Цитаты из речей, выдержки из произведений, отрывки из интервью




Пол Пот

«Золото, серебро, ожерелья, браслеты — цепи, которые связывают ваши руки и ноги. Товарищи, они сковывают революционное движение! Они абсолютно недопустимы » (Пол Пот)

Предисловие

17 апреля 1975 Красные Кхмеры под руководством Пол Пота берут под свой полный контроль столицу.

В этот же день Ангка утверждает план по восстановлению народного хозяйства — немедленно создать сельские коммуны и переселить в них городское население для немедленного восстановления сельского хозяйства и обеспечения продовольствием всего населения. Мера необходимая для немедленного приведения в порядок уничтоженного войной сельского хозяйства, а также решение проблемы городов, перенаселенных беженцами.

 

К слову, почти вся политика Пол Пота была мотивированна восстановлением хозяйства и созданием автаркии из-за, давления СССР, в окружении Вьетнама и ставшего недружественным после смерти Мао Китая.

 

С мая 1975 отношения с Вьетнамом стали напряженными, начались пограничные конфликты, а в 1977 начался кампучийско-вьетнамский конфликт.

 

Информация об уничтожении государственного банка и отмены денег вызывает сомнение. Деньги выпущенные в начале 1970-х имели надпечатки закрывающие королевскую и религиозную символику. А в 1976 была выпущена первая серия банкнот. Сейчас обычно их сопровождают подписями «не находились в обращении, ведь деньги у них отменили».

 

Действительно, деньги в сельской местности не использовались, Красные Кхмеры снабжали сельское население ежедневными пайками и выделяло дополнительно продовольствие в обмен на трудодни. Но ведь город-то, ещё жил. Согласно выводам ЦРУ в Пномпене постоянно проживало не менее 70 000 чел, ещё не менее 200 000 жили в пригороде. Согласно выводам Хильдебранда частично городское население в Пномпене и центрах административных районов сохранилось. Городское население насчитывало около 1 млн. человек. В городах были восстановлены уничтоженные за время войны школы, больницы и училища. В Пномпене и Такмау действовали заводы, занимавшиеся производством примитивной сельскохозяйственной техники, а также военной техники и оружия для борьбы с вьетнамцами. Исправно работал государственный аппарат, а также представительства за рубежом.

 

Согласно оценке ЦРУ в период правления Красных Кхмеров были казнены от 50 000 до 100 000 бывших военнослужащих, бюрократов, учителей и образованных людей. До 55 000 сбежали в Таиланд, от 200 000 до 500 000 человек во Вьетнам. В общей сложности население уменьшилось (т.е. не обязательно умерли, здесь включены и беженцы) на 1,2-1,8 миллиона человек. Данная цифра включает вышеперечисленные, а также смертность от эпидемий и потери во время кампучийско-вьетнамского конфликта. И это против 3 млн. убитых как принято считать. Выходит, что жертвами репрессий стало в целом не более 1 млн. чел. С чем согласна и Финская комиссия по расследованиям.

Содержание

• О капитализме, империализме и контрреволюции

• О партии, революции и политике Демократической Кампучии

• О себе и своей семье

• О национальных меньшинствах, Китае и геноциде

• О молодёжи

• Пословицы и аллегории товарища Пол Пота

 

I. О капитализме, империализме и контрреволюции


«Если мы откроем дверь капитализму — мы потеряем страну!»

 

«Не эксплуатируйте чужой труд, товарищи, а полагайтесь на собственные силы»

 

«В Демократической Кампучии нет эксплуатирующего класса, а следовательно, нет больше и жертв эксплуататоров»


«Смерть ради народа весомее священных гор Гималаев; смерть ради капиталистов, феодалов и реакционеров не перевесит и гусиного пера»

 

«Если старое общество больно, примите дозу Ленина в качестве лечения»

 

«В рамках нового кампучийского общества существуют смертельные противоречия, поскольку наличествуют вражеские агенты, принадлежащие к различным шпионским сетям империалистов и международной реакции и тайно вживившие себя в тело нашей революции, работая на её подрыв.

Этот антагонизм является также следствием деятельности ещё одной печально известной горстки реакционных элементов, проводящих контрреволюционную работу и стремящихся уничтожить нашу кампучийскую революцию. Эти элементы малочисленны, составляя один-два процента населения. Некоторые маскируются и пытаются сойти за людей, в то время как иные действуют открыто.

 

Мы не считаем этих предателей, эти контрреволюционные элементы частью народа. Они являются врагами Демократической Кампучии, кампучийской революции и кампучийского народа. Противоречия с этими элементами следует решать так, как и положено в отношениях с врагами: разъединять, просвещать и убеждать те элементы, которые можно убедить; нейтрализовывать колеблющиеся элементы, дабы они не причинили революции какого-нибудь ущерба; и, наконец, изолировать и искоренять наименее возможное количество данных элементов — только тех, кто жестоко и упорно действует против революции и народа, сотрудничая с зарубежными врагами с целью уничтожения собственного народа и собственной революции»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«Наша армия уже столкнулась c воздушной войной американских империалистов, которая длилась 200 дней и 200 ночей. Вьетнамские военно-воздушные силы не составляют и одной тысячной американских военно-воздушных сил, напавших на нас в 1973 году»

 

(из беседы с представителями гонконгских газет «Wen wei po» и «Ta kun pao», 21 сентября 1978 года).

 

 

«В районах, временно контролируемых противником, помимо фашистских репрессий, женщины по-прежнему вынуждены бороться с высокой стоимостью жизни, нехваткой продовольствия, в частности риса, и кое-как сводить концы с концами. К этому добавляются иные заботы: их мужья и сыновья могут быть призваны в любой момент, их дочери похищаются и насилуются войсками Пномпеня и Сайгона. Американский образ жизни, развращённое общество и проституция отравили умы многих девочек и женщин»

(«Камбоджийские женщины в революционной войне за национальное освобождение народа», 1973 год).

 

 

«[Монархия есть] система, при которой власть попадает в руки небольшой группы тунеядцев, получающих возможность эксплуатировать народ. Монархия является несправедливой системой, зловонной гноящейся раной, которую должен уничтожить именно народ»

(из статьи для специального выпуска студенческого журнала «Кхмер нисут», июнь 1952 года).

 

«Кто выступает против кампучийской революции и Демократической Кампучии? Это империалисты, реакционеры и международные экспансионисты, которые в ярости от того, что Демократическая Кампучия независима и суверенна, а они лишились всех своих военных, политических, экономических и социальных преимуществ и больше не могут вмешиваться во внутренние дела Демократической Кампучии. Это нормально»

(из беседы с представителями гонконгских газет «Wen wei po» и «Ta kun pao», 21 сентября 1978 года).

 

II. О партии, революции и политике Демократической Кампучии

«Занимая революционную позицию, ты можешь делать что угодно.»


«В промышленности наша партия также исходит из конкретных условий в стране, обращая особое внимание на заводы, производящие сельскохозяйственную продукцию и средства к существованию народа. Имея это в виду, мы соорудили много новых заводов, мы отремонтировали и превратили существовавшие предприятия, ранее зависимые от зарубежного сырья, в фабрики, которые теперь полагаются в основном на местное доступное сырьё»

 

«В Демократической Кампучии мы практикуем коллективную демократию во всех отраслях. Исходя из этого принципа, каждый имеет право выражать своё мнение, как поддерживать, так и возражать, на всех заседаниях, по любой проблеме. После того, как каждый выскажется, принимается общая идея. В дальнейшем, если выявляется несогласие с предыдущим решением или предложение изменить его, проводится заседание для нового коллективного утверждения. Это то, что мы называем коллективной демократией»

 

«Мы должны всегда и везде проверять себя. Это относится не только к партии в целом, но и к каждой партийной организации, к партийным кадрам, к каждому члену партии, к каждому чиновнику на заводах, в портах, на электростанциях, в мелиорации. Если партия больше не представляет интересов низших классов, эксплуатируемого народа, то она не имеет никакого смысла, она больше не может претендовать на роль партии пролетариата. Теряют смысл комитеты, равно как и их председатели. „Бессмысленность“ означает, что они больше не представляют рабочий класс. Такая партия, такие кадры, такие комитеты меняют свою классовую природу и, как следствие, вступают в противоречие с интересами пролетариата»

 

 

«Победа революции над империализмом состоит не в приглашении гостей на званый ужин, не в написании текста, не в вышивании крестиком, не в мягкотелости, не в закрывании глаз и безразличии, не в вежливости и воспитанности, не в страхе перед врагом; революция состоит в выплёскивании гнева против одного класса, в нанесении удара по нему и уничтожении этого класса»

 

 

«Одна рука — для производства, вторая — для удара по врагам»

 

«Будьте дружелюбными, но всегда осторожными. Находите друзей в Юго-Восточной Азии и среди нейтральных стран мира»

(из речи на первом заседании комитета министерства иностранных дел Демократической Кампучии, 22 апреля 1976 года).


«Мы не говорим о социализме. Важна суть, а не слова»

(из речи на первом заседании комитета министерства иностранных дел Демократической Кампучии, 22 апреля 1976 года).

 

«Я с удовольствием отвечу на ваш вопрос [о прошлом Пол Пота]. Но в первую очередь хочу сказать, что моя роль и роль иных товарищей руководителей — лишь небольшая часть национального движения Кампучии, революционного движения народа Кампучии»

(из беседы с югославскими журналистами, 17 марта 1978 года).



«Освободить 98—99 % населения, особенно трудящихся, значит освободить огромную производительную силу. Исторический материализм чётко показал, что человек является определяющим фактором производства. Таким образом, наш народ — в прошлом расходовавший силы впустую, страдавший от невыразимых унижений и жестокой эксплуатации, лишённый всякой инициативы и искавший любую подработку, лишь бы свести концы с концами, не имевший возможности построить свою страну и привести её к процветанию… так вот, сегодня наш народ свободен. Он уничтожил старую систему производства, основанную на эксплуатации»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«В сфере сельского хозяйства наша Партия сосредоточилась на решении ключевой проблемы сохранения водных ресурсов с целью максимального сбора риса, являющегося основным продуктом питания. В прошедшем сухом сезоне 1977 года народ, трудящийся в наших кооперативах, создал множество крупных водохранилищ в каждой деревне и в каждом регионе, каждый объёмом от 100 миллионов до 200 миллионов кубометров воды; средних водохранилищ объёмом от 50 до 60 миллионов кубометров воды; а также небольших водохранилищ объёмом от 50 до 60 миллионов кубометров воды в каждом округе. Эти водохранилища в сумме содержат 2,8 миллиарда кубометров воды, включая воды в каналах общей протяжённостью в несколько сотен километров. Эти проекты могут орошать рисовые поля площадью 250 000 гектаров как в дождливый, так и в сухой сезон. Народ, трудящийся в кооперативах, также соорудил пять дамб по течению реки Прек-Тхнот ради орошения 60 000 гектаров сельхозугодий; две дамбы по течению реки Чинит для орошения 20 000 гектаров сельхозугодий; три дамбы по течению реки Пурсат для орошения 30 000 гектаров сельхозугодий; одну дамбу по течению реки Баттамбанг для орошения 40 000 гектаров сельхозугодий; и иные дамбы по Сием-Реапу, Кнабангу и иным мелким рекам. В 1977 году наши скооперировавшиеся крестьяне осуществили всевозможные водные проекты, решившие водную проблему в течение всех сезонов, и сухого, и дождливого, в общей сложности для 400 000 гектаров сельхозугодий. Все они построены нашими рабочими и крестьянами, полностью полагающимися на свои собственные силы, на свои собственные руки и на свои мотыги»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«Если наш народ смог построить Ангкор-Ват, то он способен сделать всё что угодно»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

«Фундаментальная сила нашей революции — крестьяне. Ситуация в нашей стране отличается от ситуации в промышленно развитых странах. Рабочие не были главной борющейся силой нашей революции. Поначалу мы проявляли активность в том числе среди рабочих. С 1955 года мы смогли организовать рабочее движение по всей стране. Перед товарищем, который являлся заместителем секретаря нашей Партии, была поставлена задача руководить этим движением. Однако наш рабочий класс был численно мал. Движение действовало на каждой фабрике, но оказалось не в силах противостоять вражеским репрессиям. Каждый раз, когда движение поднималось в полный рост, его вскоре уничтожали. Движение возобновлялось, но враг снова уничтожал его.

Возьмём, к примеру, железные дороги. В этой сфере было самое мощное движение рабочего класса в нашей стране, но и оно подавлено. Некоторые товарищи, даже если и выжили, сошли с ума после пыток.

Таким образом, рабочий класс по своей классовой природе является ведущей силой. Однако он был численно мал и полностью обезврежен врагом на заводах и рабочих местах»


(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«Молодым товарищам, хоть одиноким, хоть женатым, нужно щедро посвящать своё время идеологическому образованию, преодолевая все препятствия. Посвятите своё тело и душу революции! Юность — это период в жизни, для которого характерны очень быстрые изменения. Это время, когда разум наиболее восприимчив к революционным идеям, а сами мы находимся в расцвете сил.
Стало быть, это главная директива нашей Партии. Сегодняшняя молодёжь завтра возьмётся за решение революционных задач. Кроме того, вы должны постоянно закалять себя, помогая революции. Не брезгуйте заниматься мелкой работой, не бойтесь трудностей. Независимо от того, какую работу коллектив поручает вам, вкладывайтесь в неё и выполняйте её хорошо. Если допускаете ошибки, коллектив поможет исправить их. Это единственный способ закалить себя. В ходе работы мы будем исправлять ошибки, приобретая новые впечатления. Чем больше мы работаем, тем лучше учимся. Мы должны регулярно подытоживать свой опыт. Мы хотим обучить нашу молодёжь, чтобы она могла работать в любой сфере. Нам нужны квалифицированные кадры, столь же сильные в борьбе против агрессора, сколь и в производстве»


(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«Клевеща на Демократическую Кампучию, враги принимают желаемое за действительное. На самом же деле кампучийский народ поддерживает революцию и защищает свой коллективистский режим»

(из беседы с представителями гонконгских газет «Wen wei po» и «Ta kun pao», 21 сентября 1978 года).

 

 

«Совещайтесь и спорьте; строгий порядок в Партии нужен для объединения всех этих взглядов в соответствии с потребностями демократии и для их тесного взаимодействия»

 

«Что касается решения водной проблемы, посмотрим на Корею; мы видим, что 80 процентов занято горами и лишь 20 процентов пригодно для обработки земли. На этих 20 процентах корейцы выращивают пади и пшеницу. На горных склонах они выращивают технические культуры. На горных вершинах они заготавливают лесоматериалы и выращивают фрукты. Вода подаётся из рек на подножья гор, а от подножий идёт к вершинам. Корея на 100 % решила водную проблему»

(из «Предварительного разъяснения перед чтением Плана», 21—23 августа 1976 года).

 

«В Кампучии буддизм связан с крестьянством. Подавляющее большинство монахов вышло из крестьянских слоёв. Крестьяне приняли участие в революции и обрели глубокое революционное сознание. Особенно мощным революционное движение было во время войны за национальное освобождение. Крестьяне весьма активно участвовали в нём, с одной стороны, посылая своих детей на фронт, с другой стороны, развивая производство в тылу. Именно революционное крестьянство рекрутировало монахов с целью их присоединения к революции. Множество монахов оказалось лишено сана подобным образом. Количество монахов особенно сильно снизилось в 1973—1974 гг. Сейчас их численность по-прежнему снижается. Остаётся лишь небольшое число верующих, в первую очередь пожилых людей. Таким образом, в Кампучии проблема религии разрешилась сама собою.

Что до пагод, то они разрушены врагами. В настоящее время мы сохраняем те из них, что всё ещё находятся в хорошем состоянии»


(из беседы с представителями Бельгийско-кампучийской ассоциации, 5 августа 1978 года).

 

 

«В Демократической Кампучии новая культура — национальная и прогрессивная культура, основанная на национальной традиции.

Из национальных традиций мы сохранили лишь те, что способствуют прогрессу и полезны революции. Мы устранили всё реакционное и ретроградское. Кроме того, основываясь на национальных и прогрессивных особенностях, мы создали новую культуру, которая способствует одновременно новой, насыщенной, благоприятной жизни и национальному строительству, содействует политическому и идеологическому обучению народа и укреплению его революционных позиций, его патриотизма, его преданности делу независимости, национального суверенитета и территориальной целостности.

Памятники культуры, спасённые во время войны от вражеских разрушений и грабежей, сохранены, и мы постепенно организуем исследования, полезные нашему революционному движению. То же самое касается всех иностранных прогрессивных книг, спасённых со времён войны. Иностранные культуры тоже используются нами — при условии, что они способствуют прогрессу»


(из беседы с представителями Бельгийско-кампучийской ассоциации, 5 августа 1978 года).

 

 

«Мы ясно видели, что агрессия отражена, а независимость, безусловно, обеспечена. Мы ясно видели эти великие победы, но это лишь первый шаг. Мы должны снова увидеть, что враги всех мастей действуют нам во вред с целью достижения господства над нашей страной, используя различные средства: агрессию, шпионаж, угрозы, запугивание, подрывную деятельность, минирование, попытки свержения нашей революционной власти посредством переворота, убийства, пулемётные обстрелы, бряцанье оружием на границах и так далее.

Таким образом, все мы, каждый из нас, должны твёрдо усвоить основные задачи нашей Партии:

защищать Демократическую Кампучию,

вести социалистическую революцию,

учиться социализму.

Если конкретно, нам следует:

1. повышать революционную бдительность, вооружаться исходя из политической, идеологической и организационной позиции Партии, хранить секреты, защищать нашу Партию, нашу революцию, наш коллективистский народ, нашу революционную власть и нашу Революционную Армию.

2. сохранять боевой дух и стремительно выполнять план 1977 года в три тонны и шесть тонн с гектара и план 1978 года в 3,5 тонн и семь тонн с гектара. И каждый заводской цех, каждое подразделение, каждое ведомство, каждая служба должны эффективно справляться со своей работой с целью полного выполнения или перевыполнения плана.

У нас есть всё для удвоения усилий таким образом, что никакая сила не останется равнодушной, приняв участие в защите страны и быстром повышении уровня жизни народа.

Все силы должны активно идти вперёд, стремительно решая свои задачи и одерживая новые победы.

3. делать всё возможное для выражения солидарности с революционными и прогрессивными силами во всём мире в соответствии с внешней политикой Партии, чётко зафиксированной в Конституции Демократической Кампучии. Мы оберегаем и твёрдо придерживаемся политики независимости, мира, нейтралитета и неприсоединения. Демократическая Кампучия решительно держится в составе Великой Семьи неприсоединившихся стран»

 

(из речи на праздновании 10-й годовщины образования Революционной Армии Кампучии, 17 января 1978 года).

 

«С одной стороны, весь народ — за революцию.

С другой стороны, он состоит из двух категорий:

— трудящиеся, представляющие 90 процентов всего населения, удовлетворены коллективистским режимом, который обеспечивает все их потребности. В прошлом у них не было ничего съестного, они были вынуждены продавать своих сыновей, дочерей, жён или мужей, а условия их жизни были скудны. Ныне они едят досыта и защищают для себя этот коллективистский режим.

— что до остальных 10 процентов, условия их жизни несколько снизились в сравнении с прошлым. Однако они едят досыта и, как все, обеспечены жильём, одеждой и медицинской помощью»

 

(из беседы с представителями гонконгских газет «Wen wei po» и «Ta kun pao», 21 сентября 1978 года).

 

«Ещё один выдающийся результат — базовая ликвидация безграмотности, являвшейся позором прежнего общества. В этом обществе в городах действительно наличествовали факультеты, лицеи, коллежи и начальные школы. Но большинство народа в сельской местности было неграмотным. Ныне мы принципиально решаем данную проблему. Наш народ умеет читать и писать. Это основа, позволяющая нашему народу постепенно увеличивать свой культурный уровень. Это относится не только к обществу, но и ко всему народу, который в состоянии изучать и исследовать. В дальнейшем развитии нашего образования и обучения мы полагаемся на эти основы»

(из беседы с югославскими журналистами, 17 марта 1978 года).

 

«Что касается интеллектуалов и тех, кто прошли обучение в старом обществе, у них тоже есть право на труд, как и у любого иного гражданина Кампучии, у каждого в соответствии со своими возможностями и способностями. В революционном движении Кампучии, будь то до или во время 5 лет войны против империалистических агрессоров в лице США или после освобождения, они были заняты различными видами деятельности в соответствии со своими задачами и внесли заметный вклад в развитие страны.

В ходе возрождения и строительства новой Кампучии они тоже вносят вклад в развитие страны, каждый в соответствии со своими возможностями и способностями»

 

(из беседы с представителями Ассоциации шведско-кампучийской дружбы, 24 августа 1978 года).

 

«Мы постепенно организуем спортивные мероприятия. Все армейские подразделения практикуют физическую культуру. Дети и молодёжь делают то же самое, посвящая себя производственной работе, занимаясь уборкой в доме и во дворе, поливая овощи перед выходом на работу»

(из беседы с представителями Бельгийско-кампучийской ассоциации, 5 августа 1978 года).

 

 

«Наши друзья во всём мире также знают, что ни один народ в мире не победил в ходе революции, не руководствуясь решениями партии рабочего класса. Почему же тогда в Кампучии, где народ одерживал победу за победой вплоть до величайшей победы над империализмом США, флагманом мирового империализма, они никогда не слышали о руководящей роли коммунистической партии? Стало быть, все эти друзья ждали торжественного провозглашения официального существования Коммунистической партии Кампучии для того, чтобы превознести её как силу, приведшую кампучийский народ к славной победе 17 апреля 1975 года»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«Ангка неистово атакует и сбивает с пути всех империалистов и феодалов, из-за которых наше государство в опасности,— неужели ты не знал, товарищ?»

 

 

«В 1965 году руководители Коммунистической партии Кампучии назвали Хо Ши Мина „Товарищем председателем Хо Ши Мином“. Сам Хо Шим Мин и его окружение побагровели от гнева. Вьетнамцы хотели, чтобы все называли его „Дядюшкой Хо“, что отражало его притязания на роль „Отца Индокитая“»

(из «Чёрной книги», изданной министерством иностранных дел Демократической Кампучии в сентябре 1978 года; автором этой книги считается Пол Пот).

 

 

«В среду наша делегация во главе с Жаком Жюрке, генеральным секретарём PCML и политическим директором нашей газеты, вернулась в Париж. Она провела несколько недель в Китае и, после приглашения, более недели в Демократической Кампучии. Делегация посетила некоторые регионы страны, проездила более 800 километров и увидела усилия народа Кампучии под руководством своей партии по строительству социализма и борьбе с дикой агрессией вьетнамских захватчиков. В Кампучии, как и в Китае, делегация провела переговоры с руководителями братских коммунистических партий из социалистических стран»

(из газеты «L’Humanite Rouge», №945, пятница, 6 октября 1978 года).

 

«Мы не можем точно поставить диагноз. Болезнь должна возникнуть, чтобы её можно было изучить. Из-за того, что накал народной революции и накал демократической революции был недостаточен… нам не удаётся найти микробы, заразившие партию. Они скрыты от глаз. Однако благодаря дальнейшему развитию нашей социалистической революции, которая проникает в каждый уголок Партии, армии и всё больше затрагивает народ, мы можем выявить эту заразу. Она будет вытеснена… социалистической революцией… Если мы будем ждать дальше, микробы могут причинить нам непоправимый вред»

(из выступления на учебно-подготовительной встрече, конец декабря 1976 года).

 

 

«Демократическая Кампучия считает, что, с теоретической точки зрения, устав ООН хорош. Но на практике империалисты и экспансионисты искажают дух этого устава и используют его в своих интересах, маскируя свои агрессивные схемы и используя организацию против иных стран и народов, особенно против бедных стран и народов»

(из беседы с представителями Бельгийско-кампучийской ассоциации, 5 августа 1978 года).


«В сельской местности условия благоприятствовали нам, чего нельзя сказать о городах. И тогда возникла необходимость эвакуировать города, дабы решить продовольственную проблему. Лишь решив её, мы можем надеяться на доверие людей к революции. Умирающее от голода население не может доверять революции»

(из беседы с югославскими журналистами, 17 марта 1978 года).

 

«Какую-то часть механического оборудования мы полностью делаем сами; иные машины импортированы и приспособлены нами для своих нужд. В прошлом это было невозможно; импортировалось всё»

(из беседы с югославскими журналистами, 17 марта 1978 года).

 

«Причины неудач: некоторые не любят свой коллектив; массы не знают, как повысить уровень критики; до сих пор происходят конфликты между членами нашей партии; наши партячейки до сих пор авторитарны; политическое обучение и грамотность основываются лишь на административной работе»

(из «Задач» к съезду партячеек, 22 мая 1976 года; текст анонимен).

 

 

«Затаились ли ещё в Партии изменнические, засекреченные элементы? Или же они исчезли? Из наших наблюдений за последние десять лет становится ясно, что они никуда не делись. Это потому, что они постоянно проникают в Партию. Кое-кто действительно предан, чья-то верность колеблется. Враги могут легко проникнуть. Они остаются — пусть даже один или два»

(из выступления на учебно-подготовительной встрече, конец декабря 1976 года).

 

«Сейчас нам нужна линия, но какая линия? Линия, скопированная с кого-то, не будет работать. Нам нужна линия, основанная на независимости и инициативе, на решении своей судьбы. Опора на собственные силы означает прежде всего опору на свой народ, на свою армию, на свою партию, на революционное движение в своей стране»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

 

«Мы используем понятие „Средства к существованию“ как способ привлечь людей низкого социального статуса, понятие „Демократия“— чтобы мобилизовать средний слой людей, например, студентов и интеллигентов, и понятие „Нация“— чтобы как можно больше мобилизовать авангард»

(из анонимного текста, датированного 8 декабря 1986 года; авторство, судя по всему, принадлежит Пол Поту).

 

«Ни один человек в целом мире не верил в нас. Все твердили, что нападение на Пномпень станет нелёгким делом, что атака на американских империалистов — задача трудная; нам не хватало оружия и боеприпасов. Никому и в голову не приходило, что мы можем это сделать»

(из выступления вскоре после взятия Пномпеня).

 

 

«Наш гимн — это не работа одного или двух композиторов, это работа всего нашего народа, который написал его собственной кровью, кровью, которую наш народ щедро проливал на протяжении столетий. Это волнующий вызов как нашему, так и будущим поколениям. В национальном гимне отражены жертвы нашего народа. Каждое предложение, каждое слово выражает истинную природу борьбы нашего народа. Именно эта кровь способствовала классовой и национальной ненависти, которая привела нас к победе 17 апреля 1975 года. Именно эта кровь призывает решительно защищать народную власть и нашу страну, строить процветающую и мирную Кампучию. Вот почему наш национальный гимн называется „17 апреля, великая победа“»


(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

«Мы готовимся вести народную войну, достигшую точки, когда остановить её уже невозможно»

(из письма китайским властям, перехваченного вьетнамцами, октябрь 1967 года).

 

 

«Товарищи, я очень сожалею, что вы ещё не достигли высокого уровня понимания. Меня беспокоит, что иные фракции обретут власть, поэтому, хотя я стар и хотел бы удалиться от дел, я должен продолжать укреплять ваши знания, прилагая к этому все свои силы. Не принижайте себя, но в то же время берегитесь вялости и чрезмерной самоуверенности. Любому из вас придётся много и упорно работать в области политики, чтобы достичь более высокого уровня, чем достиг я. Если вам это не удастся, я не смогу умереть спокойно»

(из записанного Роджером Нормандом выступления перед учениками, 1987 год).

 

«Противоречия действительно существуют между неприсоединившимися странами. Это было в прошлом, это верно до сих пор, это будет продолжаться и дальше. Имеют место противоречия между двумя противоположными силами:

— с одной стороны, некоторые следуют указаниям своих хозяев извне с целью взять движение под своё крыло; в прошлом американские империалисты были тем атаманом, который мобилизовал последователей для противодействия движению неприсоединения. В настоящее время Вьетнам и Куба по заказу международных экспансионистов стремятся собрать единомышленников для превращения движения неприсоединения в их инструмент;

— с другой стороны, существуют силы, защищающие священные принципы движения неприсоединения. Подавляющее большинство неприсоединившихся стран защищают эти принципы и решительно ведут борьбу в различных формах против горсточки государств, выдающих себя за неприсоединившиеся страны в целях осуществления деятельности, направленной на уничтожение движения неприсоединения»


(из беседы с представителями Ассоциации шведско-кампучийской дружбы, 24 августа 1978 года).

 

 

«У нас есть воля к победе. Но этого недостаточно. Нам нужны правильный курс, правильная политика и правильные методы. [Без них] революция похожа на слепого, переходящего с места на место»

(январь 1972 года).

 

«Революционер должен быть добр и проявлять сочувствие по отношению к народу; революционер должен всегда использовать добрые слова в беседах с людьми. Эти слова не должны причинять вреда, они должны располагать слушателей к говорящему, звучать вежливо в любых обстоятельствах, нравиться всем и каждому и радовать слушателей»


(из документа, перехваченного противником в декабре 1970 года).

 

 

«В области культуры и образования цель нашей партии состоит в том, чтобы на практике научить работе на благо движения по защите и строительству страны. Теория сочетается с реальной практикой, обучение — с реальной работой на производстве. Очень важны наши школы в кооперативах и на фабриках. У нашего образования имеется сильная национальная и массовая основа. В настоящее время прилагаются усилия, чтобы расширить изучение науки и техники. Наша главная цель в ближайшем будущем — ликвидация неграмотности. В старом обществе существовало некоторое количество начальных и средних школ, колледжей и университетов, но в сельской местности 75 % людей были неграмотными, особенно бедняки и некрепкие середняки. Даже в городах 65 % рабочих были неграмотными. Теперь, через два года после национального освобождения, неграмотными остаются лишь 10 % взрослого населения. Мы решаем эту проблему посредством массовой линии и через обязательное массовое образование»

(из речи на праздновании 17-й годовщины Коммунистической партии Кампучии, 29 сентября 1977 года).

 

«Большинство вьетнамцев — хорошие люди. Иное дело — вьетнамские руководители, которых я прекрасно знал. Я даже могу назвать их всех. Они очень, очень плохие. У них была стратегия поглощения Камбоджи, и они, в лице Во Ван Зиапа, Фам Ван Донга и многих иных вьетнамских руководителей, возненавидели меня, поскольку я сопротивлялся их планам; они действительно плохие люди. Я прекрасно знал этих людей. Вам в лицо они говорят одно. За спиной говорят иное. Например, соглашения о границах. Мы договорились на административном, провинциальном и окружном уровнях, но потом они передумали и напали на нас, объявив, что первыми напали мы. Как мы можем напасть на них? Камбоджа — небольшая страна с малочисленным населением и плохо оснащённой армией. Так что мы всегда хотели жить в мире со своими соседями. Вьетнам всегда хотел сделать Камбоджу частью Вьетнамо-Индокитайской Федерации; хотел раньше, хочет и поныне»

(из беседы с Пин Самкхоном, 2 апреля 1998 года).


«Рассмотрим пример наших бойцов, которые питались лишь корнями деревьев и виноградными лозами, а их плоть становилась худой и бледной; это не помешало им победить врага — разве ты не знал об этом, товарищ?»


III. О себе и своей семье

«С самого детства я никогда не говорил о себе… Такова была моя природа. Я был молчалив… Я довольно застенчив. Я не хотел называть себя лидером. Я никому не рассказывал ни о своём брате, ни о своей сестре, потому что не хотел беспокоить их. Если бы со мною что-то случилось, то я не хотел бы, чтобы они имели к этому хоть какое-то отношение. В результате некоторые люди думают, будто мне нет дела до них. Скорее наоборот, я уважаю, я люблю своих родственников. Но свои политические взгляды я им так и не раскрыл»

(из беседы с Нейтом Тейером, 16 октября 1997 года).

 

«Я слышал, люди говорят, что моя дочь [Меа Ситха] не очень способна к обучению. Она медлительна. Ей плохо даётся математика, зато со словесностью дела обстоят гораздо лучше.

Она как я. Но это нормально. Если она слаба в одной области, то может быть сильна в чём-то ином»

(из беседы с Нейтом Тейером, 16 октября 1997 года).

 

 

«Если мы потеряем Родину, где мы сможем жить? Я не могу сбежать из своей страны. Я лучше умру здесь, вместе со своим народом»

(из беседы с Пин Самкхоном, 2 апреля 1998 года).

 

 

«Я не настолько стар, но, согласно кхмерской пословице, если я болен, значит, я стар»

(из беседы с Пин Самкхоном, 2 апреля 1998 года).

 

 

«Я слушаю радио каждое утро. „Голос Америки“. Но утром у них мало новостей. Вечерние новости лучше»

(из беседы с Нейтом Тейером, 16 октября 1997 года).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: