Введение
История КАМАЗ
КамАЗ (акроним от Камский автомобильный завод), также ПАО «КАМАЗ» — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года. В настоящее время, также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны. Входит в состав Госкорпорации «Ростех».
Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КамАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в Башкортостане, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната.
В конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).
Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.
В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.
«Ока»
На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока»).
В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством[5]. Составляя треть грузового автопарка страны, КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.
Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).
Также к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.
Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6x4) и ЗИЛ-175 (4x2) разработки Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачёва и Ярославского моторного завода 1967—1969 годов.
В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.
Технические характеристики автомобилей КАМАЗ 4310:
КУЗОВ:
· Тип кузова Шасси
· Тип кабины 3-х местная без спального
· Длина автомобиля 9520 мм
· Ширина автомобиля 2500 мм
· Высота автомобиля 3450 мм
ДВИГАТЕЛЬ
· Модель двигателя 740,10-210
· Объем двигателя 10850 см3
· Мощность двигателя 210 л.с.
· При оборотах 2600 мин-1
· Крутящий момент 637 Н*м
· При оборотах 1600-1800 мин-1
· Тип двигателя Дизель
· Наддув Турбонаддув
· Расположение цилиндров V-образное
· Количество цилиндров 8
· Степень сжатия 17
· Топливо Дизельное топливо
ТРАНСМИССИЯ
· Привод 6x6
· Кол-во передач 5
· Тип коробки передач Механическая
ПОДВЕСКА
· Тип передней подвески Рессорная
· Тип задней подвески Рессорная
· ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
· Передние тормоза Барабанные
· Задние тормоза Барабанные
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
· Макcимальная скорость 85 км/ч
· Объем топливного бака 125+125 л.
· Диаметр разворота 10,5 м
· Угол преодол. подъема, не менее 0,31
· ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ
· Грузоподъемность 6000 кг
РАЗМЕРЫИ МАССА
· Снаряжённая масса автомобиля 8795 кг
· Полная масса автомобиля 15205 кг
· Полная масса прицепа 7000 кг
· Нагрузка на переднюю ось 5020 кг
· Нагрузка на заднюю ось (тележку) 10185 кг
Основные модификации автомобилей КАМАЗ 4310.
Базовая версия грузовика была разработана специалистами настолько благополучно, что последующие ее модификации имели незначительные различия. В 1989 году начался выпуск КАМАЗа 43101, который был предназначен для сельскохозяйственных потребностей. С его помощью можно было перевозить как пассажиров (до 30 человек), так и прицеп 2ПН-4М. Немного ранее по армейской просьбе был разработан КАМАЗ 43105, а после его усовершенствовали и выпустили КАМАЗ 43106, который отличался большей грузоподъемностью, чем предыдущие модели.
Назначение коробки передач.
Коробка передач является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля и предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.
В зависимости от принципа действия различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные коробки передач. Тип коробки передач во многом определяет тип трансмиссии автомобиля.
В ступенчатых коробках передач крутящий момент изменяется ступенчато. К ним относятся механическая и роботизированная коробки передач.
Механическая коробка передач (сокращенное наименование – МКПП, обиходное название - механика) представляет собой многоступенчатый цилиндрический редуктор, в котором предусмотрено ручное переключение передач. В зависимости от числа ступеней различают четырехступенчатую, пятиступенчатую, шестиступенчатую, семиступенчатую и более коробки передач.
Основными преимуществами механической коробки передач являются простота конструкции, надежность, возможность ручного управления во всех режимах движения. Благодаря этим качествам МКПП является самым распространенным типом коробки передач. Вместе с тем, все больше потребителей в последние годы выбирают коробки с автоматическим управлением.
Роботизированная коробка передач (другое наименование – автоматизированная коробка передач, обиходное название - робот) представляет собой механическую коробку передач, в которой автоматизированы функции выключения сцепления и переключения передач. Современные роботы имеют двойное сцепление, которое обеспечивает передачу крутящего момента без разрыва потока мощности.