Воображение и творчество.




Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Вопросы для контроля:

1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.

3. Каковы физиологические механизмы воображения?

4. Какие виды воображения вы знаете?

5. Расскажите о роли мечты в жизни человека.

6. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.

7. Какие приемы создания воображаемых образов вы знаете?

8. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

Литература:

1. Брушлинский А. В. Воображение и творчество.

Введение в психологию. /Под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1996.

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.

3. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение,1998;

6. Немое Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 3 ки. Т. 1. Основы общей психологии. - М.: Владос, 1998.

7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования./Сост. Е.И. Рогов. - М: Владос, 1995.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест,

9. Якобсон П. М. Психология художественного творчества.— М.: Знание, 1971.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: