ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ




Брюханова Ирина Александровна,

студентка ГРУ. ДО-17

Научный рук.: преподаватель Дронжек Н.В.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Постановка проблемы. Воспитание культуры поведения – одна из актуальных проблем в воспитании современных детей, особенно детей дошкольного возраста, ответственность за которых лежит на плечах взрослых. Современные дети наиболее уязвимы к влиянию общества и интернета. Их понятия о культуре поведения могут путаться, поскольку у каждого человека свой алгоритм действий при определенных ситуациях, и чаще всего детям запоминаются такое поведение, которое связанно с агрессией и вспыльчивостью. Поэтому детям необходимо создать условия для систематической и целенаправленной работы, направленной на формирование первоначальных знаний о добре и зле, о моральных ценностях. В детском саду ведется наиболее продуктивная работа по воспитанию культуры поведения у детей, а особенно у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги организовывают среду для воспитания культуры поведения, это и специальные занятия, и беседы, для стимулирования правильного поведения проводятся с детьми сюжетно-ролевые игры, организовываются проблемные ситуации. Воспитание культуры поведения дошкольников в рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» ив настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании. Однако, в дошкольных образовательных организациях такая работа ведется не систематически, не всегда применяются инновационные средства, или их примитивность. Возникает вопрос, как воспитывать правильную культуру поведения у нового поколения в условиях прогрессивного общества.

Анализ исследований по проблеме. Воспитание культуры поведения у детей это одна из актуальных проблем науки и практики. В работах А. М. Архангельского, Н.Б. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, А.С. Карповой. В их исследованиях раскрывается сущность основных понятий о моральном воспитании детей дошкольного возраста.

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли и современные педагоги и психологи такие, как Е.А. Алябьева, Л.Р. Болотина, И.Н. Курочкина, С.Н. Николаева, С.В. Петерина, В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Ученые также подчеркивали необходимость создания специальных условий для успешного воспитания культуры поведения. Данная проблема рассматривалась С.В.Петериной, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой, Р.И.Журавской, С.А.Козловой.

Цель исследования – изучить эффективность использования сюжетно-ролевой игры в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Важная роль в воспитании культуры поведения в целях формирования аксиосферы личности осознавалась педагогами еще очень давно. В памятниках культуры и письменной древнерусской литературе «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских», «Честное зеркало» отображены правила поведения, имеются полезные советы, которые касаются непосредственно вопросов воспитания культуры отношений между людьми [1]. В работах многих педагогов, проблемы воспитания культуры поведения трактовалась как одна из главных задач нравственного воспитания, главную роль в таком воспитании отводили взрослым.

Культура поведения является частью более широкого понятия «Поведение». В педагогическом словаре поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и созна­тельных действий (физических и психических), осуществляе­мых человеком при достижении определенной цели, реализа­ции определенной функции в процессе его взаимодействия со средой [2, c. 189].

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни [3].

Воспитывать навыки поведения нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе общения со сверстниками дети учатся находить общий язык с коллективом, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, педагоги уделяют большое внимание формированию их поведения в образовательной деятельности, в процессе игровой и трудовой деятельности. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила. Когда дети осознали и выучили правила, для них они становятся правилами поведения.

Воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста включает в себя: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [4].

Основными задачами по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста являются:

· воспитание культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности в их выполнении;

· воспитание представлений о полезных и вредных привычках;

· развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

· развитие умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей;

· воспитание готовности детей к совместной деятельности;

· воспитание умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо [5].

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др [6].

Кроме этических бесед, есть еще одно эффективное средство воспитания культуры поведения – сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Сюжетно-ролевая игра способствует закреплению правил поведения, а именно как здороваться и прощаться, уважительно относиться к взрослым, называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, извиняться за неловкость.

Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т.д.

При организации сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия [7]:

-эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;

-обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;

-четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.

В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дети отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы Маши», «У меня гости» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Успех воспитания культуры поведения - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра влияет на личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и в частности культуры поведения.

Формирование культуры поведения проходит постепенно. На ранних этапах правила поведения закладываются детям, далее создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своих хороших поступков Период старшего дошкольного возраста - самый ответственный, когда дети осознают значимость правил этикета. Важно постоянно уделять время воспитанию культуры поведения как на занятиях, так и вне занятий. Важно подбирать эффективные средства воспитания, одно из главных - сюжетно-ролевая игра

Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка [8].

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культура поведения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/692/3996.php

2 К Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров Г. М. Словарь педагогических терминов/ А.Ю Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров - Издательский центр «МарТ» Москва — Ростов-на-Дону 2005, 203 с.

3. Воспитание культуры поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-kulturi-povedeniya-v-doshkolnom-vozraste-3362449.html

4. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.

5. Методическая разработка. «Воспитание культуры поведения у дошкольников». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/

6. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.2017. № 10. 30–34 с.

7.. Бархатова В.В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 41 - 44.

8. Зерщикова, И. В. Воспитание культуры поведения дошкольников / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. — Текст: непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/304/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: