ИЗ ИЧКЕРИИ В МАКАЖОЙСКУЮ КОТЛОВИНУ




 

Памятники Ичкерии и Чаберлоя очень многочисленны. Укажем лишь те, которые расположены по пути к озеру Кезеной‑Ам и в районе самого озера.

1. Ачало. Боевая башня, склеповидные памятники.

2. Буни. Склеповидные памятники с петроглифами.

3. Ведено. Из окрестностей селения известно много находок, охватывающих период от I тысячелетия до н. э. и до позднего средневековья (железные кресты).

4. Герменчуг. Остатки средневекового городища, средневековый могильник и курганы.

5. Гойты. Группа курганов скифского времени (V в. до н. э.).

6. Джалкх. Башенные постройки с петроглифами, склеповидные памятники, стелы, покрытые орнаментальной резьбой.

7. Кезеной. Замковый комплекс Алдам‑Гези с башней Дауда. Здесь же расположена мечеть, в порог которой вделала могильная плита с именем Ади‑Сурхо – героя чеченских преданий. На местном кладбище – склеповидные памятники и стелы с орнаментальной резьбой. На скале крепостной цитадели петроглифы. В районе селения сделаны находки, относящиеся к эпохе камня.

8. Макажой. Боевые и жилые башня с петроглифами. Одна из жилых башен перестроена в мечеть. Много склеповидных памятников и стел с орнаментальной резьбой.

9. Орсой. Остатки башенных построек, встречаются петроглифы. Сохранилась часть циклопической стены.

10. Сержень‑Юрт. Поселения эпохи раннего железа IX–VII вв. до н. э.). Могильник этого же времени. На территории местных поселений обнаружены слои, относящиеся к III тыс. до н. э.

11. Тундухой. Руины башен с петроглифами. Здесь возвышалась крестообразная стела, покрытая знаками солнца и другими рисунками.

12. Харачой. Могильник эпохи поздней бронзы (конец II – начало I тыс. до н. э.). Скальный мыс с остатками боевой башня и культурным слоем XIV–XVI веков, средневековый могильник в этой же части селения. Интересно ущелье с множеством пещер и гротов.

13. Хархарой. Руины башенных построек. Хорошо сохранилась боевая башня. Встречаются петроглифы. Склеповидные памятники и каменные стелы с орнаментальной резьбой.

14. Хой. Целый комплекс жилых башен. Хорошо сохранилась осевая башня. На постройках много петроглифов. Склепообразные памятники, каменные стелы с резным орнаментом. В районе селения сделаны находки, относящиеся к эпохе камня.

15. Ца‑Ведено. Отсюда происходят находки скифского времени (железный топор) позднего средневековья (посуда).

16. Шакли. В районе селения известны грунтовые могильники скифского времени (VI–IV вв. до н. э.) позднего средневековья (XIV–XVII вв.), курганы эпохи бронзы и раннего железа.

 

Библиография

 

1. Абазатов М. А., О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено‑Ингушетии и путях их преодоления. Грозный, 1963.

2. Агибалова В. В., С рюкзаком по тропам Центрального Кавказа. Харьков, 1963.

3. Ахриев Ч., Ингуши (их предания и верования). – Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VIII, Тифлис, 1876.

4. Ахриев Ч., Заметки об ингушах. Сборник сведений о Терской области, Владикавказ, 1878.

5. Базоркин М. М., Памятники средневековья в Чечено‑Ингушетии. Грозный, 1963.

6. Берже А. П., Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

7. Виноградов В. Б. Сарматы Северо‑Восточного Кавказа. Грозный, 1963.

8. Виноградов В. Б., Тайны минувших времен. М., 1966.

9. Виноградов В. Б., Марковин В. И., Археологические памятники Чечено‑Ингушской АССР. – «Труды Чечено‑Ингушского научно‑исследовательского института», т. X, Грозный, 1966.

10. Гойгова А, Г., Партийные организации Чечено‑Ингушетии в борьбе против белогвардейцев (1919–1920 гг.). Сборник статей, Грозный, 1964.

11. Головинский П. А., Чеченцы. – «Сборник сведений о Терской области», вып. I, Владикавказ, 1878.

12. «Древности Чечено‑Ингушетии». Сборник статей, М., 1963.

13. Иерусалимская А. А., Козенкова В. И., Крупнов Б. И., Древние поселения у сел Сержень‑Юрт в Чечено‑Ингушетии. – «Краткие сообщения Института археологии АН СССР», вып. 94, М., 1963.

14. Ипполитов А. П., Этнографические очерки Аргунского округа. – «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. I, Тифлис, 1868.

15. Исламов А. А., К вопросу о средневековых погребальных сооружениях в верховьях реки Чанты‑Аргун. – «Известия Чечено‑Ингушского научно‑исследовательского института», т. II, вып. I, Грозный, 1963.

16. Калоев В. А., Чеченцы. – В кн. «Народы Кавказа», т. I, М., 1960.

17. Кесати Р., Бронзовая фигура орла. Сообщения Гос. Эрмитажа, вып. I, Л, 1940.

18. Козенкова В. И, Крупнов Е. И., Исследование Сержень‑Юртовского поселения в 1962 г. – «Краткие сообщения института археологии АН СССР», выл. 98, М., 1962.

19. Козенкова В. И., Исследование Сержень‑Юртовского поселения в 1963 г. – «Краткие сообщения Института археологии АН СССР», вып. 103, М., 1965.

20. Круглов А. П., Археологические раскопки в Чечено‑Ингушетии летом 1933 г. – «Записки Чечено‑Ингушского научно‑исследовательского института», т. I, Грозный, 1938.

21. Круглов А. П., Северо‑Восточный Кавказ во II–I тысячелетиях до н. э. – «Материалы и исследования по археологии СССР», № 68, М.–Л., 1958.

22. Крупнов Е. И., Грузинский храм Тхаба‑Ерды на Северном Кавказе. – «Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР», вып. XV, М., 1947.

23. Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

24. Крупнов Е. И, Прикаспийская археологическая экспедиция (1952). – «Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР», вып. 35, М., 1954.

25. Крупнов Е. И., Новые данные по археологии Северного Кавказа. – «Советская археология», М., 1958, № 3.

26. Крупнов Е. И., О походах скифов через Кавказ. – Сборник «Вопросы скифо‑сарматской археологии», М., 1964.

27. Крупнов Е. И., К истории Ингушетии. – «Вестник древней истории». М., 1939, № 2.

28. Крупнов Е. И., О чем говорят памятники материальной культуры Чечено‑Ингушской АССР. Грозный, 1961.

29. Крупнов Е. И., Археологические памятники верховьев р. Терека и бассейна р. Сунжи. – «Археологический сборник» (Труды Гос. Исторического музея, вып. XVII). М., 1947.

30. Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Каскада. – «Материалы и исследования по археологии СССР». М., 1962, № 106.

31. Кушева Е. Н., Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI – первой половине XVII века. М., 1963.

32. Лаудаев У., Чеченское племя. – «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. VI, Тифлис, 1872.

33. Мамакаев М., Чеченский тейп (род) и процесс его разложения. Грозный, 1962.

34. Марковин В. И., Исследование памятников средневековья в высокогорной Чечне. – «Краткие сообщения Института археологии АН СССР», вып. 90, М., 1962.

35. Марковин В. И., Скифские курганы у сел Гойты (Чечено‑Ингушетия). – «Советская археология», М., 1966, № 2.

36. Марковин В. И., В ущельях Аргуна и Фортанга. М., 1965.

37. Марковин В. И., Муачаев Р. М. Археология Чечено‑Ингушетии в свете новейших исследований. – «Краткие сообщения Института археологии», вып. 100, М.–Л., 1065.

38. Марковин В. И., Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы. – «Материалы и исследования по археологии СССР», М., 1960, № 93.

39. Марковин В. И., Кузнецов В. А., Археологические разведки в ущельях рек Ассы и Аргуна в 1956 г. – «Известия Чечено‑Ингушского республиканского краеведческого музея», вып. 10, Грозный, 1961.

40. Миллер В. Ф., Терская область. Археологические экскурсии. – «Материалы по археологии Кавказа», т. I, М., 1888.

41. Мерперт Н. Я., Раскопки Сержень‑Юртовского поселения в 1960 году. – «Краткие сообщения Института археологии», вып. 88, М., 1962.

42. Мунчаев Р. М., Памятники Майкопской культуры в Чечено‑Ингушетия. – «Советская археология», М., 1962, № 3.

43. Мунчаев Р. М., Археологические раскопки в Ассинском ущелье в 1956 г. – «Известия Чечено‑Ингушского республиканского краеведческого музея», вып. 10, Грозный, 1961.

44. Ошаев Х. Д., В сердце Чечни. Грозный, 1928.

45. Ошаев Х. Д., Малхиста. – «Революция и горец», Ростов‑на‑Дону, 1930, № 8.

46. «Очерки истории Чечено‑Ингушской АССР». Грозный, т. I, 1967.

47. Пожидаев В. П., Горцы Северо‑Восточного Кавказа. М.–Л., 1926.

48. «Поэзия Чечено‑Ингушетии». М., 1956.

49. Семенов Л. П., Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925–1932 годах. Грозный, 1963.

50. Семенов Л. П., Эволюция ингушских святилищ. – «Труды секции археологии РАНИОН», т. IV, М., 1928.

51. Семенов Л. П., Склеп с фресками в ингушском селении Эгикал. – «Известия Чечено‑Ингушского научно‑исследовательского института», т. II, вып. I, Грозный, 1960.

52. Семенов Н., Туземцы Северо‑Восточного Кавказа. СПб., 1895.

53. Рыжиков В. В., География Чечено‑Ингушской АССР. Грозный, 1965.

54. Рыжиков В. В., Озеро Кезеной‑Ам. – «Известия Чечено‑Ингушского краеведческого музея», вып. 10, Грозный, 1961.

55. Харузин Н. Н., Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей. – «Сборник материалов по этнографии», издаваемый при Дашковском этнографическом музее, вып. III, М., 1888.

56. Чурсин Г. Ф., Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

57. «Чудесные родники» (сказания, сказки и песни народов Чечено‑Ингушской АССР). Грозный, 1063.

58. Шамилев А. И., Религиозные культы чеченцев и ингушей и пути их преодоления. Грозный, 1963.

59. Шерипов А., Статьи и речи. Грозный, 1961.

60. Шиллинг К. М., Ингуши и чеченцы. – В кн.: «Религиозные верования народов СССР», т, II, М.–Л., 1931.

61. Шиллинг Е. М., Культ Тушоли у ингушей. – «Известия Чечено‑Ингушского научно‑исследовательского института», т. IV, вып. 2, Орджоникидзе – Грозный, 1935.

62. Щеблыкин И. П., Искусство Ингушетии в памятниках материальной культуры. – «Известия Ингушского научно‑исследовательского института краеведения», вып. 1, Владикавказ, 1928.

63. Щеблыкин И. П., Архитектура древних ингушских святилищ. – «Известия Ингушского научно‑исследовательского института краеведения», вып. II–III, Владикавказ, 1930.

64. Цабаев В. Г., По Военно‑Грузинской дороге. Орджоникидзе, 1961.

65. Яковлев Н. Ф., Ингуши. М.–Л., 1925.

