Порядок проведения камеральной налоговой проверки




 

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета по установленным формам на бумажных носителях или в электронном виде. С 1 января 2008 года требование по представлению декларации в электронном виде распространяется на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за прошлый календарный год превышает 100 человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Налоговую декларацию можно:

- представить лично или через его представителя;

- направить в виде почтового отправления с описью вложения;

- передать по телекоммуникационным каналам связи.

Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на бумажных носителях от налогоплательщиков или их представителей производится сотрудниками налогового органа. Направленные же по почте отчетные документы после регистрации в качестве входящей корреспонденции передаются в соответствующий отдел для дальнейшей обработки.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается:

- дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях;

- дата отправки заказного письма с описью вложения;

- дата отправки их по телекоммуникационным каналам связи.

На титульном листе налоговой декларации проставляется дата ее представления в налоговый орган.

При представлении отчетной документации налогоплательщиком лично или через представителя все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие всех необходимых реквизитов сотрудником налогового органа. Если в представляемых налоговых декларациях:

- отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, не указан период, за который представлена декларация);

- нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение;

- встречаются исправления, не оговоренные подписью налогоплательщика или его представителя, - то работник налоговой инспекции должен указать на них и порекомендовать налогоплательщику внести уточнения. При этом он не вправе отказать в принятии документов. На остающихся у налогоплательщика копиях проставляется отметка о принятии декларации и дата ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде (п. 4 ст. 80 НК РФ)[7].

При представлении отчетных документов в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности могут не представляться.

При непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ. За представление декларации после установленного срока с налогоплательщика вправе взыскать штраф в размере:

- 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. - при представлении декларации не позднее 180 дней после установленного срока (п. 1 ст. 119 НК РФ);

- 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня - при представлении декларации через 181 день после установленного срока и позднее (п. 2 ст. 119 НК РФ).

После уточнения даты представления налоговой декларации начинается ее непосредственная проверка. Вначале проверяется правильность заполнения декларации в соответствии с утвержденным распорядительным документом (порядком, инструкцией, рекомендациями и т.д.) по ее заполнению.

Следующий же шаг - проверка арифметического подсчета итоговых сумм налога. При этом проверяется правильность:

- исчисления налоговой базы;

- арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

- правильность примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

Если по налогу предусмотрены налоговые вычеты, то проверяется их обоснованность.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится:

- анализ логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для ее исчисления;

- сопоставление отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

- взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным налогам;

- сопоставление данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с имеющимися в инспекции ФНС России данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученными из других источников.

Так, при использовании метода начисления при исчислении налога на прибыль величина доходов может коррелироваться с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

Как было сказано выше, налоговым ведомством разработаны методические рекомендации по проведению камеральных проверок налоговых деклараций по различным налогам. В них обычно и указываются коррелируемые параметры различных деклараций.

Если камеральной проверкой выявляются ошибки в расчетах или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо приведенные налогоплательщиком данные не коррелируются с теми, которые имеются у налогового органа (отчетность за предыдущие периоды, результаты налоговых проверок и др.), то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления[8]. На выполнение предлагаемых действий налогоплательщику дается пять рабочих дней.

Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, то налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность.

Учитывая приведенный выше порядок проведения камеральных налоговых проверок, можно сделать вывод, что целью последних является:

1) проверка правильности исчисления соответствующих налогов;

2) проверка своевременности уплаты налогов.

Таким образом, проверка правомерности хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения соблюдения законодательства о налогах и сборах по большому счету не является предметом камеральной проверки. Предметом камеральной проверки скорее является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Необходимо отметить, что прямое упоминание в ст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов и плательщиков сборов, т.к. на то есть указание в ст. 87 НК РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: