Билл У., один из основателей АА, 5 глава




 

Прежде, чем решиться на что-то серьезное, что может ска-заться на других, мы должны заручиться их согласием. Если же мы получили их согласие, посоветовались с друзьями, попросили помощи у Бога, то не следует опасаться предстоя-щего решительного шага.

 


 

76 77


Анонимные Алкоголики

 

Я вспоминаю историю одного из своих друзей. В те вре-мена, когда он пил, он согласился принять определенную сумму денег от конкурента, которого он ненавидел. Рас-писку он ему не дал. Впоследствии он отрицал, что брал эти деньги, и использовал инцидент для того, чтобы дискредити-ровать этого человека. Он воспользовался своим же дурным поступком, чтобы подорвать репутацию своего конкурента. Тот разорился.

Ему казалось, что он причинил своему конкуренту непоп-равимое зло. Если бы он раскрыл это старое дело, могла бы пострадать репутация его партнера, пострадала бы репута-ция семьи, и он лишился бы средств к существованию. Какое право имел он подвергать опасности всех зависевших от него людей? Как мог он публично заявить о своей вине, чтобы оправдать своего конкурента?

 

Посоветовавшись с женой и партнером, он пришел к выводу, что лучше пойти на риск, чем предстать перед Твор-цом, будучи виновным в чудовищной клевете. Он понял, что должен положиться на Бога в этом вопросе, иначе снова потя-нет к выпивке, и тогда все будет потеряно. Он пошел в цер-ковь впервые за много лет. После службы он встал и объяснил всем прихожанам свою ситуацию. Его поступок был одоб-рен всеми, и сегодня он один из самых почитаемых граждан своего города. Все это случилось много лет назад.

 

У всех нас есть свои домашние проблемы. Возможно, у нас сложные отношения с женщинами, которые бы мы не хотели афишировать. Мы сомневаемся, что в этом вопросе алко-голики фундаментально отличаются от других людей. Но алкоголь действительно осложняет сексуальные отношения. После нескольких лет жизни с мужем-алкоголиком женщина становится усталой, раздраженной, замкнутой. Могло ли быть иначе? Муж чувствует себя одиноко, испытывает жалость к себе. Он начинает озираться по сторонам в ночных барах и тому подобных заведениях совсем не в поисках алкоголя.


 

За работу!

 

Возможно, у него тайный бурный роман с «девушкой, кото-рая его понимает». Может быть, она в самом деле понимает его, но как ему быть в такой ситуации? Временами такой человек чувствует раскаяние, особенно если он женат на вер-ной и стойкой женщине, которая буквально прошла через все горнила ада из-за него.

 

Какой бы ни была ситуация, обычно все равно мы должны что-то делать. Если вы уверены, что жена ничего не знает, нужно ли сказать ей? Нам кажется, что не всегда. Если она знает, что мы изменили ей, нужно ли рассказывать ей подробности? Разу-меется, следует признать вину. Возможно, она будет настаи-вать, чтобы мы выложили все подробности. Она захочет знать, кто эта женщина и где она живет. Мы считаем, что нужно ска-зать жене, что мы не имеем права вовлекать в нашу ситуацию другого человека. Мы сожалеем о том, что было, и надеемся, что это больше не повторится. Большего мы сделать не можем. Конечно, могут быть и другие решения этой проблемы, мы не предлагаем никаких строгих правил, однако же, мы убедились, что упомянутая линия поведения - самая правильная.

 

Описанный нами образ жизни не является улицей с одно-сторонним движением. Он подходит обоим супругам. Если мы в состоянии забыть прошлое, то и жена способна на это. Лучше все же не повторять без крайней необходимости имя той женщины, если оно вызывает приступы ревности.

 

Могут быть случаи, в которых требуется полная откровен-ность. Посторонние не могут оценить такую сугубо интим-ную ситуацию. Иногда обе стороны решают, что любовь, доброта и здравый смысл диктуют только один путь решения таких проблем - забыть и простить. Каждая из сторон должна молиться, чтобы это стало возможным, думая при этом лишь

 

о счастье другой стороны. Помните, однако, что мы имеем дело с одним из самых страшных человеческих чувств - рев-ностью. Может быть, лучше вести наступление на эту проб-лему с фланга, чтобы избежать прямого столкновения.

 


 

78 79


Анонимные Алкоголики

 

Если у нас нет таких сложностей, то всегда найдутся другие домашние проблемы. Иногда мы слышим, как алкоголик заяв-ляет, что все, что ему нужно, - это быть трезвым. Конечно, надо быть трезвым, чтобы был дом и семья. Но одного этого недос-таточно для жены или родителей, с которыми он в течение многих лет обращался так безобразно. Терпеливость матерей

 

и жен, которые имеют дело с алкоголиками, поистине неверо-ятна. Если бы ее не было, у многих из нас не было бы сегодня дома. Возможно, нас уже не было бы в живых.

 

Алкоголик бурей проносится через жизни других людей, разбивая сердца, умерщвляя привязанности, вытравливая чувства. Эгоизм и отсутствие привычки принимать во вни-мание чувства и интересы окружающих создавали хаос в доме. Мы считаем, что те, кто думают, что достаточно быть трезвыми, чтобы в жизни все наладилось, ошибаются. Такой человек напоминает фермера, который вылез из погреба, где он прятался от урагана, и, увидев свой дом разрушенным, говорит жене: «Ничего страшного, голуба, главное, что ветер прекратился». Нас ждет длительный период восстановления, в котором мы должны быть зачинателями. Покаянные речи и невразумительные извинения не оплатят всех счетов. Надо откровенно, вместе с семьей, проанализировать прошлое, как оно видится нам теперь, не пытаясь при этом критико-вать других. Пусть их недостатки будут вопиющими, но ведь в этом есть и наша вина. Итак, мы вместе с близкими пере-страиваем наш дом и ежедневно просим Творца даровать нам умение прощать, научить нас терпению, доброте и любви.

 

Духовная жизнь - это не теория. Нужно жить духовной жизнью. Если ваша семья не выражает желания жить духов-ной жизнью, не нужно ей это навязывать, не нужно вести бесконечные разговоры о духовных проблемах. Со временем отношение ваших близких к этому изменится. Ваше поведе-ние убедит их больше, чем любые слова. Нужно помнить, что 10-20 лет пьянства сделают скептика из кого угодно.


 

За работу!

 

Могут быть и проступки, которые нам никогда не удастся исправить. Они не должны беспокоить нас, если мы честно признаемся в том, что загладили бы свою вину, если бы нам представился для этого случай. Есть люди, с которыми мы не можем встретиться, им мы должны послать откровенные письма. В некоторых случаях не следует действовать опро-метчиво, но не нужно откладывать эти дела, если они зави-сят только от нас. Нужно вести себя разумно, тактично, сми-ренно, учитывая интересы других людей, но, при этом, не расшаркиваясь и не раболепствуя перед ними. Бог помогает нам прочно стоять на ногах, мы не должны ни перед кем пол-зать и унижаться.

 

Если эта фаза нашего развития болезненна для нас, мы будем удивлены, когда половина пути окажется позади. Мы познаем новую свободу и новое счастье. Мы не будем сожалеть о нашем прошлом и вместе с тем не захотим пол-ностью забывать о нем. Мы узнаем, что такое чистота, ясность, покой. Как бы низко мы ни пали в прошлом, мы поймем, что наш опыт может быть полезен другим. Исчез-нут ощущения ненужности и жалости к себе. Мы потеряем интерес к вещам, которые подогревают наше самолюбие,

 

и в нас усилится интерес к другим людям. Мы освобо-димся от эгоизма. Изменится наше мировоззрение, исчез-нут страх перед людьми и неуверенность в экономическом благополучии. Мы интуитивно будем знать, как вести себя

 

в ситуациях, которые раньше нас озадачивали. Мы поймем, что Бог делает для нас то, что мы не смогли сами сделать для себя.

 

Не слишком ли это звучит многообещающе? Нет. Все это произошло со многими из нас, с одними раньше, с другими позже. Все это становится явью, если приложить усилия.

 

Так мы подходим к Десятому шагу, согласно которому мы должны продолжать проверку нашей жизни с нравствен-ных позиций и исправлять те новые ошибки, которые мы

 


 

 

80 81


Анонимные Алкоголики

 

делаем на своем пути. Мы стали жить по-новому, когда мы разобрались с прегрешениями нашего прошлого. Мы вошли

 

в мир Духа. Наша следующая задача - развивать понимание и повышать действенность наших усилий. Это не приходит за один день. Это задача на всю оставш уюся жизнь. Про-должайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты, как себялюбие, нечестность, злоба и страх. Если они появятся, надо просить Бога избавить нас от них. Надо немед-ленно обсудить это с кем-нибудь и попытаться избавиться от этих качеств без промедления. Если мы обидели кого-то, надо немедленно принести свои извинения и помириться. Любовь

 

к другим и терпимость определяют наш кодекс.

 

И еще - мы перестали бороться с чем-либо или с кем-либо, даже с алкоголем. Ибо к этому времени к нам уже вер-нулось здравомыслие. Алкоголь редко будет интересовать нас. Если возникнет искушение, мы отшатнемся от него, как от огня. Мы будем подходить к жизни с разумных и реалистических позиций. У нас само собой появится новое отношение к алкоголю, которое не потребует от нас специ-альных усилий. Оно просто придет. В этом заключено чудо. Мы больше не боремся и не избегаем соблазнов. Мы ощу-щаем себя как бы вне сферы действия этих проблем и чувс-твуем безопасность и защиту. Мы больше не даем зароки, проблема ушла сама. Она больше не существует для нас. В нас нет самоуверенности, но нет и страха. Таков наш опыт. Таково наше состояние до тех пор, пока мы поддерживаем духовность.

 

Существует опасность, что, забросив всю духовную прог-рамму, мы, так сказать, почием на лаврах. Тогда нас подсте-регает опасность, потому что алкоголь - коварный враг. Мы не излечились от алкоголизма. Просто каждый день нам дается отсрочка приговора при условии нашего духовного роста. Каждый день мы должны вносить в наши действия идею Божьей воли. «Как мне служить тебе? Да исполнится


 

За работу!

 

воля Твоя (не моя)». Примерно с такими мыслями мы должны жить изо дня в день. Только с такими мыслями можно пола-гаться на свою волю. Это и есть ее разумное использование.

 

Немало было сказано о том, что Бог дает нам силу, вдох-новение и цель в жизни, ибо он обладает всеобъемлющим знанием и мощью. Если мы прилежно следуем всем Его ука-заниям, то скоро мы ощущаем, как Его Дух вливается в нас.

 

В какой-то мере мы осознали Бога. Мы стали развивать в себе это жизненно важное шестое чувство. Но мы не должны останавливаться на этом. Мы должны двигаться дальше, то есть совершать поступки.

 

Одиннадцатый шаг предлагает молитву и углубленноеразмышление. Мы не должны стыдиться молитвы. Те, кто лучше нас, постоянно прибегают к ней. Она помогает при усердии и соответствующем отношении к ней. Легко обой-тись туманными формулировками в этом вопросе. Но мы можем предложить кое-что ценное и определенное.

 

Когда мы ложимся спать, мы мысленно оцениваем про-житый день. Не были ли мы в течение дня злобными, эгоис-тичными или бесчестными? Может, мы испытывали страх или должны извиниться перед кем-то? Может, мы кое-что затаили про себя, что следует немедленно обсудить с кем-нибудь? Проявляли ли мы любовь и доброту ко всем окру-жающим? Что мы могли бы сделать лучше? Может, в основ-ном мы думаем только о себе? Или мы думали о том, что мы можем сделать для других, о нашем вкладе в общее течение жизни? Не нужно только поддаваться беспокойс-тву, угрызениям совести или мрачным размышлениям, ибо в этом случае наши возможности приносить пользу другим уменьшаются. Вспомнив события прожитого дня, мы про-сим прощения у Бога и спрашиваем Его, как нам исправить наши ошибки.

 

Проснувшись утром, надо подумать о предстоящих 24 часах жизни. Рассмотрим наши планы. В самом начале дня

 


 

82 83


Анонимные Алкоголики

 

мы просим Бога направить наши помыслы в верное русло, уберечь нас от жалости к себе, бесчестных поступков, корыс-толюбия. В таких условиях мы можем с уверенностью пола-гаться на наши умственные способности - как-никак, а Бог дал их нам, чтобы мы ими пользовались. Наши мысли станут гораздо возвышеннее, когда мы освободим наши рассужде-ния от неверных мотивов.

 

Размышляя о предстоящем дне, мы можем испытывать неуверенность. Может быть, мы не способны решить, какие действия предпринять. Мы должны просить вдохновения у Бога, чтобы у нас появились интуитивные мысли или реше-ния. Мы успокаиваемся и не нервничаем. Мы ни с кем и ни с чем не боремся. Мы с удивлением обнаруживаем, что, при продолжении подобной практики, через некото-рое время правильные ответы приходят сами собой. То, что раньше было наитием или случайным проблеском вдохно-вения, становится рабочей частью ума. Так как вначале мы еще неопытны, поскольку мы совсем недавно установили контакт с Богом, возможно, мы не всегда будем испыты-вать вдохновение. За самонадеянность нам, наверно, при-дется расплатиться. Мы будем совершать нелепые поступки

 

и увлекаться ложными идеями, но со временем наше мыш-ление поднимется на уровень вдохновения, и мы сможем рассчитывать на него.

 

Мы заканчиваем период углубленного размышления молит-вой, чтобы новый день открыл нам, каким должен быть наш следующий шаг, и чтобы нам было дано все то, что необхо-димо для решения наших проблем. В особенности мы про-сим освободить нас от своеволия и при этом помним, что не следует просить что-либо только для себя. Мы можем про-сить что-либо для себя, если это принесет пользу и другим. Мы никогда не молимся о том, чтобы осуществить свои эго-истические цели. Многие из нас потратили массу времени на это, но это никому не помогло. Нетрудно понять почему.


 

За работу!

 

Если это возможно, мы просим наших жен или наших под-руг и друзей присоединиться к нам в нашем утреннем углуб-ленном размышлении. Если мы принадлежим к религии, кото-рая требует определенного утреннего ритуала, мы должны соблюдать его. Если мы не принадлежим ни к какой рели-гии, то мы сами выбираем и заучиваем некоторые молитвы, касающиеся принципов, которые мы обсуждали. Существует масса полезных книг. Рекомендации вы можете получить у священника или раввина. Постарайтесь понять, в чем правы верующие люди. Воспользуйтесь тем, что они предлагают.

 

В течение дня, если появляются сомнения или волнения по какому-то поводу, нужно остановиться на минуту и поп-росить Бога указать правильную мысль или действие. Мы постоянно напоминаем себе, что мы больше не мним себя центром вселенной, смиренно повторяя каждый день: «Да исполнится воля Твоя». От этого уменьшается опасность воз-никновения волнений, страха, злобы, беспокойства, жалости к себе и совершения необдуманных поступков. Мы стано-вимся гораздо более умелыми. Мы не так легко утомляемся, потому что мы не сжигаем бессмысленно энергию, как это было раньше, когда мы строили жизнь таким образом, чтобы она устраивала только нас.

 

Все это, в самом деле, приносит помощь, поверьте нам. Мы, алкоголики, страшно недисциплинированны, поэтому

мы позволяем Богу дисциплинировать нас тем простым спо-собом, который мы описали.

 

Но это еще не все. Все в большей мере требуются дейст-вия. «Вера без действий мертва». Следующая глава пол-

 

ностью посвящена Двенадцатому шагу.

 


 

84 85


 

ГЛАВА 7

 

РАБОТАЯ С ДРУГИМИ

 

Практика показывает, что наиболее стойкий иммунитет против алкоголя дает интенсивная работа с другими алко-голиками. Она помогает там, где все другие средства бес-сильны. Здесь мы подходим к нашему Двенадцатому шагу: несите смысл наших идей другим алкоголикам! Вы сможете помочь там, где никто другой не сможет. Вы можете заво-евать их доверие, в котором они откажут другим. Помните, что они очень больны.

 

Ваша жизнь приобретет новый смысл. Следите за тем, как люди выздоравливают, как они, в свою очередь, начинают помогать другим, как они перестают быть одинокими, как вокруг вас возникает братство. Широкий круг друзей несет

 

с собой ценный опыт, которым не следует пренебрегать. Мы уверены, что вы от него не откажетесь. Частые контакты с новичками и друг с другом станут яркими событиями вашей жизни.

 

Возможно, вы не знаете пьяниц, которые хотели бы бро-сить пить. Таких людей просто найти, побеседовав с несколь-кими врачами или священнослужителями, можно также побывать в больнице. Вам охотно помогут познакомиться с такими людьми. Не нужно сразу вести себя как проповед-ник или реформатор. К сожалению, существует множество предубеждений; если вы затронете их, то это усложнит вашу миссию. Священнослужители и врачи обладают компетент-ностью, которая может быть полезной для вас, но именно ваш алкогольный опыт делает общение с вами чрезвычайно полезным для других алкоголиков. Нужно сотрудничать


 

Работая с другими

 

и ни в коем случае не заниматься критикой. Ведь наша единс-твенная цель - оказать помощь другим.

 

Когда вы находите возможного кандидата в члены Сооб-щества Анонимных Алкоголиков, постарайтесь побольше узнать о нем. Если он не хочет бросить пить, не тратьте время на уговоры. Это может повредить ему в будущем. Это же самое следует посоветовать и семье. Близкие должны быть терпеливыми, должны понять, что они имеют дело с боль-ным человеком.

 

Если же есть признаки, что он хочет бросить пить, пого-ворите с человеком, который более всего заинтересован в его излечении - это обычно жена. Вам нужно знать, как он ведет себя, каковы его проблемы, его прошлое, как далеко он зашел в своем алкоголизме, есть ли у него религиозные наклонности. Эта информация нужна, чтобы попытаться поставить себя на его место, чтобы понять, какой подход оказался бы успешным в вашем случае, если бы вы поменя-лись ролями.

 

Иногда разумно подождать, пока у него не начнется запой. Семья может возражать против этого, но, если состояние его здоровья не вызывает серьезных опасений, полезно пойти на этот риск. Не общайтесь с ним, пока он очень пьян, за исключением ситуаций, когда его поведение слишком буй-ное и семья нуждается в вашей помощи. Подождите конца запоя или, по крайней мере, просвета. Потом пусть кто-либо из его друзей или близких спросит его, не хочет ли он покон-чить с выпивкой, и готов ли он сделать все, что нужно для этого. Если он согласится, можно обратить его внимание на то, что есть один знакомый, который был алкоголиком и бро-сил пить. Нужно, чтобы кто-то рассказал ему о вашей при-надлежности к обществу, члены которого пытаются помочь другим алкоголикам, поскольку это входит в программу их собственного выздоровления. Ему следует сказать, что вы будете рады поговорить с ним, если он захочет этого.

 


 

 

86 87


Анонимные Алкоголики

 

Если он не испытывает такого желания, не пытайтесь навя-зываться. Семья тоже не должна истерически уговаривать его, не следует рассказывать ему о вас слишком много. Нужно подождать конца следующего запоя. Можно оставить ему эту книгу, чтобы в момент просветления он мог ее полистать. Не существует каких-либо общих правил на этот счет. Семья сама должна решить, что лучше. Однако посоветуйте им не быть чересчур хлопотливыми, это может только все испортить.

Обычно не рекомендуется, чтобы семья рассказывала исто-рию вашей жизни. Если это возможно, то вообще не следует знакомиться с человеком при помощи членов его семьи. Лучше знакомиться через врача или при содействии учрежде-ния, где алкоголик проходит лечение. Если этот человек нуж-дается в госпитализации, то следует помочь ему, но насиль-ственное помещение в больницу оправдано лишь в случае буйного поведения. Пусть врач скажет своему пациенту, что существует еще одно средство лечения.

 

Когда вашему подопечному станет лучше, врач может пред-ложить ему встретиться с вами. Хотя вы уже говорили с чле-нами семьи, не нужно их приглашать на первую встречу. Ваш подопечный тогда почувствует, что он может поговорить с вами свободно, не слыша постоянных укоров своих близких. Навестите его, пока он еще не окончательно оправился от последнего запоя. В состоянии подавленности он будет более восприимчив.

 

Если можно, постарайтесь встретиться с подопечным наедине. Сначала побеседуйте на общие темы. Через неко-торое время перейдите на обсуждение алкогольных проблем. Расскажите ему о вашем опыте, симптомах, привычках, чтобы он начал говорить о себе. Если он захочет говорить, выслушайте его. Это поможет вам решить, как вести себя дальше. Если он необщителен, расскажите ему о своей жизни

 

и о том, как вы бросили пить. Не говорите пока, как вам это удалось. Если он в серьезном настроении, расскажите о


 

Работая с другими

 

том вреде, который вам принес алкоголь, но не пытайтесь морализировать или поучать. Если он в хорошем настроении, расскажите о ваших веселых приключениях в то время, когда вы еще выпивали. Сделайте так, чтобы он рассказал о своих похождениях.

 

Когда он увидит, что вы знаете все об алкогольных делах, начните говорить о себе как об алкоголике. Скажите, как вы были озадачены, когда поняли, что вы больны. Расскажите, как вы пытались бороться со своим недугом. Продемонс-трируйте на собственном примере, как рассуждает алкого-лик перед тем, как выпить роковую первую рюмку. Рекомен-дуем вам сделать это так, как описано в главе, посвященной алкоголизму. Если он алкоголик, он сразу же поймет вас. Он будет сопоставлять вашу непоследовательность в суждениях со своей.

 

Если вы убедились, что имеете дело с настоящим алкоголи-ком, побеседуйте с ним о практической неизлечимости забо-левания обычными средствами. Убедите его, основываясь на собственном опыте, что странное состояние ума, при котором алкоголик не может противиться первой рюмке, мешает ему полагаться при излечении на свою силу воли. Не следует на этом этапе ссылаться на эту книгу, разве что он уже видел ее и готов обсудить с вами. Постарайтесь не вешать на него ярлык алкоголика. Он должен сделать выводы сам. Если он придер-живается мнения, что он может контролировать потребление алкоголя, согласитесь с ним. Но скажите ему, что если дело зашло далеко, то рассчитывать только на свои силы нельзя.

 

Продолжайте говорить об алкоголизме как о болезни, как

 

о смертельно опасном недуге. Расскажите ему о физичес-ких и психических проявлениях этого заболевания. Гово-рите в основном о вашем опыте. Объясните, что те, кто не понимают серьезности своего положения, обречены. Врачи, наверное, правы, когда они не хотят объяснять алкоголикам, к чему, в конечном счете, приводит потребление алкоголя,

 


 

88 89


Анонимные Алкоголики

 

если, конечно, такой рассказ не ведет к каким-либо поло-жительным результатам. Но вы можете говорить о безна-дежности положения больных алкоголизмом, потому что вы предлагаете решение проблемы. Скорее всего, ваш знакомый согласится, что у него есть многие, если не все, симптомы алкоголизма. Если его врач считает нужным сказать ему, что он алкоголик, тем лучше для вас. Даже если ваш знакомый не согласится с тем, что он алкоголик, у него появится любо-пытство, связанное с вашим случаем. Подведите его к тому, чтобы он задал вам вопрос, как вам удалось бросить пить. Расскажите ему всю правду, как это произошло. Подчерк-ните духовную сторону вашего исцеления. Если вы имеете дело с агностиком или атеистом, подчеркните, что он не дол-жен соглашаться с вашим пониманием Бога. Он можетсформировать свое представление о Боге, главное, чтобы он был готов поверить в Силу более могущественную, чем он, и жить, руководствуясь духовными принципами.

 

Когда вы беседуете с таким человеком, пользуйтесь быто-вым языком для описания духовных принципов. Не нужно касаться его предубеждений, связанных с определенными теологическими терминами и идеями, в отношении которых

 

у него нет полной ясности. Старайтесь не поднимать этих вопросов, какими бы ни были ваши собственные убеждения.

Если ваш подопечный принадлежит к определенной рели-гии, то его религиозное образование может быть большим, чем ваше. В этом случае он может усомниться в том, что вы можете добавить что-либо новое к тому, что ему извест-но. Но он захочет узнать, почему религиозные убеждения не помогли ему, в то время как помогли вам. Возможно, его случай является одним из тех, когда одной веры недоста-точно. Вера, чтобы быть действенной, должна сочетаться с жертвенностью и бескорыстными поступками, направ-ленными на созидание. Позвольте ему убедиться, что вы не намерены учить его догматам религии. Признайте,


 

Работая с другими

 

что он знает больше об этом, чем вы, но обратите его внима-ние на то, что, как ни глубоки его знания и вера, он, похоже, не смог использовать их в полной мере, иначе он не стал бы пить. Возможно, наш рассказ поможет ему увидеть, где на практике он не сумел осуществить принципы, которые ему так хорошо известны. Мы не представляем какую-либо веру или религию. Мы оперируем принципами, общими для боль-шинства религий.

Расскажите о программе действий, которой вы следовали, объясните, как вы дали оценку своей жизни с нравственных позиций, как вы пересмотрели свое прошлое и почему вы теперь хотите помочь ему. Важно, чтобы он понял, что ваши попытки передать ему все, что вы знаете, играют важную роль

 

в вашем собственном излечении. Фактически, он может помочь вам больше, чем вы ему. Объясните ему, что он вам ничем не обязан, что вы просто надеетесь, что он поможет другим, когда решит собственные проблемы. Напомните ему, что важнее заботиться о благе других, чем о своем собственном. Дайте ему понять, что вы не хотите принуждать его к чему-либо, что он может не встречаться с вами, если не захочет. Вы не обидитесь, если он не захочет иметь дело с вами, так как он уже помог вам больше, чем вы ему. Если ваши высказывания были здравыми, спокойными и проникнутыми пониманием, то, возможно, вам удастся приобрести друга. Может быть, его обеспокоило то, что вы говорили об алкоголизме. Хорошо, если это так. Чем отчаяннее он чувствует себя в этот момент, тем лучше, ибо это может заставить его следовать вашим советам.

 

Ваш кандидат может обосновать, почему ему не нужно следовать всем пунктам программы. Ему может показаться неприятной мысль о решительной переоценке своей жизни с нравственных позиций, в частности, необходимость обсуж-дать все это с кем-либо. Не пытайтесь опровергать его взгляды. Расскажите только, что вы когда-то чувствовали то же самое, но что вы сомневаетесь, что сумели бы добиться прогресса,

 


 

 

90 91


Анонимные Алкоголики

 

если бы практически не выполнили этот пункт программы. Во время первого визита расскажите ему о Братстве Аноним-ных Алкоголиков. Если у него появится интерес, дайте ему экземпляр этой книги.

 

Если ваш новый друг не хочет говорить о себе, не при-нуждайте его к этому. Он должен обдумать все, о чем вы беседовали. Если ваша беседа продлится, пусть он гово-рит о том, что его интересует больше всего. Иногда чело-век говорит, что он готов немедленно взяться за дело, и у вас может возникнуть желание поддержать его. Такая пос-пешность часто вредит делу. Если у него позднее возникнут проблемы, он будет считать, что виноваты в этом вы, так как вы вынудили его принять решение. В общении с алкого-ликами лучше всего не проявлять чрезмерного рвения и не выказывать стремления переделать их. Никогда не пытай-тесь снисходить к алкоголикам с моральных и духовных высот. Просто расскажите ему о духовных средствах исце-ления и о том, как они помогли вам. Предложите ему вашу помощь и дружбу. Скажите ему, что если он хочет бросить пить, вы сделаете все, чтобы помочь ему.

 

Если его не интересует ваше предложение, если он хочет, чтобы вы были просто его банкиром или нянчились с ним во время его запоев, оставьте его на время, пока его настрой не переменится. Возможно, это произойдет некоторое время спустя, когда его состояние ухудшится.

 

Если он искренне заинтересовался и хочет снова увидеться

 

с вами, попросите его почитать эту книгу перед вашей новой встречей. Это поможет ему принять решение. Не нужно ока-зывать на него давление, оно нежелательно, от кого бы оно ни исходило: от вас, от его друзей, от жены. Если ему суж-дено обрести Бога, желание должно родиться в нем самом.

 

Если ему кажется, что он может добиться результатов каким-либо другим путем или предпочитает иной способ духов-ного исцеления, пусть он следует голосу своего сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: