Для начала рассмотрим определение денежной массы и от каких параметров она зависит.
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит, с одной стороны, от предложения банковского сектора и, с другой стороны, от спроса на деньги, то есть стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.
В современных национальных экономиках совокупная масса предлагаемых денег состоит из банкнот центрального банка и денег коммерческих банков. Эти деньги выпускаются в обращение банковским сектором. Все виды денег рассматриваются как долговые обязательства по отношению к банкам.
Таким образом, небанковский сектор может располагать деньгами в виде металлических денег, банкнот и бессрочных вкладов как в центральном, так и в коммерческих банках (см. приложение 2 таблицу 2). Эти деньги служат домашним хозяйствам и предпринимателям непосредственно для проведения многочисленных сделок в хозяйственном процессе. Сумма этих денег называется денежной массой Мо. Средства платежа в банковском секторе, например кассовая наличность коммерческих банков, не относятся к денежной массе, так как они не используются непосредственно для операций обмена.
Итак, денежная масса - это сумма находящихся в обращении наличных денег в небанковском секторе и бессрочных вкладов отечественного небанковского сектора в банках 1.
Денежная масса меняется в процессе непрерывной денежной эмиссии и изъятия денег из обращения. С точки зрения составления баланса эти изменения происходят по аналогии с банкнотами центрального банка и деньгами коммерческих банков. Но при этом речь идет только о сделках, которые совершаются между банковским сектором в целом (центральный банк и коммерческие банки), с одной стороны, и небанковским сектором (предприятия, государственные бюджетные учреждения, индивидуальные домашние хозяйства) - с другой.
|
Денежная масса изменяется только в том случае, если небанковский сектор имеет больше средств платежа в результате эмиссии денег или же меньше этих средств по мере изъятия денег из обращения.
Центральный банк сам не выступает в качестве покупателя на рынке товаров. Поэтому он лишь косвенным образом, через денежную массу, может регулировать совокупный спрос. Величина денежной массы зависит от спроса на деньги и их предложения.
Спрос на деньги со стороны небанковского сектора Центробанк регулирует посредством политики процентных ставок, а предложение денег со стороны коммерческих банков - с помощью мероприятий по обеспечению ликвидности.
Политика регулирования процентных ставок. Для учреждений небанковского сектора проценты суть затраты. Путем изменения процентных ставок имеется возможность регулировать сумму капиталовложений, потребительского и государственного кредиторов.
Политика обеспечения ликвидности. Предложение денег со стороны коммерческих банков зависит от их ликвидности, то есть от наличия у них денег, выпускаемых центральным банком. Путем изменения эмитируемой центральным банком денежной массы, которую центральный банк предоставляет в распоряжение коммерческих банков, он оказывает влияние на избыточные резервы отдельных коммерческих банков и эмиссию денег в банковской системе.
|
Величина денежной массы, находящейся в обращении в народном хозяйстве, оказывает существенное влияние на уровень цен, экономический рост и занятость. Поэтому денежную массу следует контролировать и регулировать, исходя из задач общего экономического развития.
Для выполнения этой задачи в распоряжении центрального банка имеются необходимые инструменты. К ним относятся рефинансирование, политика операций на открытом рынке, политика минимальных резервов. Подробнее о них речь пойдет в следующей главе.
ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫМОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ.
Реализация денежно - кредитной политики осуществляется с использованием нескольких основных методов:
1.проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2.изменение резервной нормы коммерческих банков;
3.управление учетной ставкой процента.
Различные школы по - разному определяют роль денежно - кредитной политики и методы ее реализации. В 70 - е - 90 - е годы в индустриальных странах, особенно в США и Великобритании, видное место в разработке и проведении денежно - кредитной политики стал занимать монетаризм. Как школа в экономической науке, монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно - кредитные отношения.
В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены1 [6,311]. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием. Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на “стабильном спросе на деньги”, то есть на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении устойчивой взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом, постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будет достигнута полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.
|
Следует иметь в виду, что конкретная денежно - кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно - кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами, - принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.
Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно - кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско - кредитную сферу.
Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно - кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:
· регулирование количества денег в обращении;
· регулирование банковских резервов;
· регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;
· регулирование ставки процента и т.д.
Теперь рассмотрим подробнее инструменты монетарной политики (см. приложение 1 таблица 1).
Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.
Большое значение в денежно - кредитной политике отводится размеру ссудного процента и регулированию его ставки. Размер ссудного процента зависит от многих факторов:
· уровня учетной ставки процента Центробанка по предложению ссуд коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает или уменьшает учетную ставку в зависимости от экономической конъюнктуры и необходимости расширения или сокращения денежной массы. Размер учетной ставки влияет на объем кредиторов, получаемых у центрального банка коммерческими банками, и на их возможности кредитования предприятий и населения;
· срока ссуды. Как правило долгосрочные ссуды выдаются под более низкий процент;
· спроса на деньги и предложения денег;
· темпов инфляции. В условиях высокой инфляции растет ссудный процент. В целях ограничения инфляции вводится еще более высокий процент;
· фазы экономического цикла. В период спада производства Центробанк для облегчения доступа к ссудному капиталу снижает учетную ставку процента в целях ускорения выхода из кризисной ситуации.
В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15 %1, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.
В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центрабанка РФ, то есть предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов 1. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря 1996 года ставка рефинансирования составила 48 % годовых против 60 % в период с 21 октября по 1 декабря 1996 года.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центробанк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центробанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.
В России под операциями на открытом рынке понимается купля - продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые не некоторого времени обладали высокой степенью ликвидности и доходности1. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов.
Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В этой стране федеральная резервная система устанавливает соотношение между вкладами и резервами коммерческих банков. Размер банковских резервов определяется законом и произвольно банк их не может увеличить. Избыточные резервы можно пустить в обращение через дополнительные ссуды, через чеки только с разрешения центрального банка, так как это в конечном счете приведет к приросту наличных денег в обращении.
Денежная масса в обращении всегда в целом зависит от размеров ссуд и кредитов, выдаваемых банками. Поэтому центральный банк в США постоянно регулирует их объем, поступающий на денежный рынок. Выданные кредиты не могут превышать более чем в 7,5 раз, а депозиты - в 11 раз капитал банка1.
В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно - кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово - экономическую систему в целом.
В России с 1 августа 1996 года нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 составили 18 %, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - 14 %, и по срочным обязательствам свыше 91 дней - 10 %. Что касается нормативов резервирования по счетам в иностранной валюте, то они были на уровне 2,5 % 2.
ГЛАВА 3.
ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ДИНАМИКУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ХАРАКТЕР МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.
Попытки быстрого перехода к либеральной рыночной экономике ввергла Россию в невиданный финансовый кризис. Подрываются основы жизнедеятельности страны не только на ближайшее время, но и на всю обозримую перспективу. Между тем финансовый кризис создан в значительной мере искусственно. Просто хозяйственный механизм, выстроенный реформаторами, не способен эффективно соединять имеющиеся ресурсы, обеспечивать на их основе максимум продукции и доходов. В мировых ценах конечный продукт России составлял в 1990 году около 400 млрд. долларов, а в 1996 - 200 млрд. долларов1.
Главной причиной свертывания промышленности и сельского хозяйства явилась убыточность предприятий в мировых ценах, их неконкурентоспособность на мировом рынке. К сожалению денежно - кредитная сфера сегодня не в состоянии удовлетворительно выполнять главную свою функцию: обеспечение эффективного размещения ресурсов. Свидетельством этого является абсолютное доминирование на денежном рынке краткосрочных банковских кредитов, предоставленных к тому же под столь высокие и в номинальном, и в реальном выражении проценты, что их использование не в спекулятивных целях практически исключено. Если на денежные расчеты повышение процента повлияло в сторону ускорения (снижения потерь от утраченного дохода), то на неплатежи - в сторону замедления их обращения, поскольку предприятия вынуждены предпочитать дорогим банковским кредитам слабо индексирую кредиторскую и дебиторскую задолженность.
При этом сама банковская система крайне неустойчива. Сохраняется опасность крупномасштабного ее “обвала”, чреватого самыми серьезными последствиями для всей страны.
На функционирование денежно - кредитной системы не может не сказываться проводимая властями текущая экономическая политика. Так, попытка решить все вопросы посредством ужесточения монетарной и фискальной политики неизбежно вызывает конфликт целей, выдвигаемых правительством: некоторые улучшения в ситуации в борьбе с инфляцией и стабилизация валютного курса рубля сопровождаются умением инвестиционного кризиса, угрозой эффективности экспортной деятельности, сужением внутрифирменного спроса при наличии значительных свободных мощностей. Тем самым политика рестрикций сама создает предпосылки для отхода от ее последовательного проведения.
Существуют конечно и проблемы связанные собственно с развитием российской банковской системы. Коммерческие банки оказались неподготовленными к работе в условиях низкой инфляции и стабилизации валютного курса рубля. Балансы многих банков обременены большим количеством “плохих долгов”, что создает серьезную долговременную угрозу их платежеспособности. Немалая часть этих долгов связано с безответственным финансовым поведением российской исполнительной власти, считающей возможным не оплачивать изготовленную по ее заказу продукцию, для производства которого были взяты банковские кредиты.
Весьма распространена ситуация, когда учредителями банков являлись крупные промышленные предприятия, пользующиеся этим для получения кредитов на льготных условиях. Такая практика, как правило, ведет к ухудшению балансов соответствующих банков, подталкивая их к принятию рискованных решений с целью компенсировать “недобор” средств от своих привилегированных клиентов. Все это ведет к нерациональному в масштабах общества размещению ресурсов.
Денежная масса в 1995 - 1998 годах все более замыкается в обороте “население - Банк - государственный долг”. Реальный сектор удовлетворяет свои потребности в ликвидных активах и трансакциях преимущественно за счет бартерных и долговых форм расчетов и валютных активов. Отношение валютных средств к рублевым на текущих счетах предприятий и организаций в банковской системе устойчиво держится на уровне 100 - 112 %, а доля валового кредитования в объеме кредитов экономике приблизительно равна 40 % 1.
Фактически альтернативой неплатежам и бартеру в экспортноориентированной экономике стала не национальная валюта, а американский доллар.
Кризис экспортной модели означает в рамках сложившейся структуры денежного кризиса ликвидности в промышленности и рост неплатежей.
Ожидаемое падение производства в 1997 году составило до 5 - 6 % при росте уровня неплатежей на 40 - 50 % и сокращении денежных остатков на счетах предприятий на 25 - 27 %. Альтернативный макроэкономический сценарий связан с восстановлением денежного оборота между предприятиями на основе банковского кредитования или соответствующего перераспределения денежных расходов государства от платежей по государственному долгу и социальным расходам к поддержке инвестиционных программ и внутреннего спроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица 1 1.
монетарная политика = вмешательство Центрального банка в обеспечение экономики денежной массы |
цели |
Внутренняя Обеспечение Стоимость (курс)
стоимость денег денежного денег на внешнем
обращения рынке
- стабилизация - стабилизация
уровня цен покупательной
способности на
внешнем рынке
Процентная политика Регулирование Мероприятия по
денежной обеспечению массы ликвидности
- процентная ставка - избыточные
- спрос на деньги со резервы
стороны небанковского - предложение денег
сектора со стороны комерч.
Банков
инструменты |
ограничительное расширение
воздействие денежного обращения
Политика
- повышение ставки рефинан- - понижение ставки
банковского и банковского и
ломбардного ломбардного
процента процента
- снижение ограничений - ослабление
на рефинансирование ограничений на
рефинансирование
- Продажа ценных Политика - Покупка ценных
бумаг операций на бумаг
Открытом рынке
- Повышение Политика - Понижение
минимального минимальных минимального
уровня резервов резервов уровня резервов
Регулирование денежной массы Центробанком РФ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица 2 1.
ДЕНЕЖНАЯ МАССА |
Наличные деньги Безналичные деньги
Денежная
- металлические масса вклады до деньги востребования отеч.
- банкноты в небанковской небанковском системы в
секторе - коммерческих банках
- Центробанке
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР = ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ · деньги центрального банка · деньги коммерческих банков |
Выпуск денег в Изъятие денег из
обращении обращения
- покупка активов - продажа активов ликвидация сберегательных -образование сбере-
и срочных вкладов взамен гательных и
на бессрочные срочных вкладов
или наличные деньги взамен на бессрочные вклады или наличные деньги
НЕБАНКОВСКИЙ СЕКТОР = СПРОС НА ДЕНЬГИ |
Регулирование денежной массы = контроль совокупного предложения денег со стороны Центробанка РФ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение проделанной работы хотелось бы сделать несколько выводов по каждой главе отдельно.
В первой главе данной работы дан анализ кейнсианской и монетаристской моделям денежно - кредитной политики. Выявлено, что принципиальное отличие техники денежно - кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно - кредитной политики.
Далее в этой же главе определяются цели монетарной политики. Они вытекают из задачи Центрального банка обеспечить функционирование денежной системы и регулировать денежный оборот.
Цели монетарной политики - обеспечение денежного обращения и регулирование денежной массы.
Во второй главе этой работы рассматриваются инструменты монетарной политики:
1.проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2.изменение резервной нормы коммерческих банков;
3.управление учетной ставкой процента.
Третья глава посвящена анализу характера монетарной политики России. При написании этой части работы автор опирался на статистический материал опубликованный в журналах “Вопросы экономики” за 1996 и 1997 год.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ИСТОЧНИКИ.
1. Закон РФ “О Центральном Банке РФ” // Закон и бизнес, Том 2, Иваново,1994, с.49 - 63.
ЛИТЕРАТУРА.
2. Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике. М.,1994.
3. Клепач А. Долговая экономика: монетарный, воспроизводственный и властный аспекты. // Вопросы экономики, 1997, № 4.
4. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Выпуск 2.Н.Ниовгород, 1993.
5. Курс экономической теории. Под ред Чепурина М.Н. Киров, 1994.
6. Макконнелл К., Брю С.Экономикс. М., 1992. Том 1.
7. Путь российских реформ. // Вопросы экономики, 1996, № 6.
8. Фишер С. и др. Экономика. М., 1993.
9. Экономика. Под. ред. Булатова А.С. М., 1998.
1 Закон РФ «О Центральном Банке РФ» - ст. 14
1 Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике - с. 268
1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 2 - с. 311
1 Фишер С. Экономика - с. 428
1 Закон Рф «О Центральном Банке РФ» - ст. 14
1 Закон Рф «О Центральном Банке РФ» - ст. 15
1 Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Выпуск 2. - с. 122
2 Экономика / Под ред. Булатова А.С. - 429
1 Путь российских реформ // Вопросы экономики, 1996, №6 - с. 126
1 Клепач А. Долговая экономика: монетарный, воспроизводственный и властный аспекты // Вопросы экономики, 1997, № 4. - с. 57
1 Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике. М.,1994 - с. 327
1 Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике. М.,1994 - с. 267.