Роль международных экологических отношений




Тема: Международное сотрудничество в области экологии.

 

План лекции.

1. Роль международных экологических отношений

2. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды

3. Участие России в международном экологи­ческом сотрудничестве

Роль международных экологических отношений

Реализация стратегии выхода из экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию всего мирового сообщества возможна лишь на основе единства природоохранных дейст­вий всех государств. Природа не знает государственных гра­ниц, она всеобща и едина. Для человеческой популяции среда обитания — вся биосфера, которая представляет собой единую и целостную систему. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в соседних. Все основные слагаемые глобального экологического кри­зиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деграда­ция почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т.п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия всех госу­дарств.

Международное сотрудничество в области охраны окружаю­щей природной среды регулируется международным экологи­чески правом, в основе которого лежат общепризнанные прин­ципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принци­пов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), провозгласившая 5 июня Всемирным днем окружающей среды, Международная конференция ООН по окружающей среде и раз­витию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Высокая приоритетность экологического фактора в между­народных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Есть все ос­нования полагать, что в XXIв. экология войдет в разряд выс­ших приоритетов глобальной системы международных отно­шений.

2. Национальные и международные объекты охраны окру­жающей среды

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на на­циональные (внутригосударственные) и международные (обще­мировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам от­носятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элемен­ты природной среды, которые находятся на территории госу­дарства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собствен­ных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей среды — это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо националь­ным достоянием. Они осваиваются и охраняются на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих со­вместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государст­вами, но взята на международный учет. К ним относятся:

во-первых, природные объекты уникальной ценности и принятые на международный контроль (заповедники, национальные пар­ки, резерваты, памятники природы);

во-вторых, исчезающие и редкие виды, занесенные в международную Красную книгу;

в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или зна­чительную часть года находящиеся в пользовании двух или бо­лее государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Космос — один из важнейших объектов международной ох­раны. Он — достояние всего человечества. В международных договорах по использованию космического пространства Меж­дународным сообществом признаны: недопустимость нацио­нального присвоения частей космического пространства, вклю­чая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического простран­ства. Оговорены также условия спасения космонавтов.

Для ограничения военного использования космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракет­ной обороны и советско-американские соглашения об ограни­чении стратегических наступательных вооружений.

Мировой океан (Атлантический, Тихий, Индийский, Север­ный Ледовитый океаны и связанные с ними моря) также пред­ставляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ре­сурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Ос­воение Мирового океана должно проводиться в интересах все­го человечества. Конвенцией ООН по морскому праву (1973 г.), подписанной более чем 120 странами, признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа сво­бодного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоя­нии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и ме­ждународного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных ис­следований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антаркти­ды. Новые более жесткие меры по охране животного и расти­тельного мира, удалению отходов и предупреждению загряз­нения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарк­тиде.

Атмосферный воздух — важнейший международный объ­ект охраны окружающей среды. Усилия международного сооб­щества нацелены главным образом на предупреждение и уст­ранение трансграничного переноса загрязнителей и охрану озо­нового слоя.

Особое место среди международных конвенций и соглаше­ний по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфе­ре, космическом пространстве и под водой, заключенный меж­ду СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

3. Участие России в международном экологическом сотруд­ничестве

Россия играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Во вступлении Экологической доктрины Российской Федерации говорится: «Без Российской Федерации невозможно решение глобальных и регио­нальных экологических проблем благодаря ее размерам, зна­чительной доли территорий с ненарушенными природными системами, природоохранному опыту и природно-ресурсному, интеллектуальному и промышленному потенциалам».

Основ­ные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие:

1) государствен­ные инициативы;

2) международные организации;

3) между­народные конвенции и соглашения;

4) двустороннее сотрудни­чество.

Государственные инициативы по международному сотруд­ничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. В прошлые годы нашей страной был выдвинут це­лый ряд конструктивных предложений по международному со­трудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите мор­ской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по коорди­нации усилий в области экологии под эгидой ООН (43-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.), а также «Гло­бальный форум по защите окружающей среды и развитию в целях выживания» (Москва, январь 1990 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жа­нейро содержались в послании Президента России (1992 г.). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) были одобрены в России и нашли отражения в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Рос­сия уделяет большое внимание и организации международно­го партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

Международные организации по охране природы дейст­вуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредо­точены прежде всего в ООН. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП, важнейшей среди международных организаций, создан­ной ООН в 1972 г., и с другими организациями в области охра­ны окружающей среды в выработке стратегии защиты от за­грязнения, создании системы глобального мониторинга, борь­бы с опустыниванием и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы, членом которого является Россия.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое со­трудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 70 междуна­родных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами. Россией подписаны международные конвенции о климатических изменениях, о биологическом разнообразии, о защите озонового слоя Земли, о трансграничном загрязнении воздуха, о помощи в случае ядерной аварии и др.

Говоря о международных договорах, заключенных Росси­ей на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписан­ное в Москве в феврале 1992 г. представителями десяти стран.

На основе межправительственных соглашений развивает­ся двустороннее сотрудничество со всеми пограничными стра­нами, включая государства СНГ, а также с США, Великобри­танией, Францией, Китаем и другими странами.

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается рос­сийско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация за­поведников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологиче­ской информацией и др.), а также сотрудничество со Сканди­навскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые терри­тории в Карелии).

Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологи­ческого кризиса необходимы дальнейшее развитие и активиза­ция международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятель­ностью (более трети территории России или 700—800 млн га, в том числе опорный стабилизирующий блок биосферы — Си­бирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: