ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ




Тема: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России - это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

 

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах (рис. 7.1). 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внут­ренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной поли­тики Российской Федерации. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. — зависит от экономических возможностей страны.

Главным национальным интересом в области экономики, сфор­мулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России воз­можна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

 

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фундаментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности — вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внут­ри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непред­сказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является признаком перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важ­нейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В системе показателей — индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Экономическая безопасность государства зиждется на его финансовом могуществе. В рыночной экономике основой финансов государства выступают налоги. Как правило, они составляют от 80 до 95% бюджета страны. Укрепить экономическую безопас­ность страны необходимо путем увеличения сбора налогов без усиления общей нагрузки на налогоплательщиков и даже при некотором снижении ее для отечественных производителей.

Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической безопасности, является определение системы общих пороговых уровней сни­жения экономической безопасности. Общие пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-экономического плана, отражающих:

а) предельно допустимый уровень снижения экономической
активности, объемов производства, инвестирования, без сохра­нения которого невозможно самостоятельное экономическое развитие;

б) предельно допустимый уровень снижения уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживания нации;

в) предельно допустимый уровень снижения затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.

Система пороговых значений экономической безопасности должна быть основана на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1) способность страны иметь экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется следующими обстоятельствами:

• степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

• мерой притязаний других стран на экономическую или политическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;

• наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защищенности;

• степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значительной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Концепция экономической безопасности России должна основываться на учете многообразия факторов, включая ее главный элемент — рост эффективности экономики. В связи с этим экономическая безопасность — это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обусловливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме, связанной с жизнеобеспечением общества и населения. На данном этапе исследования можно выделить две основные классификационные группы экономической безопасности как объекта использования (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Классификационная схема экономической безопасности как объект исследования*

Объект экономической безопасности Ситуационный временно-политический признак Функционально- предметный признак
1.Безопасность общества 1.Антикризисная экономическая безопасность 1.Внутренняя экономическая безопасность
2.Безопасность личности 2.Экономическая безопасность в условиях мирного времени 2.Внешняя экономическая безопасность
3.Безопасность социума 3.Экономическая безопасность в условиях вооруженных конфликтов 3.Информационная безопасность
4.Безопасность экономического субъекта 4.Экономическая безопасность в условиях противостояния государств 4.Социально - демографическая безопасность
5.Региональная безопасность 5.Экономическая безопасность в условиях изоляционизма 5.Продовольственная безопасность
  6.Экономическая безопасность в переходный период 6.Энергетическая безопасность
  7.Экономическая безопасность в чрезвычайных ситуациях 7.Технологическая безопасность
    8.Техногенная безопасность

 

*Дворянков В.А. Экономическая безопасность.

 

Таким образом, Объектом экономической безопасности являются:

    • экономическая система и
    • институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности.

При этом экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление, которое включает экономическую безопасность:

1. страны в целом;

2. региона;

3. отрасли и отдельного предприятия;

4. отдельного гражданина и предпринимателя.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований, отвечающих требованиям эконо­мической безопасности.

Иначе сказать, в предмет входит

1. определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, и

2. формирование государственной политики, устраняющей (смягчающей) воздействие данных факторов.

 

Содержание экономической безопасности — это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения — качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Принципы экономической безопасности:

· независимость национальной экономики (по причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно; задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве);

· стабильность национальной экономики (государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

· устойчивые темпы роста национальной экономики (в современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека).

Субъекты экономической безопасности:

  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • суды общей юрисдикции;
  • прокуратура;
  • органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления;
  • правоохранительные органы;
  • граждане и организации.

Анализ классификационной схемы позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность является прежде всего функцией от избранного политического и экономического курса.

Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление (рис. 7.2) и включает:

• экономическую безопасность страны в целом;

• экономическую безопасность региона;

• экономическую безопасность отрасли и отдельного предприятия;

• экономическую безопасность отдельного гражданина и предпринимателя.

Рис. 7.2. Многоуровневость экономической безопасности

 

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.

1. Информационно-аналитические меры:

• мониторинг имеющейся информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;

• выработка текущих и прогностических оценок развития эко­номических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;

• разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

2. Меры регулятивного воздействия:

• локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным интересам страны;

• устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения эко­номической безопасности и др.

3. Меры прямого противодействия:

• противодействие носителям всех угроз жизненно важным интересам страны;

• контроль за состоянием экономических отношений в стране;

• программа выхода из экономического кризиса и др.

В совокупности указанные меры представляют собой политику
обеспечения экономической безопасности.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интере­сов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безопасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опас­ность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

Экономическая безопасность организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Нормативные гарантии подразумевают правовое обеспечение хозяйственной деятельности организации, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защиту правомерного поведения подразделений и работников организации в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы организации. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности организации.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выделения и устранения угроз деятельности организации, использования механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров, а также принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива организации для обеспечения его безопасности.

Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов организации, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия, организации предусматриваются два подхода к защите:

1) упреждающая деятельность, которая включает разработку и осуществление комплекса управленческих мер и мероприятий, носящих предупредительный характер и направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразделений предприятия, его работников и членов их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспечению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, которая состоит в осуществле­нии комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюде­ния требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Региональная безопасность связана с реализацией идеи национального единства, блокированием сепаратистских тенденций, развитием дезинтеграционных экономических процессов. Анализ современной социально-экономической ситуации в стране показывает, что причины возникающих угроз экономической безопасности имеют ярко выраженный региональный характер, причем они регионально дифференцированы.

В общих чертах структура региональной экономической безопасности России представляет собой комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:

1) предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития;

2) защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ее ресурсного потенциала;

3) создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий;

4) конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость их финансового положения;

5) обеспечение достойных для цивилизованного человека условий и образа жизни, а также условий для обеспечения устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Экономическая безопасность региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательное ее развитие. Одновременно это и степень ее, с одной стороны, интеграции с эко­номикой Федерации, а с другой — региональной независимости.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Исходя из этого и учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу:

а) активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики;

6) локализовать региональные конфликты, ликвидировать их
последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порождающие.

Необходимо учитывать, что дезинтегрирующее действие ряда региональных процессов несет потенциальную угрозу националь­ной безопасности страны и сохранению единого экономического пространства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: