Показатели результатов экономической деятельности на микроэкономическом уровне




Показатели результатов экономической деятельности в СНС подразделяются на показатели валовых и конечных (чистых) результатов. Валовые показатели отличаются от чистых на ве­личину потребления основного капитала.

Выпуск товаров и услуг — это стоимость всех произведенных резидентом за определенный период материальных благ и ока­занных услуг.

Показатель выпуска товаров и услуг служит основой для исчисления других показателей результатов экономической деятельности. Поэтому степень достоверности его исчисления определяет достоверность всех других показателей результатов.

Показателем общих результатов процесса производства на Мак­роэкономическом уровне является выпуск товаров и услуг, а показателем конечных результатов производства - валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой внутренний продукт пред­ставляет собой стоимость совокупности конечных товаров и услуг, созданных резидентами за определенный период, кото­рая выражена в рыночных ценах конечных покупателей.

23.Методы исчисления валового внутреннего продукта (ВВП).

Валовой внутренний продукт является основным макроэконо­мическим показателем результатов функционирования экономики в статистике большинства стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР). Это один из основных показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц — резидентов.

ВВП может быть исчислен на каждой стадии воспроизводственного цикла соответствующим методом:

1. Производственным методом (на стадии производства товаров и услуг) ВВП рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики.

В основе расчета ВВП в рыночных ценах конечного потребителя на основе валовой добавленной стоимости лежит модель кругооборота продукта, доходов и расходов, которая может быть представлена следующим образом: РП = ДП, где РП — расходы потребителей на приобретение товаров и услуг в данном периоде; ДП — доходы, полученные производителем этих товаров и услуг.

2.Распределительным методом (на стадии распределения) ВВП определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами — резидентами между непосред­ственными участниками процесса производства товаров и услуг, т. е. как сумма расходов производителей-резидентов на оплату труда наемных работников — резидентов и нерезидентов, выплаченных ими чистых налогов на производство и импорт, а также их валовой прибыли и валовых смешанных доходов.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, оставшуюся у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда и уплатой налогов.

Формула расчета ВВП распределительным методом имеет вид

ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ +ВП + ВСД

где ОТ — оплата труда наемных работников;

ЧН — чистые налоги на производство;

ВП — валовая прибыль;

ВСД — валовые смешанные доходы.

3.Методом конечного использования (на стадии конечного ис­пользования) ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг и валового накопления с учетом сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, что можно выразить следующей формулой:

ВВП = КП + ВН + (Э - И), (4.7)

где КП — конечное потребление товаров и услуг;

ВН — валовое накопление;

(Э - И) — сальдо экспорта и импорта товаров.

24.Методология составления национальных счетов: счет производства.

Счет производствапредназначен для описания и анализа результатов производства. Выпуск, который регистрируется в ре­сурсной части счета, представляет собой суммарную стоимость.

Со счетом производства связано такое понятие, как «границы производства». Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действую­щих в ней на постоянной основе) по производству товаров и ус­луг. Производственная деятельность охватывает предприятия, производящие товары и услуги рыночные и нерыночные (реализуе-мые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значе­ния и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех продуктов независимо от того, проданы они или нет, вклю­чая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных под­собных хозяйствах, строительство своими силами и различные ус­луги, в том числе торговые, посреднические и т. д. Услуги, произ­водимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленных доходов от проживания в собственных жилищах.

В границы производства включаются также экономические операции, скрываемые институционными единицами с целью ук­лонения от уплаты налогов и по другим причинам, которые, сле­довательно, не могут быть учтены в обычном порядке. Расчеты показателей неформальной экономики ведутся на основе косвен­ной информации, применения балансовых и других специфичес­ких методов и экспертных оценок.

25.Методология составления национальных счетов: текущие счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов.

Анализ распределительных процессов начинается с составления счета образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоят ВДС и ВВП, какие расходы, связанны непосредственно с процессом производства, должны быть возмещены. Для этих целей из счета производства в графу «Ресурсы» счета образования доходов переносится ВВП – в счете для экономики в целом или ВДС – в счете, составленном для отрасли или сектора. В графе «Использование» этого счета прежде всего показываются расходы, которые несут производители оплата труда наемных работников, налог на производство и импорт (за вычетом субсидий на производство и импорт). Эти суммы составляют расходы производителей и являются вместе с тем доходами соответствующих институциональных единиц. Балансирующей статьей счета образование доходов является валовая прибыль или валовой смешанный доход.

Можно выделить два основных направления анализа показателя счета образования доходов: структурный анализ и исследования динамики показателей счета. Определение доли в общем объеме ВВП оплаты труда наемных работников, выплаченных чистых налогов прибыли и смешанных доходов позволяет проанализировать структуру ВВП по факторным доходам, исследовать процесс формирования прибыли, государственную налоговую политику.Показатели сводного счета образования доходов дают возможность получить оценку зарплатоемкости ВВП на основе сопоставления оплата труда и ВВП. Самостоятельное направление анализа может составить исследование структуры доходов по труду: определение доли выплат в денежной и натуральных формах, оплаты труда наемных работников, доли оплаты труда различных категорий работников, соотношение заработной платы руководителей предприятий и других категорий работников.Анализ показателей счета образование доходов по секторам и отраслям экономики позволяет определить отраслевую и секторную структуры общего объема доходов от производственной деятельности, проанализировать соотношение доли отдельных отраслей и секторов экономики в общей сумме ВДС и оплаты труда.Отраслевые счета образования доходов дает возможность сопоставить объемы доходов от производственной деятельности в различных отраслях, проанализировать отраслевые различия оплаты труда, сравнить зарплатоемкость ВДС в различных отраслях (на основе сопоставления оплаты труда и ВДС).Анализ распределительных операций продолжается в счете распределение первичных доходов, в котором показывается, как доходы, образовавшиеся на стадии производства, распределяются среди их получателей.

26. Методология составления национальных счетов: счета накопления

 

Счет накопления- счета системы национальных счетов, на которых фиксируются изменения активов финансовых и активов нефинансовых в результате экономической деятельности секторов и институциональных единиц и влияние внешнеэкономических факторов за определенный период. К ним относятся четыре счета: счет операций с капиталом, финансовый счет: счет переоценки, счет прочих изменений в объеме активов.

Счета накопления включают:

счет операций с капиталом (содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала);

финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств);

счета прочих изменений в активах: а) счет прочих изменений в объеме активов; б) счет переоценки.

 

 

27. Методология составления национальных счетов: особенности построения счетов для сектора «Финансовые учреждения».

Сектор «Финансовые учреждения» состоит из институциональных единиц-резидентов, которые заняты в основном финансовым посредничеством, т. е. производственной (как это принято считать в СНС) деятельностью, при которой единица принимает на себя обязательство приобрести финансовые активы, участвуя в финансовых операциях на рынке. Финансовые предприятия берут деньги у одних.единиц, принимая на себя определенные обязательства, и затем используют их на финансовом рынке с большей эффективностью, что позволяет им не только выполнять собственные обязательства, но и иметь прибыль.

Центральный банк как подсектор финансовых корпораций — это государственная финансовая корпорация, являющаяся органом денежного обращения, которая выпускает денежную массу и хранит международные валютные резервы страны.

Финансовые вспомогательные корпорации включают все резидентные организации, занятые в основном деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, но сами не выступающие в качестве финансовых посредников. Страховые корпорации — институциональные единицы, оказывающие другим единицам финансовую защиту от различного вида рисков. Их деятельность — особого вида финансовое посредничество, поскольку страховые корпорации берут деньги у владельцев полисов и инвестируют их в финансовые и другие активы.

Под пенсионными фондами понимаются негосударственные пенсионные фонды, аккумулирующие деньги у населения, инвестирующие их и затем возвращающие эти деньги в виде пенсий.

Финансовое посредничество определяется в СНС как производственная деятельность, в которой институциональная единица принимает на себя обязательства с целью приобретения финансовых активов посредством участия в финансовых операциях на рынке.

Специфическая особенность деятельности финансовых учреждений состоит в том, что финансовые учреждения (посредники) берут на себя обязательства на финансовых рынках, одалживая средства. Они выступают как посредники между заимодавцами и заемщиками, направляя средства от одних к другим. Вопрос состоит в том, как оценивать выпуск (продукцию) финансового посредничества, для которого нет явных платежей и поступлений от продаж.

28.Методология составления национальных счетов: баланс активов и пассивов.

Схема баланса активов и пассивов на начало (конец) периода

Активы   Обязательства и чистая стоимость капитала
Нефинансовые активы Финансовые обязательства
В том числе:    
произведенные активы Чистая стоимость собственного
непроизведенные активы капитала
Финансовые активы    

 

 

В балансе активов и пассивов отражается стоимость экономических активов, находящихся в собственности институциональные единиц, и их финансовых обязательств на определенный момент (н< начало или конец периода). На правой стороне баланса показываете? балансирующая статья — чистая стоимость собственного капитала, которая определяется как разность между стоимостью активов 1 обязательств. Этот показатель характеризует стоимость имуществ< институционального сектора или национального богатства страны н< определенный момент.

Изменения стоимости активов, обязательств и собственного капитала являются результатом экономических операций или явлений не относящихся к экономическим операциям.

Связь между показателями стоимости активов на начало и конец периода и показателями изменений стоимости активов в течение периода как являющихся, так и не являющихся результатом экономических операций (которые отражаются в счетах накоплений) можно представить следующим образом:

 

АНП + АП – АВ + АД + ХП = АКП,

 

где АНП — стоимость активов на начало периода;АП — стоимость приобретенных активов;АВ — стоимость выбывших активов;АД — изменения стоимости активов, связанные с другими изменениями в их объеме;ХП — "холдинговая" прибыль;АКП — стоимость активов на конец периода.

Аналогичные взаимосвязи существуют для показателей финансовых обязательств и чистой стоимости собственного капитала.

29.Методология составления национальных счетов: счета «остального мира» (счета внешних операций).

Внешнеэкономическая деятельность — это экономические отношения, возникающие в сфере международного обращения: экспорт и импорт товаров и услуг, прав интеллектуальной собственности; совместная предпринимательская и иная хозяйственная деятельность с участием иностранных юридических лиц (нерезидентов) на экономической территории данной страны и резидентов за рубежом.

Результаты внешнеэкономической деятельности в СНС характеризуются следующими счетами: счет товаров и услуг; счет первичных доходов и текущих трансфертов; счет внешнего накопления, который, в свою очередь, состоит из счета операций финансового счета, счетов других изменений в активах. На современном этапе внедрения элементов:

СНС разработаны методологические принципы формирования счетов товаров и услуг, первичных доходов и текущих трансфертов с капиталом.

Сектор "Остальной мир" состоит из единиц-нерезидентов, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны. Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с экономикой "остального мира". Иными словами, в СНС в счетах сектора "Остальной мир " отражаются все операции между резидентами и нерезидентами данной страны.

Все счета сектора "Остальной мир" составляются с точки зрения нерезидентов. Поэтому на стороне "Ресурсы" этих счетов показывается получение нерезидентами экономической стоимости от резидентов, а на стороне "Использование" — ее передача нерезидентами резидентам.

Текущие операции между нерезидентами и резидентами данной страны отражаются во внешнеэкономическом счете товаров и услуг и внешнеэкономическом счете первичных доходов и текущих трансфертов.

Текущие операции — это операции, связанные с покупкой и продажей товаров и услуг, расчеты по которым осуществляются на условиях, принятых в международной практике для сделок без отсрочки платежа, и не предполагающие предоставления или привлечения средств в иностранной валюте в кредитной форме.

Эти счета показывают движение товаров, услуг и доходов.

Экспорт и импорт товаров и услуг включает в себя:

- экспорт и импорт " видимых " товаров;

- экспорт и импорт материальных и нематериальных услуг. К "видимым" товарам относятся товары, реализуемые в результате коммерческих сделок, прямого товарообмена и других видов поставок.

Экспорт и импорт услуг включают в себя:

- транспортные услуги, услуги складского хозяйства и связи;

- ремонт и техническое обслуживание автомобилей и мотоциклов

- услуги вычислительной техники, полиграфические работы;

- строительные услуги;

- услуги по страхованию;

- финансовые услуги;

- услуги по организации отдыха, туризма, культурных и спортивных| мероприятий и т. д.

Экспорт "видимых" товаров уменьшает национальные запасы» материальных ценностей.

Импорт "видимых" товаров рассматривается как поступления, увеличивающие материальные запасы страны.

30.Методология составления национальных счетов: счет товаров и услуг

В этом счете показывается формирование ресурсов товаров и услуг в экономике в целом за счет их производства и импорта, а также использование товаров и услуг на цели промежуточного потребления, конечного потребления, накопления и экспорта. Этот счет балансируется по определению.

Схема счета товаров и услуг

 

Использование Ресурсы
Промежуточное потребление Выпуск товаров и услуг
Расходы на конечное потребление Импорт товаров и услуг
Валовое накопление основного Чистые налоги на продукты
капитала Чистые налоги на импорт
Изменения запасов материальных    
оборотных средств    
Экспорт товаров и услуг    
Статистическое расхождение    
Всего Всего

 

Данные для этого счета собираются из других счетов. Так, из счета производства переносятся данные о выпуске товаров и услуг, промежуточном потреблении, налогах на продукты и на импорт; из счета использования доходов — конечное потребление; из счета операций с капиталом – валовое накопление основного капитала, изменение запасов оборотных средств; из внешнеэкономического счета товаров и услуг – экспорт и импорт товаров и услуг.

Сравнивая итоги двух разделов счета, определяют погрешность в расчетах – статистическое расхождение. Оно практически всегда и везде имеет место, что связано с неполнотой информации; там где нет прямой информации, проводятся расчеты, корректировки, и это является одной из причин возникновения погрешностей. Чем меньше статистическая погрешность, тем выше качество расчетов. Если погрешность составляет до 5% ВВП, то она считается допустимой.

На основе счета товаров и услуг может быть исчислен ВВП производственным методом и методом конечного использования как сумма следующих статей: расходов на конечное потребление, валового накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и сальдо внешнеторгового оборота (экспорт минус импорт товаров и услуг).

31. Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета

Государственные финансы — важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Важной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных

частей.

Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Государственный бюджет—основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы — бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

 

32. Основы бюджетной классификации

Бюджетная классификация — это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления.

Современная бюджетная классификация РФ, введенная в 1995 г., построена на основе анализа аналогичных классификаций других стран. В ней учтены рекомендации международных финансовых организаций и принята во внимание российская специфика. Отличительными чертами новой классификации являются более широкое число показателей, используемых в процессе построения и исполнения бюджета, а также изменение общей структуры бюджетной классификации.

Бюджетная классификация Российской Федерации

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Функциональная структура расходов

Финансирование бюджета

Ведомственная структура расходов

Государственный долг

Экономическая структура расходов

 

33. Классификация и показатели доходов государственного бюджета

Классификация доходов государственного бюджета Российской Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета — это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.

Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характере налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное

влияние на те операции, с которых они взимаются. Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

 

34. Классификация и показатели расходов государственного бюджета

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).

В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам

государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей. Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:

• государственное управление;

• обеспечение внутренней и внешней безопасности;

• международная деятельность;

• содействие научно-техническому прогрессу;

• социальное развитие.

 

35.Классификация и показатели финансирования государственного бюджета

Результатом финансирования расходов бюджета являются изменение обязательств по кредитам и изменение суммы долга. По источникам финансирования оно бывает внешним и внутренним.

Формами финансирования государственного бюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.

Общий объем финансирования складывается из суммы показателей внутреннего и внешнего финансирования. Показатель внутреннего финансирования включает займы ЦБ РФ, займы других банков, займы государственных внебюджетных фондов, займы других уровней власти, выпуск и размещение государственных казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг, изменение остатков средств на счетах бюджета, изменение золото-валютных резервов. Внешнее финансирование складывается за счет

займов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм.

 

36. Классификация и показатели государственного долга

Государственный долг — это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникшая в результате их операций в предыдущие периоды. Обязательства должны быть погашены посредством операций учреждений государственного управления в будущем или переоформлены в бессрочный долг.

Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты процентов и/или погашения основной суммы долга. В составе государственного долга должны быть отражены бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты, а также любые беспроцентные обязательства, если действует требование о выплате основной суммы долга.

Государственный долг разделяется на внутренний и внешний.

 

37. Расчет штатов и контингентов бюджетных учреждений.

Средние показатели, используемые для расчета сети, штатов и контингентов, определяются по формуле средней хронологической простой, если данные представлены рядом динамики с равностоящими уровнями. Например, среднее количество штатов, групп, койко-мест, а также штатных работников, педагогического персонала, медицинского персонала, воспитателей, студентов, учащихся, детей определяется по формуле средней хронологической, так как данные об их численности представляются

на первое число каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.).

Если в течение учебного года число классов, групп и учащихся не изменилось, то среднегодовое количество, например, классов (комплектов) будет определяться по формуле средней арифметической взвешенной.

При изменении штатов и контингентов не в начале месяца среднее списочное их число определяется суммированием списочных чисел штатных работников и контингентов за каждый календарный день и делением полученной суммы на число календарных дней

в месяце.

 

38. Статистика внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

В настоящее время в нашей стране действуют Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды.

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов — определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:

• общий объем доходов, в том числе по источникам;

• прочие доходы;

• общий объем расходов, в том числе по направлениям;

• прочие расходы;

• остаток средств на начало периода;

• остаток средств на конец периода.

 

39. Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

 

40. Основные показатели, характеризующие финансовую деятельность предприятий и их статистический анализ.

Статистика финансов предприятий на основе присущих ей статистических методов изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий.

Задачами статистики финансов предприятий являются:

• изучение состояния и развития финансовой деятельности предприятий;

• анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности, оборачиваемости оборотных активов;

• оценка финансовой устойчивости и платежеспособности организаций.

Для расчета показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий, источниками информации являются бухгалтерская и статистическая отчетность: «Баланс предприятия» (форма №1), «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (форма № 2), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), статистическая отчетность (форма №10-ф годовая) «Отчет об основных показателях финансовой деятельности предприятия (организации)», форма №1-ф «Состояние расчетов на предприятиях (организациях)». Организации и предприятия, получающие финансирование из бюджета, заполняют форму №2-2 по ОКУД «Отчет об исполнении бюджетных ассигнований организаций, предприятий».

Основными статистическими показателями, позволяющими оценить финансовое положение отраслей экономики и образующих их коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: выручка от реализации (или близкий к нему показатель — объем продаж), прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов, ликвидность и левераж.

Первые четыре показателя в нашей стране широко известны и давно используются в статистических расчетах. Относительно новыми для российской экономики являются показатели ликвидности и левеража. Они также применяются для анализа финансового положения предприятий и организаций разных организационно- правовых форм.

 

40. Основные показатели, характеризующие финансовую деятельность предприятий и их статистический анализ

Основными показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия, являются: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность; состояние нормируемых запасов материальных ценностей; эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение; оценка устойчивости платежеспособности предприятия. Финансовое состояние зависит от всех сторон деятельности объединений (предприятий): от выполнения производственных ов, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли, роста эффективности производства, а также от факторов, действующих в сфере обращения и связанных с организацией оборота товарных и денежных фондов улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствования процессов реализации и расчетов..Основным источником информации для анализа финансового состояния служит баланс предприятия.СПРАВКА ПО БАЛАНСУ ПРЕДПРИЯТИЯ: Баланс предприятия - система показателей характеризующая поступление и расходование средств путем их сравнения. Все подлежащее учету рассматривается с двух позиций:1) Что представляет собой данный объект учета.2) За счет каких источников он был приобретен.АКТИВ БАЛАНСА как основной источник информации для анализа финансового состояния предприятия.А. Основные средства, внеоборотныеактивы.Б. Нормируемые оборотные средства.В. Денежные средства, расчеты и прочие активы.Г. Средства и затраты на капитальное строительство. РАСЧЕТ НОРМАТИВА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

41. Показатели использования оборотных активов предприятия.

Оборотные активы- это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: