При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями.
Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к месту ЧС.
Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (удостоверение спасателя). Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС.
Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следовать к заранее определенному месту сбора.
По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица.
РУКОВОДСТВО ДЕЖУРНОЙ СМЕНОЙ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
|
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами в условиях чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
— о проведении эвакуационных мероприятий;
— об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
— о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находя
щихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
— об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
— о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
— об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств
связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах
|
— о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
— о привлечении на добровольной основе населения к проведению несложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
— о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций о принятых ими в случаях крайней необходимости решениях.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
|
В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.
СЛЕДОВАНИЕ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.
При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от формы их собственности.
При следовании к месту ЧС старший дежурной смены должен:
— поддерживать связь с оперативным дежурным АСФ для получения дополнительной информации о ЧС;
— использовать различную сигнализацию;
— взаимодействовать с сотрудниками ГИББД для обеспечения беспрепятственного проезда. Спасатели должны знать и выполнять правила размещения и поведения в транспортных
средствах, а также размещения и закрепления в транспортных средствах грузов.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные или иные необходимые материальные средства.
ДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР
Аварийно-спасательные работы начинаются с момента выезда дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС. По прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС, где уже организованы аварийно-спасательные работы, старший дежурной смены (оперативной группы) поступает в распоряжение руководителя АСР (штаба руководства).
О своем прибытии в район ЧС старший дежурной смены докладывает руководителю АСР (начальнику штаба руководства).
Доклад должен содержать следующую информацию:
— от какого АСФ прибыла дежурная смена;
— кто старший;
— количество прибывших спасателей;
— возможности смены (группы) по ведению АСР;
— наличие снаряжения, аварийно-спасательного оборудования;
— наличие средств связи;
— состояние экипировки;
— возможность автономного выполнения задачи;
— наличие приборов поиска;
— наличие кинологических расчетов.
При получении задачи от руководителя АСР старший дежурной смены должен уточнить:
— место ведения работ (направление, объект, участок разведки и работ);
— время начала и продолжительность работ, время питания спасателей;
— выделяемые частоты и каналы связи, позывные;
— в чье непосредственное подчинение поступает смена;
— с кем организовать взаимодействие;
— направление сосредоточения основных усилий;
— какие дополнительные силы и средства придаются смене. Кроме того, необходимо узнать, где располагаются:
— места стоянки аварийно-спасательных машин;
— резерв сил;
— пункты сортировки пострадавших, идентификации погибших, сбора документов;
— пункты оказания медицинской помощи;
— пункт питания;
— места обогрева и отдыха спасателей.
В ходе работ на объекте, участке старший дежурной смены должен:
— организовать АСР;
— руководить сменой при проведении АСР;
— руководить приданными силами и средствами;
— организовать взаимодействие с другими силами;
— докладывать руководителю АСР о возникших проблемах;
— обеспечивать выполнение требований безопасности при ведении АСР;
— организовать сменную работу и наращивание сил;
— организовать своевременное питание и отдых спасателей.
При прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС первой старший дежурной смены принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
В этот период старший дежурной смены должен принять все меры по организации аварийно-спасательных работ силами и средствами дежурной смены.
Необходимо.
1. Определить:
— наиболее вероятные направления (зоны) поиска пострадавших;
— оптимальные пути подхода спасателей и техники к месту проведения АСР;
— методы и средства поиска, деблокирования и эвакуации пострадавших;
— пункты (места) сбора пострадавших;
— время проведения АСР;
— место временного лагеря спасателей (при необходимости);
— посадочные площадки вертолета (при необходимости).
2. Составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план).
3. Принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств.
4. Сообщить ОД (начальнику АСФ) об обстановке и потребности в силах и средствах.
5. Начать работы по поиску, деблокированию и эвакуации пострадавших:
— распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ;
— поставить задачи личному составу смены;
— провести инструктаж по мерам безопасности;
— координировать действия спасателей;
— организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, организациями, предприятиями;
— принимать решения о временном или окончательном прекращении работ.