 


[1]Современное население Кавказа в языковом отношении делится на три большие языковые группы (семьи языков): иберийско‑кавказскую, индоевропейскую и тюркско‑алтайскую. Народы, относящиеся к иберийско‑кавказской языковой (группе, образуют четыре языковые ветви: адыго‑абхазскую, или северо‑западную (на языках этой ветви говорят абхазы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы), вайнахскую, или центральную (чеченцы, ингуши, тушины), дагестанскую, или северо‑восточную (народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы и др.), иберийско‑картвельскую, или южную (грузины, аджарцы). К индоевропейской языковой семье относятся армяне, осетины, курды, таты, талыши, а к тюркско‑алтайской – азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы.

 

[2]«Дариал» по‑персидски означает «Врата аланов» (аланы – народ древности). Грузины Дарьяльское ущелье называют «Арагвис‑кари» (Арагавские ворота) и «Овста‑кари» (Ворота осетин).

 

[3]Местные названия приведены в вайнахской транскрипции.

 

[4]Первое название для этого камня употребляют чеченцы, второе – ингуши.

 

[5]Любые раскопки должны производиться специалистами‑археологами по особому «Открытому листу». Самовольные работы преследуются законом.

 

[6]Писатель Х. Д. Ошаев предлагает другой перевод этого названия: «Бог Сусон», Сусон – имя божества.

 

[7]Х. Д. Ошаев, в отличие от Л. П. Семенова, предлагает иные объяснения названий святилищ: «Мятер‑дэла» может означать «Бог с горы – стоянки скота», так как название горы «Мат‑лам» переводится как «гора – стоянка (скота)»; «Мятсели» – «Села с горы – стоянки скота» (Села – божество, управлявшее громом, молнией, радугой).

 

[8]В 1966 году на нем укреплена была охранная мраморная плита (состав экспедиции: В. И. Марковин, М. Х. Ошаев, Г. Д. Тангиев, С. Т. Умаров, В. И. Бочкарев, Х. П. и У. П. Минтуевы, М. Шаухалов).

 

[9]Душица – растение с небольшими листочками и сиреневыми цветами, вид чебреца. Вайнахи заваривают его как чай и употребляют в засушенном виде как приправу к мясу.

 

[10]Грузины именуют село «Девятибашенный аул».

 

[11]Центральный шпиль.

 

[12]«Сиелинг» от имени божества Села. Сиелинг – маленький Села (пояснение Х. Д. Ошаева).

 

[13]Сейчас лингвисты – знатоки вайнахских языков – сомневаются в правильности такого перевода и предлагают иной – «храм лика божьего».

 

[14]Описание дано на основе нашего осмотра в 1966 году.

 

[15]В трапезную вели две боковые двери. Одна из них, с северной стороны, сейчас заложена и образует нишу.

 

[16]Могильник назвали Луговым, так как селение Мужичи в прошлом называлось селением «Луговое».

 

[17]До Муши‑Чу можно доехать на попутной машине из селения Урус‑Мартан.

 

[18]Михраб – место, где помещается Коран.

 

[19]С этой целью у врага снимали также скальп, именуемый у чеченцев «эарг». Слово в настоящее время почти забыто.

 

[20]Заметим кстати, что для расчетов со странами Востока в те годы очень часто использовались поддельные монеты.

 

[21]У станции Кая‑Кент в Дагестане в 1898 году В. И. Долбежев исследовал могильник, близкий по материалам Харачоевскому.

 

[22]В одном из ущелий близ Харачоя очень много пещер, отдельные скальные залы достигают 16 м в высоту. Это ущелье почти не исследовано.

 

[23]Озеро находится на высоте 1870 м, глубина его 70 м. Образовалось оно в результате древнего оползня. По сути дела, Кезеной‑Ам огромная естественная запруда.

 

[24]Помимо рисунков на скалах цитадели селения Кезеной такие изображения известны у селения Таузень (Киров‑аул) на реке Басс, у селения Балан‑Су и Байтарки на реке Яман‑Су.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: