ИЗДАНИЮ РУССКОГО ПЕРЕВОДА




АНОНИМНЫЕ

 

АЛКОГОЛИКИ

 

Рассказ о том,

 

как многие тысячи мужчин и женщин

 

вылечились от алкоголизма

 

 

®

 

 

4-ое издание

 

Перевод с английского

 

Alcoholics Anonymous World Services, Inc.

 

New-York city

 


 

АНОНИМНЫЕ

 

АЛКОГОЛИКИ


 

ALCOHOLICS ANONYMOUS (FOURTH EDITION)

 

©1939, 1955, 1976, 2001 Alcoholics Anonymous World

 

Services, Inc. – English U.S.A.

 

Translated from English, and created with permission of Alcoholics Anonymous World Services, Inc. (A.A.W.S.). Copyright in the English language version of this work is also owned by A.A.W.S., New York, N.Y. All rights reserved. No part of this work may be duplicated in any form in any language without the written permission of A.A.W.S.

 

First Edition 1939 English U.S.A.
Second Edition 1955 English U.S.A.
Third Edition 1976 English U.S.A.

 

Fourth Edition (First printing) 2001 English U.S.A.

 

Alcoholics Anonymous® and A.A.® are registered trademarks of A.A. World

 

Services, Inc.

 

www.aa.org

 

АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ (Четвертое издание)

 

Переведено с английского, создано с разрешения Alcoholics Anonymous World Services, Inc. (A.A.W.S.). Авторские права на англоязычное издание этой книги также принадлежат А.А.W.S., Inc., New York, NY. Все права защищены. Никакая часть этого перевода не может быть скопирована в какой-либо форме без письменного разрешения от А.А.W.S.

 

Первое издание 1939 Английский США
Второе издание 1955 Английский США
Третье издание 1976 Английский США

 

Четвертое Издание (Первый Российский выпуск) 2011

 

Alcoholics Anonymous® и A.A.® являются зарегистрированными торговыми

 

марками корпорации А.А. World Services, Inc.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие к первому изданию русского перевода.... VII

 

Введение......................................................................................................... X

Предисловие к первому изданию................................................ XII

Предисловие ко второму изданию........................................... XIV

Предисловие к третьему изданию.............................................. XX

Предисловие к четвёртому изданию....................................... XXI

Мнение доктора................................................................................ XXIII

1. Рассказ Билла.................................................................................. 1

2. Выход есть...................................................................................... 16

3. Еще об алкоголизме................................................................. 29

4. А как быть агностикам?........................................................ 43

5. Программа в действии........................................................... 56

6. За работу!........................................................................................ 70

7. Работая с другими..................................................................... 86

8. Обращение к женам............................................................... 101

9. Новые отношения в семье................................................. 118

10. Обращение к работодателям............................................. 132

11. Заглянем в ваше будущее.................................................... 147

Кошмар доктора Боба......................................................................... 162

Приложение.............................................................................................. 173

I Традиции АА................................................................................... 175

II Духовный опыт............................................................................ 183

 

III Медицинский взгляд на АА.............................................. 185

 

IV Премия Ласкера......................................................................... 187

 

V Религиозный взгляд на АА.................................................. 188

 

VI Как связаться с АА................................................................... 189

 

VII Двенадцать принципов (краткая форма)................. 190

 


 

V


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ

 

ИЗДАНИЮ РУССКОГО ПЕРЕВОДА

 

Книга «Анонимные Алкоголики» - основной текст, в кото-

 

ром излагаются принципы всемирно известной программы

 

преодоления алкоголизма. Она переведена на многие языки и

 

распространяется повсеместно, помогая бороться с ним пов-

 

сюду, поскольку алкоголизм не признает государственных

 

границ.

 

Некоторые советские читатели уже знакомы с программой

 

Сообщества Анонимных Алкоголиков по публикациям, поя-

 

вившимся в последние годы в Советском Союзе. Некоторые

 

уже работают по ней в Москве, Ленинграде и ряде городов

 

союзных республик.

 

Всем, кто хотел бы познакомиться с сущностью программы,

 

пользуясь первоисточником, адресован этот перевод. Пред-

 

лагая его, издатели опирались на огромный опыт, накоплен-

 

ный Сообществом за многие десятилетия. Они также руко-

 

водствовались мудростью, заложенной в известной русской

 

поговорке: «Не надо изобретать велосипед».

