Текст опросника (форма А)




Практическое занятие Проведение теста-опросника А. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения (модификация М.Ш. Магомед-Эминова).

Цель — диагностика мотивации достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана.

 

Оснащение: текст опросника (форма А, Б), лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.

Краткая характеристика методики

Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху МS иизбегания неудачи МAF в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости — независимости в межличностных отношениях и др.

При конструировании теста был использован метод факторного анализа. Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу МSМАF, так как пункты построены на основе сравнитель­ных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли MS над МАF или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (MS > МАF), а низкие показатели — на тенденцию избегания (MS < МАF).

ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

 

Возможности методики

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения.

 

Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в резу­льтатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, кома у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рас­сказать после обработки экспериментальных данных о резу­льтатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

 

Инструктирование испытуемых

Перед началом обследования испытуемым дается примерно такая инструкция: «Вам предлагается тест, который состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуа­ций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 — полностью согласен;

+2 —согласен;

+1 — скорее согласен, чем не согласен;

О — нейтрален;

-1 — скорее не согласен, чем согласен;

-2 — несогласен;

-3 — полностью не согласен.

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего со­гласия (или несогласия). При этом на листе ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1,0, —1,-2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте временина его обдумывание».

 

Порядок выполнения работы

Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией: «Тест состоит изряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым изутверждений, исполь­зуйте следующую шкалу:

+ 3 — полностью согласен;

+2 — согласен;

+ 1 — скорее согласен, чем не согласен;

О — нейтрален;

— 1 — скорее не согласен, чем согласен;

—2 — не согласен;

—3 — полностью не согласен.

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на листе ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0,-1,-2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание».

Затем педагог напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

 

Текст опросника (форма А)

1. Я больше думаю о получениихорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.

7.Я трачу больше времени на чтение специальной литера­туры, чем художественной.

8.Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но нетрудному.

9.Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которыетребуют мас­терства и известны немногим.

10.Для меня очень важно делать свою работу как можно луч­ше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­рищами.

11.Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12.Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

13.В свободное от работы время я овладею техникой какой-нибудь игры скорее дляразвития своих умений, чем для отдыха и развлечений.

14.Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем де­лать его, как мне советуют другие.

15.Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 долларов и может остаться в таком размеренеопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплатаравна 80 долла­рам и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет, я буду получать более 180 долларов.

16.Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.

17. Я предпочитаю работать не щадясил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.

19.Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухуд­шится, но и существенно не улучшится.

20.После успешного ответа на экзамене я скорее с облегче­нием вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

21.Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22.При выполнении контрольного задания я больше беспо­коюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

23.Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24.После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25.Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем ак­тивное участие.

26.Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27.Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28.Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем заданиезнакомое, в успехе которогоя уверен.

29.Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую- то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31.Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32.Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: