсевом талантливых авторов из студенческой среды, окончательную огранку молодых дарований осуществляло ЛИТО М.Безденежных.
Отличалось спокойной атмосферой, сдержанно-внимательным отношением к молодым авторам. Предполагало некоторое единство умеренно-консервативных эстетических взглядов руководителя и учас
тников. Андеграундные авторы, стремившиеся к смелым языковым экспериментам, вежливо выпроваживались из литературного объединения (как это произошло с В.Богдановым или Дм.Дзюминым) либо сами отстранялись от него (Г.Рымбу, И.Федоровский). Со временем литературная мастерская была добровольно передана Т.Четвериковой педагогам более молодого поколения.
ЛИТО при СП РФ (руководитель Марина Безденежных) – наиболее профессиональное и высокоорганизованное омское литературное объединение постсоветского времени. Выпустило несколько поколений литераторов, известных в регионе и за его пределами. В настоящее время преимущественное внимание уделяет воспитанию у молодых авторов технического мастерства, не приемлет идеологического диктата. Это школа, в которой можно получить отменную филологическую подготовку и опыт редактирования и рецензирования своих и чужих текстов.
Сохраняет некоторые черты советской литературной педагогики. Устаревшими эстетическими положениями, пропагандируемыми руководством ЛИТО, являются преувеличенное внимание к «вкусной и здоровой» рифме (в ущерб метафоре) и недостаточная требовательность к цельности поэтического синтаксиса, благодаря чему тексты ряда воспитанников объединения, не имевших другой школы, представляют из себя хаотический набор качественно зарифмованных восклицаний и обрывочных фраз, обрамлённый афористичными началами и концовками. Тем не менее эстетический диктат чужд руководству ЛИТО, и авторы, перешагнувшие за пределы типовой эстетики, не подвергаются никаким санкциям, частым в других, более авторитарных объединениях. В целом ЛИТО М.А.Безденежных – одно из наиболее демократических литературных объединений региона.
Качественно поставлен в ЛИТО процесс обсуждения. Каждое собрание объединения становится хорошо организованным ток-шоу, в котором за всеми участниками постепенно, без какого бы то ни было навязывания «сверху», закрепились свои, соответствующие темпераменту амплуа: А.Сергеева – Арлекин, А.Свириденко и А.Козырев – Педанты, К.Лысенко – Шут, М.Стрежный – Рыцарь, А.Кондакова – Коломбина, М.А.Безденежных – Арбитр и т.д. Каждое обсуждение становится своего рода стихийным спектаклем, произведением искусства, часто более интересным, чем обсуждаемый текст.
Школа Михаила Малиновского – кружок молодых авторов, сгруппировавшихся в 1990-е годы вокруг морального лидера старшего поколения омского СРП М.Малиновского. Сам М.Малиновский был автором стандартной реалистической прозы, описывающей быт добродетельных, но невыносимо скучных обывателей, «деревянных, деревянных и ещё раз деревянных». Эстетическим идеалом в прозе для него были описательные бессюжетные миниатюры Бунина. Прозаики, прошедшие школу Малиновского, как правило, писали короткие (на одну, максимум две странички) рассказы, описывающие какие-либо мелочи жизни. Произведённые ими в большом количестве рассказы, лишённые бунинского мастерства, до сих пор пользуются успехом у городских пенсионеров, на старости лет ощутивших тягу к прекрасному.
Воздействие М.Малиновского на поэзию было более благотворным. Поэты, занимавшиеся под его руководством, тяготели к поднятию в стихах философских и метафизических проблем. Многие авторы-метафизики, отторгавшиеся более «приземлёнными» литературными собратьями, получали его поддержку. Значительная часть поэтов, прошедших школу Малиновского, впоследствии отошла от христианства и эзотерики к неоязыческому направлению. Влияние педагогики М.Малиновского сказывается в городской литературе и в наши дни, более чем через 10 лет со дня смерти писателя.
Студия им. Якова Журавлёва – литературное сообщество, созданное мэтром советской поэзии Н.Трегубовым. Включает в себя, как правило, пенсионеров. Авторитарная организация. Все студийцы находятся под сильным влиянием мэтра и пишут стихи, почти ничем не отличающиеся от стихов учителя. Преувеличенно большое внимание на занятиях студии уделяется звукописи, в области которой руководитель студии является безусловным виртуозом. Студию им. Якова Журавлёва вполне можно назвать сектой свидетелей Трегубова.
«ПарОм» – литературный семинар, основной причиной возникновения которого послужили амбиции его создателя поэтессы В.Шелленберг. Включает в себя круг молодых авторов, родственных друг другу по творческой манере и – в большей степени – по мировоззрению. Руководство семинара воспитывает у учеников отношение к творчеству как к чуду, не поддающемуся рациональному контролю, и следовательно – пренебрежение к технической стороне творчества. Большинство участников семинара не имеет больших литературных амбиций и служат пажами и фрейлинами руководителя семинара. Ученики, добившиеся творческого успеха, как правило, незаметно вытесняются из литературной жизни. В целом семинар представляет из себя широко разрекламированную секту свидетелей Шелленберг.
АВТОРЫ:
Балачан, Владимир – поэт, публицист.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Автор большого количества риторически-публицистических стихов о России, талантливой деревенской лирики. Творчество Б. обширно, уровень стихов очень неровен, но в лучших стихах автора нельзя убрать ни одного слова, что является показателем высочайшего мастерства.
Принадлежность к литературной школе. Соцреалист, деревенщик.
Учителя и предшественники. Ю.Кузнецов, Н.Рубцов,
Ученики и последователи. Ряд авторов из омского отделения СП России.
Безденежных, Марина – поэт, филолог, педагог.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Создатель собственной поэтической школы, лучший в городе литературный педагог постсоветского периода. Кандидат филологических наук, автор аналитических трудов об омской поэзии. В лирическом творчестве любимая форма Б. – короткое стихотворение-размышление, состоящее из нескольких виртуозно зарифмованных афористических выражений и неожиданной концовки. Эта форма, с первого взгляда представляющаяся эстетически ограниченной, мастерски освоена Б. и успешно используется и развивается ей в течение нескольких десятилетий.
Принадлежность к литературной школе. Женская лирика.
Учителя и предшественники. М.Цветаева, Н.Глазков, Т.Четверикова.
Ученики и последователи. В.Гаврилов, Ю.Бернадская, А.Сергеева, А.Степанова, А.Козырев и многие другие.
Бекишев, Александр –поэт.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Яркая, самобытная фигура в городской литературной жизни. Мастер насыщенного, образного, полноцветного стиха. Обладатель тонкого чувства юмора. Одним из главных недостатков творчества Б. является некоторая декламационность и подражательность по отношению к А.Кутилову.
Принадлежность к литературной школе. Неоакмеизм.
Учителя и предшественники. А.Кутилов, Е.Кордзахия.
Ученики и последователи. Педагогической деятельностью активно не занимается.
Белозёров, Тимофей – поэт, прозаик.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Один из лучших детских поэтов России. Тонкий мастер лирического деревенского пейзажа.
Принадлежность к литературной школе. «Тихий лирик».
Учителя и предшественники. С.Марков.
Ученики и последователи. Т.Четверикова, Е.Кордзахия, М.Безденежных и многие другие.
Богданов, Виктор – поэт, прозаик, критик.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Поэт широчайших философских обобощений, практически не использующий в творчестве бытовые детали.По мировоззрению близок к гностицизму, по эмоциональному строю – к декадансу. С точки зрения техники аскетичен, использует простые, часто примитивные рифмы. Изысканный метафорист и ритмотворец. Высокие метафизические порывы часто перемежает грубой эротикой и ненормативной лексикой, чем вызывает отторжение у значительной части литературного сообщества. В его творчестве слышен одинокий голос человека, мечущегося между двумя безднами – небесного мрака и земной грязи.
Принадлежность к литературной школе. Метафизик.
Учителя и предшественники. Поэты европейского модернизма и Серебряного века.
Ученики и последователи. И.Таран.
Васильев, Павел – поэт, публицист.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Один из наиболее одарённых поэтов омского региона, к сожалению, не успевший в полной мере раскрыться и оставить учеников. Почвенник. Мастер насыщенного деталями и образами, невероятно пластичного лирического стиха. Знаток жизни и нравов Степного края, отражённых в цикле поэм.
Принадлежность к литературной школе. Крестьянский поэт.
Учителя и предшественники. А.Сорокин, C. Есенин, С.Клычков и другие.
Ученики и последователи. Педагогической деятельностью не занимался.
Вяткин, Георгий – поэт, прозаик.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Первый в Омске профессиональный литератор. В целом вторичный поэт, с некоторыми проблесками оригинального таланта.
Принадлежность к литературной школе. Как поэт восходит к литературной стилистике эпохи безвременья.
Учителя и предшественники. С.Надсон, А.Апухтин, К.Фофанов, К.Бальмонт и другие.
Ученики и последователи.
Горелова, Ирина – поэт, редактор, литературный педагог. Специалист по работе с молодёжью. Первый редактор литературного журнала «Пилигрим», редактор литературного альманаха «Переливы».
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Поэт иронического склада. Большинство стихов Г. – зарифмованные рассуждения на актуальные темы, чаще всего так или иначе касающиеся жизни современной женщины. Стихи Г., как правило, лишены зримых образов, обращаются более к рассудку, чем к чувствам, отличаются яркой, своеобразной ритмикой и острым юмором.
Принадлежность к литературной школе. Женская лирика.
Учителя и предшественники. Т.Четверикова, М.Безденежных.
Ученики и последователи. З.Сюникаева.
Драверт, Пётр – поэт, учёный и педагог.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. По мировоззрению близок русскому космизму. По эстетике – поэзии последних десятилетий девятнадцатого века (Апухтину, Надсону, Фофанову). Ровный, технически умелый, но лишённый ярких находок поэт.
Принадлежность к литературной школе. Как поэт сформировался под влиянием литературной стилистики эпохи безвременья.
Учителя и предшественники. С.Надсон, А.Апухтин, К.Фофанов и другие.
Ученики и последователи. Под влиянием научных идей Драверта сформировалось мировоззрение Л.Мартынова. Историзм и философичность омской поэзии в значительной степени обязаны своим существованием урокам натурфилософии, которые Драверт давал Мартынову.
Дёмин, Андрей – поэт, прозаик, эссеист, редактор.
Масштаб дарования. Характеристика творчества. Поэт-педант. Интеллектуал, наделённый слишком изысканным литературным вкусом, чтобы стать большим художник