 

Это не означает, однако, что авторы претендуют на моно-

 

польное обладание истиной. Каждому советскому читателю

 

следует иметь в виду, что эта книга была написана в США

 

более пятидесяти лет тому назад. Об этом свидетельствуют

 

ее язык, манера изложения и отраженные в ней факты амери-канской действительности того времени.

Несмотря на это, совершенно нельзя сказать, что эта книга устарела. Она и поныне оказывает реальную помощь людям разных стран мира вне зависимости от цвета кожи, веро-исповедания, социального положения и других различий.


 

 

VII


Анонимные Алкоголики

 

И это не удивительно, ведь программа излечения, изложен-ная в ней, основана на том, что сейчас в Советском Союзе и других странах мира называют ориентацией на общечелове-ческие ценности: любовь к людям, стремление к взаимопо-мощи, добру, самосовершенствованию.

Программа зиждется на этих и других непреходящих цен-ностях, которые вечны потому, что они доказали свою прак-тическую значимость, выжили на протяжении тысячелетий и ныне помогают выжить всему человечеству. Все это, видимо, хорошо понятно читателю, воспитанному на культуре Пуш-кина и Достоевского, Толстого и Вернадского.

Руководствуясь именно этой точкой зрения, нужно подхо-дить к тому, что в программе АА («Анонимных Алкоголиков») называется духовной стороной, духовностью и другими, не всегда привычными для советского читателя терминами, как Бог, Высшая Сила и т.п.

Программа АА никогда не обрела бы такого всемирного признания, если бы вкладывала в эти универсальные понятия конкретное религиозное содержание. Поскольку понимание духовности в книге гораздо шире, она легко воспринимается католиками, буддистами, атеистами или мусульманами. Как это неоднократно подчеркивается авторами, каждый волен понимать то, что ему помогает, по-своему. Важно только, чтобы человек почувствовал, что «Это» могущественнее его, поверил в возможность обретения духовной опоры, признал, что только вера, надежда и любовь смогут его спасти, когда все остальные средства бессильны.

 

Программе АА чужд догматизм. Каждая группа и каж-дый человек ищут духовную опору самостоятельно. Опыт других людей, при всем его многообразии и плодотвор-ности, может служить лишь общим ориентиром в конкрет-ных условиях. И все же эта книга является весьма надеж-ным руководством, потому что она - продукт коллективного творчества многих людей. Они менее всего были озабо-чены тем, чтобы написанное ими понравилось кому-либо.


 

Предисловие

 

 

Их главной задачей было попытаться практически помочь людям, находящимся порой в безвыходном положении. Ано-нимность авторов книги не сделала ее безличной. Она адре-сована непосредственно каждому читателю, ему в помощь и во благо.

 


 

 

VIII IX


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Это третье издание книги «Анонимные Алкоголики». Пер-вое издание появилось в апреле 1939 года, и за последующие шестнадцать лет разошлось более 300 000 экземпляров книги. Общий тираж второго издания, вышедшего в 1955 году, пре-высил 1 150 000 экземпляров.

 

Поскольку эта книга стала основным текстом для нашего Сообщества и помогла выздороветь столь многим мужчинам

 

и женщинам, больным алкоголизмом, предложения внести

 

в нее какие-либо радикальные изменения вызывают опре-деленное сопротивление. Поэтому первая часть этого тома, содержащая описание программы выздоровления, использу-емая АА, была оставлена без изменений в ходе работы над вторым и третьим изданиями. Раздел, озаглавленный «Мне-ние доктора», также остался без изменений, он сохранен в том же виде, в котором он был написан в 1939 году покой-ным доктором Уильямом Д. Силкуортом, оказавшим нашему Сообществу огромные услуги в области медицины.

 

Во втором издании были добавлены приложения, Двенад-цать Традиций, а также информация для желающих уста-новить контакт с АА. Основному изменению подвергся раздел историй из личной жизни, который был увеличен, чтобы отразить рост Сообщества. «Рассказ Билла», «Кошмар доктора Боба» и еще одна история личной жизни из первого издания остались без изменений; три другие истории были отредактированы и одна переименована; были написаны и опубликованы под новыми заголовками новые варианты двух прежних историй; были добавлены тридцать совершенно новых истории, а раздел историй был разделен на три части,


 

Предисловие

 

получивших те заголовки, которые используются и в данном издании.

Первая часть этого третьего издания («Зачинатели АА») осталась без изменений. В это же издание перенесены без изменений девять историй из второй части («Они останови-лись вовремя») второго издания; к ним добавлены восемь новых историй. В третьей части («Они потеряли почти все») сохранены восемь историй; пять историй - новые.

 

Все изменения, внесенные в Большую Книгу (так ласково прозвали ее члены АА) имели одну цель - более точно пред-ставить нынешний состав Анонимных Алкоголиков и тем самым охватить более широкий круг людей, страдающих от алкоголизма. Если у вас есть проблемы, связанные с выпив-кой, мы надеемся, что, читая одну из сорока четырех лич-ных историй, вы, возможно, остановитесь и подумаете: «Да, такое было и со мной»; или, что важнее: «Да, похожее чувс-твовал и я»; или, что важнее всего: «Да, я полагаю, эта про-грамма сможет помочь и мне».

 


 

 

X XI


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ

 

ИЗДАНИЮ

 

Это предисловие появилось

 

в первом тираже первого издания в 1939 году

 

Мы, члены Сообщества Анонимных Алкоголиков, - это более ста мужчин и женщин, которые выздоровели, попав в, казалось, безнадежное физическое и психологическое состояние. Глав-ная цель этой книги - показать другим алкоголикам, как именно мы выздоровели. Мы надеемся, что эти страницы покажутся им столь убедительными, что не потребуется никаких допол-нительных свидетельств. Мы думаем, что этот рассказ о нашем жизненном опыте поможет каждому лучше понять алкоголика. Многие не осознают, что алкоголик - это очень больной чело-век. И, кроме того, мы уверены, что наш образ жизни подходит всем, и каждый может извлечь из него свои преимущества.

 

Важно, чтобы мы сохранили нашу анонимность, поскольку нас слишком мало в настоящее время для того, чтобы спра-виться с огромным числом персональных посланий, которые может вызвать эта публикация. Будучи в большинстве своем бизнесменами или специалистами, мы не смогли бы справ-ляться со своей работой в подобном случае. Мы хотели бы, чтобы было ясно, что наша деятельность в области борьбы с алкоголизмом не является нашим основным занятием.

 

Мы призываем всех членов нашего Сообщества не назы-вать своих фамилий, обращаясь в устной или письменной форме к публике по вопросам алкоголизма. Можно предста-виться как «член Сообщества Анонимных Алкоголиков».

 

Со всей серьезностью мы также просим работников прессы соблюдать нашу просьбу, ибо в противном случае мы попа-дем в чрезвычайно затруднительное положение.


 

Предисловие

 

Мы не являемся организацией в общепринятом смысле слова. Мы не платим никаких вступительных или членских взносов. Для вступления требуется лишь одно - искреннее желание бросить пить. Мы не связаны ни с какой религией, сектой или вероисповеданием, и мы не противостоим кому-либо. Мы просто хотим быть полезны тем, кто страдает от алкоголизма.

 

Нам будет интересно узнать, как идут дела у тех, кому помогла эта книга, и особенно у тех, кто начал работать с другими алкоголиками. Нам хотелось бы оказать помощь в таких случаях.

 

Мы будем рады запросам со стороны научных, медицинс-ких и религиозных обществ.

 

Анонимные Алкоголики

 


 

XII XIII


 

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ

 

ИЗДАНИЮ

 

Цифры, приведенные в этом предисловии, характери-

 

зуют состояние Сообщества в 1955 году

 

С тех пор, как в 1939 году было написано первое предисло-вие к этой книге, произошло чудо поистине массового масш-таба. В первом издании звучала надежда, что «когда-нибудь каждый алкоголик, путешествуя по стране, сможет где угодно пользоваться гостеприимством нашего братства. Частично это уже происходит, - говорится в старом тексте, - небольшие груп-пки по два, три или пять человек появились в разных местах».

 

Шестнадцать лет прошло между первым изданием этой книги и выходом в свет второго издания в 1955 году. За этот короткий промежуток времени Анонимные Алкоголики раз-рослись в Сообщество, в состав которого входит около 6 000 групп, насчитывающих более 150 000 выздоровевших алко-голиков. Группы можно найти в каждом из штатов США и во всех провинциях Канады. Бурно развивающиеся объединения групп АА существуют на Британских островах, в Скандина-вии, Южной Африке, Южной Америке, Мексике, на Аляске,

в Австралии и на Гавайях. В целом, обнадеживающее начало положено в почти, что пятидесяти зарубежных странах и инос-транных владениях Соединенных Штатов. Некоторые группы как раз в настоящее время формируются в Азии. Многие наши друзья поддерживают нас, говоря, что это только начало, только первые признаки еще больших успехов в будущем.

В разговоре, состоявшемся в Акроне (штат Огайо) в июне 1935 года между биржевым маклером из Нью-Йорка и мест-ным врачом, родились те мысли, которые, разгоревшись подобно искрам, привели к созданию первой группы АА.


 

Предисловие

 

Шестью месяцами ранее маклер вдруг был избавлен от навяз-чивого стремления к алкоголю, пережив духовное озарение после встречи со своим другом-алкоголиком, который имел связи с тогдашними Оксфордскими группами. Ему также оказал огромную помощь покойный доктор Уильям Д. Сил-куорт, нью-йоркский специалист по проблемам алкоголизма, которого ныне члены АА считают не менее чем святым от медицины, и рассказ которого о периоде становления нашего Сообщества помещен ниже. От этого врача маклер узнал о зловещей природе алкоголизма. И хотя он не мог принять все принципы Оксфордских групп, он все же признал необходи-мость оценки своей жизни с нравственных позиций, призна-ния собственных изъянов, возмещения ущерба пострадав-шим, оказания помощи ближним, а также убедился, что надо верить в Бога и полагаться на Него.

 

До своей поездки в Акрон маклер упорно работал со мно-гими алкоголиками, придерживаясь мнения, что только алкого-лик может помочь алкоголику, но единственное, что ему удава-лось - это самому оставаться трезвым. Маклер поехал в Акрон по делу, которое сорвалось, вызвав у него сильный страх, что он может снова начать пить. Неожиданно он осознал, что для того, чтобы спастись, он должен передавать свои идеи другому алкоголику. Таким алкоголиком оказался врач из Акрона.

 

Этот врач неоднократно прибегал к духовным средствам для разрешения проблемы своего алкоголизма, но безус-пешно. И когда маклер привел ему определение, данное алкоголизму доктором Силкуортом, а также его безнадеж-ный прогноз, врач стал использовать духовные методы лече-ния своей болезни с небывалым доселе рвением. Он оконча-тельно бросил пить и не выпил ни капли спиртного вплоть до самой своей смерти в 1950 году. Это, видимо, подтверждает мнение, что никто не может так повлиять на алкоголика, как другой алкоголик. Это также говорит о том, что напряженная работа одного алкоголика с другим имеет жизненно важное значение для поддержания трезвости.

 


 

XIV XV


 

 

И вот оба человека, чуть ли не с неистовством, принялись за работу с алкоголиками, прибывавшими в специальное отде-ление городской больницы Акрона. И первый же их больной, один из полностью отчаявшихся, сразу выздоровел и стал третьим членом АА. Он не выпил с тех пор ни капли спирт-ного. Эта работа в Акроне продолжалась все лето 1935 года. Было много неудач, но время от времени были и внушающие надежду успехи. Когда осенью 1935 года маклер вернулся в Нью-Йорк, первая группа АА фактически уже сложилась, хотя этого никто тогда не осознавал.

 

К концу 1937 года значительный рост числа членов АА, поддерживавших трезвость в течение длительного времени, убедил всех приверженцев АА, что новый свет озарил мрач-ный мир алкоголика.

 

Вторая небольшая группа быстро образовалась в Нью-Йорке. И, кроме того, алкоголики, живущие в разных местах, подхватив основные идеи в Акроне и Нью-Йорке, пытались создавать группы АА в других городах.

 

Настало время, и борющиеся с трудностями группы решили, обнародовать свои идеи и уникальный опыт. Эта решимость привела к публикации данной книги весной 1939 года. К тому времени число мужчин и женщин, входящих в АА, достигло ста человек. Недавно родившееся общество, до этого не имевшее названия, стало называться Анонимные Алкоголики, по названию своей собственной книги.

Появление новой книги вызвало множество событий. Известный религиозный деятель, доктор Гарри Эмерсон Фосдик дал ей положительную рецензию. Осенью 1939 года Фултон Аурслер, тогдашний редактор «Либерти», опублико-вал в журнале материал под названием «Алкоголики и Бог». Эта публикация вызвала лавину из восьмисот неотложных запросов в маленькое отделение АА, тем временем открытое

в Нью-Йорке. На каждый запрос был дан подробный ответ, высланы брошюры и книги. Бизнесменов, членов АА, во время их поездок направляли к таким возможным кандидатам.


 

Предисловие

 

Создавались новые группы, и выяснилось, к всеобщему удивлению, что суть идей АА можно передавать и по почте,

 

и в устном пересказе. К концу 1939 года насчитывалось восемьсот алкоголиков, вставших на путь выздоровления.

 

Весной 1940 года Джон Д. Рокфеллер младший дал зва-ный обед в честь своих многочисленных друзей, на котором приглашенные по его просьбе члены АА рассказали свои истории. Сообщения об этом попали в сводки новостей меж-дународных агентств; вновь хлынул поток запросов, и мно-гие люди отправились в книжные магазины, чтобы купить книгу «Анонимные Алкоголики». К марту 1941 года чис-ленность АА подскочила до 2000 членов. Затем Джек Алек-сандер написал специальную статью для газеты «Сатердей Ивнинг Пост», в которой представил АА читателям в столь заманчивом свете, что нуждающиеся в помощи алкоголики буквально засыпали нас просьбами. Процесс бурного разви-тия шел полным ходом. Сообщество АА приобрело общена-циональный статус.

 

Наше Сообщество в ту пору вступало в волнующий и опасный период отрочества. Предстояло пройти и такое испытание - смогут ли эти многочисленные и некогда беза-лаберные алкоголики успешно проводить встречи и рабо-тать вместе. Не начнутся ли ссоры из-за вопросов член-ства, лидерства и денег? Не начнется ли борьба за власть

 

и престиж? Не возникнут ли разные толки, которые раско-лют АА? Вскоре именно эти проблемы навалились со всех сторон и появились во всех группах АА. Но следствием этого пугающего и вначале грозившего развалом периода времени явилось убеждение, что либо члены АА должны держаться вместе, либо они погибнут врозь. Мы должны были укрепить единство нашего Сообщества или просто исчезнуть.

 

Точно так же, как мы открыли принципы, по которым мог жить отдельный алкоголик, мы должны были выработать прин-ципы, согласуясь с которыми могли выжить и эффективно

 


 

XVI XVII


 

 

действовать как группы АА, так и АА в целом. Мы пришли

 

к мысли, что ни один алкоголик, мужчина или женщина, не может быть исключен из нашего Сообщества; что наши лидеры могут служить, но не править; что каждая группа должна опираться исключительно на свои силы, и что в рамках АА не должно быть какой-либо группы людей, сде-лавших своей профессией излечение от алкоголизма. Не должно быть никаких вступительных и членских взносов; наши расходы должны покрываться из наших доброволь-ных пожертвований. Вся система управления, даже в наших центрах помощи, должна включать в себя только то, без чего нельзя обойтись. Наши взаимоотношения с общест-венностью основываются на привлекательности наших идей, а не на пропаганде. Было решено, что мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино. И ни при каких обстоятельствах мы не должны поддерживать что-либо, объединяться с кем-либо или вступать в какие-либо общественные дискуссии.

 

Такова была суть Двенадцати Традиций АА, которые пол-ностью приведены в этой книге на стр.173. Несмотря на то, что ни один из этих принципов не обладает силой закона или правила, к 1950 году они признавались столь широко, что их одобрила наша первая Международная конференция, состоявшаяся в Кливленде. Сегодня удивительное единство

 

АА является одним из величайших богатств нашего Сооб-щества.

 

В то время, как внутренние трудности нашего отроческого периода постепенно сглаживались, общественное призна-ние АА росло не по дням, а по часам. Тому были две основ-ные причины: многочисленные выздоровления и восстанов-ленные семьи. Это повсеместно производило впечатление. Из общего числа алкоголиков, пришедших в АА и дейс-твительно приложивших усердие, 50% сразу же бросили пить навсегда, 25% встали на путь трезвости после несколь-ких срывов, а в состоянии остальных, оставшихся в АА,


 

Предисловие

 

было отмечено улучшение. Тысячи других приходили на неко-торые встре-чи АА и вначале принимали решение, что они не хотят придерживаться этой программы. Но многие из них - примерно две трети - со временем возвращались.

 

Еще одной причиной широкого признания АА была помощь друзей: друзей среди медиков, священнослужителей, журна-листов и многих, многих других, ставших нашими умелыми

 

и стойкими сторонниками. Без такой поддержки АА было бы трудно продвигаться вперед. Некоторые из рекомендаций, данных первыми друзьями АА, из числа медиков и священ-нослужителей, можно найти далее в этой книге.

 

Сообщество Анонимных Алкоголиков не является рели-гиозной организацией. АА не придерживается также какой-либо определенной медицинской точки зрения, хотя мы широко сотрудничаем с представителями как медицины, так

 

и религии.

 

Поскольку алкоголь безразличен к статусу личности, среди

 

нас равномерно представлены все социальные группы и в дале-ких странах идет такой же демократический уравнительный процесс. По религиозной принадлежности среди нас есть като-лики, протестанты, евреи, приверженцы индуизма и немного мусульман и буддистов. Более 15% из нас - женщины.

 

В настоящее время численность АА увеличивается при-мерно на семь процентов в год. Если говорить в целом о проблеме нескольких миллионов действительных и потен-циальных алкоголиков, имеющихся в мире, то наши усилия

 

- не что иное, как капля в море. По всей вероятности, все, что мы сможем, - это лишь частично охватить проблему алкоголизма во всех ее проявлениях. Что касается терапии, которой алкоголик хочет воспользоваться, то мы, конечно же, не обладаем монополией в этой области. И все же мы очень надеемся, что все те, кто пока еще не нашел ответа, могут начать поиски на страницах этой книги и вскоре при-соединятся к нам на широком пути к новой свободе.

 


 

XVIII XIX


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ

 

ИЗДАНИЮ

 

К марту 1976 года, когда все необходимое для этого изда-ния отправлялось в типографию, общее число членов Сооб-щества Анонимных Алкоголиков, по осторожным оценкам, превысило 1 000 000 человек, объединенных в почти что 28 000 групп, собирающихся в более чем 90 странах мира 1*.

 

Статистический обзор групп в Соединенных Штатах и Канаде говорит о том, что АА не только растет количест-венно, но и охватывает все более разнообразные категории людей. Женщины составляют теперь более одной четверти Сообщества; среди недавно вступивших их уже около одной трети. Семь процентов опрошенных - моложе 30 лет, среди них много не достигших двадцатилетнего возраста 2*.

 

Основные принципы программы АА, по-видимому, пригодны для людей с различным образом жизни, пос-кольку программа принесла выздоровление людям многих национальностей. Двенадцать шагов, которые представляют собой программу в сокращенном виде, могут быть названы

 

Los Doce Pasos в одной стране, Les Douze Etapes в другой,

 

но они ведут по тому пути к исцелению, который проложили первые члены Сообщества Анонимных Алкоголиков.

Несмотря на численный рост Сообщества и расширение размаха операций, в своей сути оно остается простым и ори-ентированным на работу с каждым отдельным человеком. Каждый день где-нибудь на земле начинается чье-то выздо-ровление, когда один алкоголик ведет разговор с другим алко-голиком, делясь опытом, силой, надеждой.

 
 

 


1 В 1985 году в 114 странах насчитывалось более 58 500 групп.

 

2 В 1985 году женщины составляли одну треть всех членов АА; люди до тридцати лет - около одной пятой.


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЁРТОМУ

 

ИЗДАНИЮ

 

Это четвёртое издание книги «Анонимные Алкоголики» вышло в ноябре 2001 года, в начале нового тысячелетия. С того времени как в 1976 году было опубликовано третье изда-ние книги, количество членов АА по всему миру практически удвоилось и достигло более двух миллионов человек прибли-зительно в 100800 группах почти в 150 странах.

 

Литература играет главную роль в росте численности АА, и поразительным явлением последней четверти века стал просто взрыв переводов нашей основной литературы на многие языки

 

и диалекты. В одной стране за другой, где было посеяно и пус-тило корни зерно АА, рост сначала происходил медленно, но когда литература стала доступна, начал развиваться стреми-тельными темпами. В настоящее время книга «Анонимные Алкоголики» переведена на шестьдесят три языка.

 

По мере того как идеи выздоровления достигают большего числа людей, они, ко всему прочему, касаются гораздо боль-шего разнообразия жизней страдающих алкоголиков. Когда в 1939 году была написана фраза «В обычных условиях мы бы не общались» (стр. 16 этой книги), она относилась к сообществу, состоявшему в большей степени из мужчин (и немногих женщин), находившихся в весьма схожих социаль-ных, этнических и экономических условиях. Как и большая часть нашего основного текста, эти слова доказали, что явля-ются даже более дальновидными, чем могли мечтать члены

 

– основатели АА. Истории, добавленные в это издание, пред-ставляют членов АА, чьи особенности – возраст, пол, раса и культура – расширились и углубились до такой степени, что охватывают практически любого, кому первые 100 членов АА могли только надеяться протянуть руку помощи.

 


 

 

XX XXI


В то время как наша литература сохраняет чистоту идей АА, стремительные изменения в обществе в целом находят своё отражение в новых обычаях и практиках внутри сообщества.

 

К примеру, пользуясь преимуществами технологического прогресса, члены АА, имеющие компьютеры, могут прини-мать участие в собраниях он-лайн, делясь опытом и обща-ясь с собратьями-алкоголиками по всей стране и по всему миру. На любом собрании, повсюду Анонимные Алкоголики делятся опытом, силами и надеждой друг с другом для того, чтобы оставаться трезвыми и помогать другим алкоголикам. Модем к модему, лицом к лицу, Анонимные Алкоголики гово-рят на языке сердца со всей его мощью и простотой.


 

 

МНЕНИЕ ДОКТОРА

 

 

Мы, члены Сообщества Анонимных Алкоголиков, пола-гаем, что читателю будет интересно познакомиться с меди-цинской оценкой плана выздоровления, описанного в этой книге. Убедительное свидетельство, несомненно, должно исходить от медиков, которые имели дело со страданиями людей, ставших нашими членами, и были свидетелями их выздоровления. Доктор, пользующийся широкой извест-ностью, главный врач известной всей стране больницы, спе-циализирующейся на лечении от алкоголизма и наркомании, дал АА следующий документ:

 

Всем заинтересованным лицам:

 

Я специализируюсь на лечении от алкоголизма в тече-ние многих лет.

 

В конце 1934 года я лечил пациента, который, будучи довольно преуспевающим бизнесменом, вместе с тем был алкоголиком того типа, который я рассматривал как безнадежный.

 

Во время прохождения в третий раз курса лечения,

 

у него появились некоторые идеи относительно воз-можных методов, ведущих к выздоровлению. Выпол-няя одну из частей своей программы, он начал излагать свои взгляды другим алкоголикам, внушая им, что то же самое должны делать и они, то есть говорить с дру-гими. Это стало основой быстро растущего сообщества этих людей и членов их семей. По-видимому, этот чело-век и более сотни других вылечились.

 

Мне лично известно много случаев, когда все осталь-ные методы совершенно не приносили результатов.

 


 

 

XXII XXIII


Анонимные Алкоголики

 

Эти факты, по-видимому, имеют исключительное медицинское значение; в связи с необычными возмож-ностями роста, присущими этой группе, они могут означать открытие новой эпохи в истории алкоголизма. Эти люди, вполне возможно, обладают средством, спо-собным действовать в тысячах подобных ситуаций.

 

Вы можете с полным доверием относиться ко всему тому, что они о себе рассказывают.

 

Искренне ваш,

 

Уильям Д. Силкуорт, доктор медицинских наук

 

Врач, который по нашей просьбе дал нам это письмо, был настолько добр, что изложил свои взгляды более подробно в другом заявлении, приведенном ниже. В этом заявлении он подтверждает то, во что мы, пережившие пытку алкоголиз-мом, должны верить - что тело алкоголика находится в столь же ненормальном состоянии, как и его психика. Нас не удов-летворило объяснение, что мы не могли контролировать пот-ребление спиртного только лишь потому, что мы были плохо приспособлены к жизни, что мы спасались от реальности или были явно психически ущербны. Все это в определенной степени было справедливо, а по отношению к некоторым из нас, фактически, не в столь уж малой степени. Но мы уве-рены, что мы были больны и телом тоже. По нашему убежде-нию, любое объяснение, упускающее из виду этот физичес-кий фактор, оказывается неполным.

 

Теория этого доктора, заключающаяся в том, что мы стра-даем аллергией на алкоголь, представляет для нас интерес. Поскольку мы не специалисты, то значение нашей точки зре-ния невелико. Но как бывшие пьяницы, для которых алкоголь представлял проблему, мы можем сказать, что это объясне-ние отвечает здравому смыслу. Оно проясняет многое, оста-вавшееся непонятным при другом подходе.


 

Мнение доктора

 

Хотя мы разрабатываем такое решение проблемы, кото-рое опирается как на духовную, так и на альтруистичес-кую основу, мы все же выступаем за госпитализацию алко-голика, если он находится в состоянии невменяемости или его мучает сильный «колотун». Чаще всего абсолютно необ-ходимо вернуть человеку способность ясно мыслить прежде, чем разговаривать с ним, поскольку в этом случае больше шансов, что он поймет и примет то, что мы ему предлагаем.

 

Вот что пишет доктор:

 

То, о чем говорится в этой книге, имеет, на мой взгляд, огромное значение для тех, кто страдает от пристрастия

 

к алкоголю.

 

Я говорю об этом на основании многолетнего опыта работы в качестве главного врача одной из старейших клиник страны, где лечат от алкоголизма и наркомании.

 

Поэтому я испытал чувство подлинного удовлетво-рения, когда меня попросили написать несколько слов, посвященных теме, которая столь мастерски, со знанием деталей, освещена на этих страницах.

 

Мы, медики, давно понимали, что алкоголики очень нуждаются в какой-либо разновидности моральной психологии, но трудности ее практического примене-ния представлялись нам непреодолимыми. Несмотря на наши ультрасовременные стандарты, на наш науч-ный подход ко всему, мы, возможно, не вполне готовы

 

к применению тех сил добра, которые выходят за рамки нашего синтетического знания.

 

Много лет назад один из авторов этой книги лечился в нашей клинике, и во время пребывания здесь у него появились некоторые идеи, которые он сразу же стал применять на практике.

 

Позднее он обратился с просьбой, чтобы ему позволи-ли рассказать свою историю другим нашим пациентам,

 


 

 

XXIV XXV


Анонимные Алкоголики

 

и, испытывая некоторые опасения, мы все же согла-сились. Случаи, за которыми мы проследили, были в высшей степени интересными, а на самом деле мно-гие из них были просто поразительными. Беско-рыстие этих людей, открывшееся нам по мере того, как мы с ними знакомились, полное отсутствие стрем-ления к какой-либо выгоде, их коллективизм - все это воистину воодушевляет тех, кто уже долгое время упорно работает с алкоголиками. Эти люди верят в себя, но еще больше они верят в Силу, которая удержи-вает хронических алкоголиков у той самой грани, отде-ляющей жизнь от смерти.

 

Разумеется, алкоголика надо освободить от физичес-кой тяги к алкоголю, и это часто требует определенного медицинского вмешательства, прежде чем психологи-ческие методы дадут максимальный эффект.

 

Мы полагаем, и несколько лет тому назад утверждали то же самое, что действие алкоголя на этих хронических алкоголиков - есть проявление аллергии; что этот фено-мен необузданной тяги к алкоголю проявляется только среди определенной группы людей и никогда не наблю-дается у кого-либо, кто умеренно потребляет алкоголь. Люди, подверженные аллергии, никогда и ни в какой форме не могут без вреда для себя потреблять алкоголь. Выработав однажды у себя привычку, они уже не могут от нее избавиться; потеряв однажды уверенность в своих силах, утратив опору в материальном мире, они громоз-дят свои проблемы одна на другую, и им становится уди-вительно трудно их решать.

 

Пустопорожние эмоциональные призывы редко на них действуют. Обращение, которое может заинтере-совать алкоголика и задержать его внимание, должно обладать глубиной и силой. Почти во всех случаях их идеалы должны опираться на силу, более могуществен-ную, чем они сами, если они задались целью реконст-руировать свои жизни.


 

Мнение доктора

 

Если кому-нибудь покажется, что для психиатров, возглавляющих клинику, мы немного сентиментальны, пусть эти люди побудут немного с нами в самом пекле, посмотрят на трагедии, на отчаявшихся жен, на малень-ких детей; пусть разрешение этих проблем станет час-тью их повседневной жизни и не даст им покоя даже во сне, и тогда даже самый прожженный циник



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: