МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по курсу "Межкультурная коммуникация"
Для студентов всех специальностей дневной формы обучения
(2 курс)
Макеевка – 2016
Новикова Ю. Н., Назар Р. Н., Атанова Г. Ю. Методические рекомендации по курсу "Межкультурная коммуникация" для студентов всех специальностей дневной формы обучения (2 курс) / Ю. Н. Новикова, Р. Н. Назар, Г. Ю. Атанова. – Макеевка: ДонНАСА, 2016. – 28 с.
В учебно-методических рекомендациях представлена система оценивания знаний студентов, тематика курса. Приведён список рекомендованной литературы и информационных ресурсов.
В приложениях даны: 1) требования к подготовке и образец оформления творческой работы с презентацией; 2) тематика фильмов и структура отзыва.
Разработка утверждена на заседании секции языковой подготовки и межкультурной коммуникации кафедры "Прикладная лингвистика и этнология".
Протокол №6 от 28.01.2016 г.
Донбасская национальная академия
строительства и архитектуры, 2016
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСУ «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Дисциплина «Межкультурная коммуникация» предназначена для бакалавров негуманитарных специальностей. Курс представляет собой систему теоретических сведений и практических заданий по актуальным вопросам материальной и духовной культуры этносов многонационального Донбасса и предусматривает работу студентов на базе учебно-методических центров «Донбасс многонациональный» и «Светлица».
Цели курса: 1) формирование знаний студентов по русской (украинской) культуре на фоне мировой: этноспецифика языковой коммуникации, материальное и духовное наследие русского (украинского) народа, региональная типология культур; 2) развитие исследовательских навыков студентов; 3) воспитание патриотизма, любви к родному краю, его культуре и традициям.
|
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Студент имеет возможность автоматически получить зачёт по накопительной системе оценивания до 100 баллов:
1. Систематическое посещение лекционных и практических занятий (без пропусков): 9 лекций + 9 практических = 18 баллов.
2. Ведение конспектов по теоретической и практической части: 5+5=10 баллов.
3. Устные и письменные ответы на практических занятиях: 8 занятий по 2 балла = 16 баллов.
4. Выполнение творческих заданий:
1) творческая работа с презентацией (научная работа), см. Приложение 1 – 10 баллов;
2) отзыв о фильме, см. Приложение 2 – 4 балла;
3) отзыв об учебно-методических центрах секции «Светлица» и «Донбасс многонациональный» (устно), см. Приложение 3 – 3 балла + 3 балла = 6 баллов;
4) тестирование – 36 баллов.
КУРС ПРЕДУСМАТРИВАЕТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ (ответы на практических занятиях по материалам лекций).
ЧТОБЫПОЛУЧИТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ, ВСЕ РАБОТЫНЕОБХОДИМО СДАВАТЬ ВОВРЕМЯ. ПОСЛЕ СРОКОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, РАБОТЫНЕ ПРИНИМАЮТСЯ!!!
Альтернативной формой оценивания знаний студентов по дисциплине является традиционный зачёт.
ТЕМАТИКА КУРСА
МОДУЛЬ 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
ТЕМА 1. Мировоззренческие представления славян
1. Понятия "народоведение", "культура", "этническая культура", "материальная и духовная культура".
2. Славянская мифология.
3. Христианские праздники.
|
ТЕМА 2. Языковые и литературные традиции
1. Зарождение славянской письменности.
2. Этнолингвистика. Фольклор. Фразеология, народная афористика.
3. Происхождение современных фамилий.Топонимы и гидронимы.
ТЕМА 3. Нормы семейной и общественной жизни
1. Этнопедагогика. Традиции семейного воспитания.
2. Семейные и календарные обряды.
3. Этические и правовые нормы поведения в обществе. Роль общины, общественного мнения в жизни людей.
МОДУЛЬ 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЛАВЯНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ТЕМА 4. Строительство и архитектура
1. Деревянное строительство.
2. Каменное зодчество.
3. Традиции иконописи.
ТЕМА 5. Традиции в обустройстве дома
1. Интерьер традиционного жилища.
2. Семиотика внутреннего пространства дома.
3. Народная символика.
ТЕМА 6. Народные промыслы и ремёсла
1. Народные промыслы и ремёсла.
2. Декоративно-прикладное искусство.
3. Национальная одежда.
МОДУЛЬ 3. КРАЕВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ТЕМА 7. История и культура родного края
1. История города Донецка.
2. Древние церкви современного города Донецка. Образование в Юзовке.
3. Современные культурные центры и литературно-художественная жизнь Донбасса.
ТЕМА 8. Донбасс многонациональный
1.Культурно-историческое своеобразие многонационального Донбасса.
2. История географических названий Донбасса.
3. Уникальность Донетчины.
ТЕМА 9. Диалог культур
1. Межкультурная коммуникация. Коммуникативный шок и пути его предотвращения.
2. Особенности славянской ментальности.
3. Этикет разных народов.
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Межкультурная коммуникация: конспект лекций / Сост.: Ю. Н. Новикова, Р. Н. Назар. – Донецк: РИО ДонНАСА, 2015. – 135 с.
2. Новикова Ю. М. Історія української культури (Українознавство. Українська етнокультура): навч. посіб. для студентів технічних ВНЗ усіх спеціальностей денної і заочної форм навчання / Ю. М. Новикова. – Донецьк: Світ книги, 2012. – 150 с.
Информационные ресурсы
1. Сайт курса: https://sites.google.com/a/donnasa.ru/mezkulturnaa-kommunikacia/
2. Страница курса в СДО: https://dl.donnasa.ru/course/view.php?id=1047
3. Группа в ВК: https://vk.com/club101697479
4. Фильм "Тихий Дон": https://www.youtube.com/watch?v=DGnJieYw9a4&noredirect=1.
5. На руинах победы: https://www.buzina.org/publications/1402-na-ruinah-pobedi.html
6. В такой войне я участвовать не могу: https://www.buzina.org/publications/1350-v-takoy-voyne.html
7. Тайна "Слова о полку Игореве": https://www.buzina.org/publications/1323-taina-slova-o-polku-igoreve.html
8. Вселенная людей-крыс: https://www.buzina.org/publications/1463-vselennaya-ludey-kris.html
9. Богатыри Давнерусские: https://www.buzina.org/po-sledam-praschurov/511-bogatiri-davnerusskie.html
10. Дело Бабы Яги: https://www.buzina.org/po-sledam-praschurov/495-delo-babi-yagi.html
11. Почему личность Т. Г. Шевченко вызывает противоречия: https://www.buzina.org/videoblog/1554-buzina-vs-paliy.html
12. Родные боги: https://www.youtube.com/watch?v=anLSO31LQ54
13. Солярные символы славян: https://www.youtube.com/watch?v=5zsc2nXiAmI
14. Древнерусская изба: https://ok.ru/video/63311172903047-1
15. Русские обряды: https://ok.ru/video/19151194759
16. Русский народный костюм: https://afield.org.ua/mod3/mod74_1.html
17. Украинский народный костюм: https://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=59
18. Костюмы народов мира: https://www.costumehistory.ru/view_cat.php?cat=13&page=1
19. Донетчина: https://ukrgold.net/donetskaya-oblast
20. История названий Донбасса: https://donbassrus.livejournal.com/1013611.html
Приложение 1
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ (НАУЧНАЯ РАБОТА)
В течение данного курса студент должен подготовить творческую работу на заданную тему (тему определяет преподаватель), проиллюстрировав её презентацией. Объём основной части текста – 2–3 печатные страницы формата А-4, шрифт 14, одинарный интервал, все поля по 2 см. Максимальное время выступления с докладом по работе – до 10 минут. Презентация – до 15 слайдов.
Творческая работа должна иметь сжатую форму изложения с использованием таблиц, списков или любых других наглядных материалов. Её содержание должно расширить и углубить сведения, изложенные в лекции. При подготовке необходимо ознакомиться с несколькими источниками (основными учебными пособиями, академическими грамматиками, специальной литературой по конкретной теме), представить (там, где это возможно) несколько точек зрения или вариантов решения вопроса; таким образом, творческая работа будет иметь исследовательский характер: сравнение точек зрения, обобщение материала и т.п.
Работа должна иметь чёткую структуру (образец оформления см. ниже): титульная страница, план, введение, основная часть, выводы, список литературы (список литературы нужно оформить в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию, см. конспект лекций).
ТЕМЫТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
1. Появление христианства на Руси.
2. Верования, свойства характера, образ жизни славян.
3. Познание мира славянами. Развитие языка. Создание словесности.
4. Формы устной словесности (сказки, загадки, пословицы, былины).
5. «Слово о полку Игореве» как этнокультурный памятник.
6. «Повесть временных лет» – исторический памятник.
7. Устное народное творчество: пословицы, поговорки.
8. История народной сказки.
9. Календарные обряды и обрядовый фольклор.
10. Зимние православные праздники.
11. Весенние православные праздники.
12. Летние и осенние православные праздники.
13. Рождение младенца: народные обычаи и традиции.
14. Крещение младенца, крестильные обычаи.
15. Имя человека. Появление имён, значение имени.
16. О чем может рассказать имя.
17. Появление фамилий, их значения.
18. Свадьба как обряд в народной культуре разных исторических эпох.
19. Свадебный костюм, его символика.
20. Свадебный обрядовый фольклор.
21. Традиционный дом, пристройки, усадьба.
22. Новоселье: народные традиции.
23. Летопись семьи.
24. История профессий, семейные профессиональные династии.
25. Традиции иконописи.
26. Народные промыслы, ремёсла: глиняная игрушка, резьба по дереву, художественная обработка древесины, плетение, ковроделие, вязание, ткачество, вышивка.
27. История родного края (возникновение города / деревни, история названия, культурные центры).
28. Древние храмы родного края.
29. Архитектурный облик родного края.
30. Местный народный костюм.
31. Песни родного края.
32. Мастера декоративно-прикладного искусства родного края.
33. Известные писатели и поэты родного края.
34. Знаменитые земляки.
35. Современные мастера слова.
36. Культурные центры Донетчины.
37. Межкультурный диалог.
38. Религиозные конфессии в Донбассе.
39. Роль и значение межнациональных отношений в обществе.
40. Донбасс многонациональный: традиции, обычаи, верования разных народов (многочисленные):
украинцы русские греки белорусы татары армяне евреи | азербайджанцы грузины молдаване болгары немцы поляки цыгане | чуваши узбеки мордва литовцы казахи удмурты башкиры | латыши марийцы лезгины корейцы осетины румыны чехи | словаки китайцы эстонцы турки абхазы чеченцы арабы |
41. Донбасс многонациональный: традиции, обычаи, верования разных народов (малочисленные):