Annotation. In this article author talks about telic activity of religion sects witch oriented on young people. Author analyzes the admissions, methods and techniques of involving young people in these organizations, he considers the reasons of their accession into the sect and recipes of mind control.
Keywords: religion sects, young people, totalitarian sects, adherent, neophytes, mechanisms of involvement, admission, method.
Одной из особенностей психологического развития молодежи является формирование мировоззрения, философская направленность личности, потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении. Причем такая возвышенная философская, метафизическая установка и романтизм признаются характерными для молодых людей всеми психологами независимо от того, в какой социально-экономической среде они живут. Сознание молодежи отличается поиском самоопределения, стремлением понять жизнь, ее смысл и найти в этой жизни свое собственное место. Именно поэтому эта социально-демографическая группа представляет особый интерес для различного рода псевдорелигиозных групп и сект, которые активно навязывают свои вероучения и идеи, пользуясь стремлением молодежи к поиску самоидентичности.
Тоталитарные секты стремятся получить доступ к различным учебным заведениям, так, проповедники этих сект ведут активную деятельность возле общежитий, где живут и проводят свободное время приезжие студенты, испытывающие неуверенность в новой для них обстановке и поэтому нуждающиеся в поддержке. Для привлечения молодежи эмиссары тоталитарных сект могут создавать молодежные кафе, клубы по интересам, компьютерные классы в которых имеет место быть, на первый взгляд не очевидный, религиозный подтекст.
Важнейшим средством завлечения в секту является забота. Проявляя заботу о благополучии предполагаемого адепта, выражая высокую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, субъекты сект заставляют молодого человека поверить, что его действительно понимают. На начальных этапах взаимодействия с объектом ее используют практически все тоталитарные секты. Позже это средство обычно сменяется другим - запугиванием. Таким образом, завербовав своих адептов псевдозаботой, тоталитарные секты затем не выпускают их из-под своей власти под прессом страха.
|
Все секты тоталитарного характера в процессе обработки своих членов используют тысячелетние методики восточных психотехник, созданные и отработанные поколениями жрецов древних культов, причем часто далеко не безобидных. По данным исследователей, отраженным в литературе, тоталитарные секты часто используют следующие способы «взлома» личностной защиты:
- медикаментозный - с помощью различных психотропных препаратов и наркотиков;
- гипнотический - с помощью специальных методик внушения или давления на человека;
- через утомление - мозг человека нуждается в регулярном отдыхе, без него уже на вторые- третьи сутки молодой человек теряет способность адекватно оценивать и перерабатывать все то, что происходит вокруг. Вынужденный бодрствовать, мозг пытается приспособиться к новым условиям и в силу огромного запаса своих возможностей перестраивается и начинает функционировать в ином режиме. При этом он уже неспособен критически воспринимать и сортировать поступающие сведения, адекватно реагировать на них. У человека со «взломанной» таким образом психикой возникает субъективное ощущение, что сон ему теперь не нужен вовсе или для «нормальной» работы достаточно двух-трех часов сна.
|
В итоге утрачивается истинное ощущение реальности, атрофируется часть воспоминаний и чувств, и такой незащищенный человек начинает слепо доверять и подчиняться лидеру[1].
После того, как агентам религиозных сект удается «завербовать» молодого неофита, наступает следующая фаза, задачей которой является удержать новичка в организации. И основными приемами, которые используется на данной фазе, являются:
1. Создание особой социальной реальности.
Здесь происходит устранение всех источников информации, кроме предоставляемых сектой, изолирование или максимальное отделение от внешнего мира.
2. Создание общности последователей культа.
Ключевым фактором здесь является разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и «нечестивцев» из внешнего мира.
3. Связывание человека обязательствами.
Люди часто склонны считать неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное, публично. Новички, соглашающиеся сначала на необременительные просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.
4. Создание привлекательного образа главы секты.
Одной из характерных черт организаций деструктивной и культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя) как человека, наделенного сверхъестественными или божественными чертами и в то же время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей.
5. Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов
Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна для руководителей секты еще и тем» что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы для убеждения других, последователи культа в то же время убеждают и самих себя.
6. Недопущение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей.
Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации и т. д.
7. Фиксация мыслей приверженцев сект на достижении недоступного идеала.
В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность достижения ими различных духовных и/ или материальных благ как итоговой цели их деятельности. Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно[2].
Существуют также различные стадии достижения контроля над сознанием, так С. Хассен выделяет из них три основные:
|
1. Процесс разрушения личности.
- дезориентация/замешательство;
- сенсорная депривация (психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.) и/или сенсорная перегрузка (слишком много либо полное отсутствие чувств);
- физиологические манипуляции;
- применение трансовых техник;
- сомнение в собственной идентичности;
- негативная переоценка человеком своего прошлого (внушение
фальшивых негативных и забвение положительных воспоминаний).
2. Процесс идеологической обработки.
- пошаговое создание и навязывание новой «идентичности» (нового образа себя, удобного для членов секты) как формально, так и неформально со стороны других членов группы, путем изучения выпускаемой сектой литературы и аудио- и видео- продукции;
- использование техник изменения поведения;
- мистическая манипуляция, т.е. использование обмана руководителями
группы в виде внешне спонтанных и «сверхъестественных» событий;
- использование трансовых техник в процессе дальнейшего
«самосовершенствования» (тех же, что применялись на предыдущем
этапе);
- использование данных, полученных благодаря личным признаниям, исповедям, индивидуальным занятиям и групповой деятельности для более тонкой обработки без информированного согласия человека.
3. Процесс укрепления новой личности.
- укрепление новой личности при одновременном избавлении от
старой;
- изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с
правилами секты;
- углубленные занятия по индоктринации (передача фундаментальных положений системы верований).
Как видно из вышеприведенного материала, механизмы, которыми пользуются секты для вербовки молодых, весьма разнообразны и хорошо продуманы. Но все эти механизмы не имели бы такого всеобъемлющего действия без существования определенного ряда причин, подталкивающих молодежь к вступлению в подобные организации. Основными из таких причин являются:
- период «экзистенциального вакуума»- отсутствие у молодых людей смыслообразуюших ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации;
- прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов;
- смена социального статуса и групповых ролей. (Окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в ВУЗе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.);
- неблагоприятная ситуация в семье, порождающая острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для подросткового и юношеского возраста;
- неприятие судьбы родителей и нежелание следовать по «их стопам»;
- самоутверждение, желание самовыразиться, реализоваться[3].
Таким образом, можно сделать вывод: для того, чтобы уменьшить количество молодых людей, которые тем или иным способом сопричастны к религиозным сектам, прежде всего, нужно создавать все необходимые условия для становления и развития молодежи. Как мы видим, причины обращения молодежи в секты абсолютно разные, они зависят от возрастных и психических характеристик молодого человека, конкретной жизненной ситуации. Особенностью сект является то, что они изначально нацелены на молодую аудиторию, а значит, обладают эффективными приемами, методами и формами работы с молодежью, они выстраивают общение с молодыми на «их языке», что не всегда можно сказать об иных учреждениях и организациях, работающих с молодежью.
Обращение молодежи в религиозные организации деструктивного характера – проблема не только института религии, это проблема всего общества в целом и поэтому решаться она должна на разных уровнях с применением комплексного и системного подходов.
Список использованной литературы:
1. Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания, 1988 год;
2. Технологии изменения сознания в деструктивных культах (Лири Т., Стюарт и др.). – СПб.: Экслибрис, 2002;
3. Петров В., Петров С. Общие приемы воздействия тоталитарных сект и методы защиты от них. // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, 2010 год;
4. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.,1999.
[1] Петров В., Петров С. Общие приемы воздействия тоталитарных сект и методы защиты от них.//ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, 2010 год.
[2] Технология изменения сознания в деструктивных культах (Лири Т., Стюарт и др.), Экслибрис, 2002 год.
[3] Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания, 1988 год.