Горизонтальныелинии означаютземлю.
Преувеличенныекистирук, ихположениевыражаютвзаимоотношенияперсонажей. Изображениюрукпридавалосьособоезначение, оникакбыблаготворновоздействовалинаокружающуюдействительность, атакжеограждалиотнесчастий. Преувеличенныекистируквместестемкакбы усиливалипросьбу, обращениекцентральномуперсонажуиликвысшемусуществу. Изображениярукибылиамулетамиислужилидобрымипожеланиямиумногихнародов. Урусскихизображениерукиможновстретитьвдеревяннойскульптуре, вышивке, обрядовомсвадебномпеченье (пироге), котороематьневестывыпекаладлясемьижениха. Такоепеченьеявлялоськакбыпожеланиемдочерисчастливожитьвновойсемье.
Квадраты, клетки.
Основнымзначениемквадратавразныхисточникахявляютсяпорядок, истина, мудрость, честь, земля,перемежениераспаханныхполей. Квадратикругобразуютгоризонтальнуюплоскостьдля«мировогодрева». Вомногихкультурахкартины «моделимира»вписываютвквадрат, чтопозволяетсудитьосоотнесенииквадратаикосмоса. Частоквадратпротивопоставляетсякругу.
Земля, впредставлениирусскихкрестьян, имеланекоторыеантропоморфныечерты. Самовыражение«кормилица-матьсыраземля», обращениекней, какксуществуодухотворенному, говоритобэтом.
Ромб.
Производнаяотквадрата–ромб, вероятно, такжебылсвязанссимволомземлииплодородия.
Судяпоегоместувразличныхкомпозициях, онмогозначать землю, растениеиженщину одновременно.
Размещениеврусскойвышивке рядомромбаикреста, ромбаирозетки, чтовдалекомпрошломсвязывалосьссимволикой соединенияженскогоимужскогоначал.
Квадрат (илиромб), поделённыйкрестомначетыречасти– (вспаханноеполе). Есливнутриестьточки–засеянноеполе. Это–знакиЗемлииплодородия.
|
Круг.
Главнаяидеякругаиквадрата–разграничениепространствавнутреннегоивнешнего. Круговыефигурынаславянскихвещах X – XIII вв. такжедаютоснованиерассматриватьихкаксимволы огня, солнечногобожества, какязыческиеочистительныеиохранительныезнаки.Кругвыражаетидеюединства, бесконечностиизаконченности, высшегосовершенства. Мотивсвязанссуточнымгодовымдвижениемсолнца, отсюдаширокораспространенноесловосочетание«круглыйгод». Кругчастосимволизируетсамосолнце, вразныхвидахискусстваизображаетсяввидемногоугольника, ромба, квадрата, связываетсясженскимначалом.
Свастика.
Склассомизображенийкрестасвязанатакжеисвастика–одинизрелигиозныхзнаковдревнеиндийскогокульта (др. индийскоеsvastika–связанноесблагом). Чащезагнутыеконцыкрестанаправленыпочасовойстрелке, иногдаониприобретаютокруглуюформу. Свастикурассматриваюткаксолярныйсимвол, знаксветаищедрости, обозначающийблагоприятный, счастливыйобъект.
Крест.
Крестподчеркиваетидеюцентраиосновныхнаправлений, идущихизнутривовне. Крестможетвыступатькакмодельчеловека, антропоморфногобожества, также, какгеометризированныйвариантмировогодрева. Крестможетобозначатьисолярныйзнак–перекрещивающиесялучи. Вомногихисторико-культурныхтрадицияхкрестсимволизируетжизнь, бессмертие, активноемужскоеначало. Вбольшинствеязыковназваниякрестапринадлежатмужскомуроду.
Розетка.
Графическимсимволомсолнцабылирозетка (частокрестообразная), кругскрестом, чащевсеголучистый. Поусловиямтехникивышивкикругпревращалсявмногогранник, ромбидажеквадрат. Солнце, былолионосвязаносптицей, конем, антропоморфнымсуществом, представлялосьвдвижении: оновыезжает, выплывает, уходит.Вгеометрическихсимволахсолнцаотраженодвижение: ввихревойрозетке, вкругесзавитками-лучами, вкрестесзагнутымиконцамиит. д. Наиболеесопоставимсантропоморфнымиизображениямисолнцавсадник (иливсадница) случистойголовойнаконскойилиптичьей, нередколебединойладье. Мотивлебединойладьиввышивке, возможно, отзвукдревнейшегомифаосовершениисолнцемпутешествиявокругземливтечениесуток, гдееговезликони, априпогружениивокеан–лебеди.
|
Зигзаги.
изображениеводы. Городчатая, зубчатаяилиболееплавнаяволнистаялинияввышивкахнередкоявляласьграфическимсимволомводы. Понейплывутладьи-птицы. Иногдаэталинияпроходитподчертой, представляющейземлю, почву, накоторойрастуткусты, трава, располагаютсяптицыиживотные.принесениеволос (годовалогоребенка) вжертву. Вертикальнаяволнистаялиниясимволизироваладождь.
Мировоедрево.
Широкопредставленввышивкеобразмировогодеревавокруженииптициживотных. Вабриседереваподчеркнутыкорни, развесистаякрона, ствол, отмеченныйзнакомсолнцаиплодородия (кресты, ромбы), деревучастоприданыантропоморфныечерты. Дуб, березаилияблоняскорнямивовсюширьземли, светвямивовсенебо, снебеснымисветиламинаветвяхиликакобиталищебоговотраженывфольклорерусскихидругихнародовВосточнойЕвропы.
Дерево, ягодник, ветки, растениясплодамииягодами, частовстречавшиесяворнаменте, –символыдовольства.
|
„Шишки" напсковскомкокошнике, подобно„шишкам" свадебногокаравая, символизируютплодородие.
Птицы
Полисемантиченобразптицывфольклореиорнаменте. Птицасимволизировалатепло, свет, сулилаурожай, богатство.Ясновыраженаворнаментеидеяматеринства–птенцыизображаютсявнутриптицыивокруженииее. Вместестемвобразахптицыолицетворялисьдушиумерших. Сэтимсвязанбылобычайспускатьизокнаполотенце, покоторомуприлеталадуша-птицаксвоимродным. Птица–яркийобразлюбовнойисвадебнойлирики.Русскиесвадебныепесниизобилуютпоэтическимисравнениямиженихаиневестысселезнемиутицей, слебедемилебедушкой. Родневестыизображалсякакстадобелыхлебедей, ажениха–какстадосерыхгусей, невеста–вобразелебедушки. Именноженихиневестапредставлялисьввидедвухлебедей, повернутыхдругкдругу, соприкасающихся, аиногдаисросшихсягрудью, чтонесетпредставлениеосчастливомбраке.
Петухикурица издавнапочиталисьславянами. Предвестникзариисвета–петухсвязывалсяспредставлениямиосолнце. Неслучайноворнаментевышивки, резьбыиросписипетух, какиконь, нередкосочеталсяскругом-солнцем. Егосвязьсогнем (ср. «красныйпетух»–пожар), домашнимочагомвыраженавпредставленияхкрестьянвполнеопределенно. Крикпетухавполночьигралапотропейнуюроль.
Великозначение петухаикурицы всвадебнойобрядности (обрядовоеблюдоизкурицы, принесениенаряженныхпетухаикурицывдомженихаит. д.), весенне-летнихобрядах, вкоторыхособуюрольиграликуриныеяйца (приготовлениеяичницы, подкидываниеяицвверх, чтобывысокоросларожьит. д.). Петухикурицасвязаныбылисмагиейплодородия. Вспомнимоголовномуборемолодойзамужнейженщины–кокошнике. Термин«кокошь»вдревностиозначалпетухаикурицу.
Сирин–птицарадости, Алконост–печали (подревнимсказаниям) поражалилюдейсвоимпением. Изображенияихввышивкепочтиодинаковы. Какбысливаясьсобразомжар-птицы, СириниАлконоствошливнародноеискусство.
Змееилягушке крестьянепридавалисверхъестественнуюсилу. ЗмеяилягушканаСевереещев XIX –начале XX в. отождествлялисьсдомовыми–домашнимипокровителямиивесьмапочитались. Лягушки, попредставлениямкрестьянскогонаселения, –этообращенныелюди. Поверье, чтозмея–дворовойилидомовойдухиеенельзяубивать (последнеевелокнесчастьям), былоширокораспространеновсеверныхинекоторыхцентральныхгуберниях
Символикацвета:
Колористика - самыйэлементарныйконкретно-чувственныйпризнакбудничной, праздничной, траурнойодежды. Колористикавыполнялатакжефункцииустойчивогоэтнического, этнолокального, половозрастногопризнаковиобусловливаласькакнатуральнымцветомсырья, такиособенностямиэстетическоговосприятиячеловекомкаждогоцвета, психологиейданногонарода, эмоциональнымиассоциациями, связаннымистрадиционнымижизненнымипредставлениями. Например, урусских, как, впрочем, иумногихдругихнародовмира, белыйцветбылсимволомчистоты, милосердияипечали; черный - символомземли, покояипостоянства, отрешения, скорбиитраура; красный - цветомогня, крови, солнца, символомдолголетия, плодородия, силы, власти.
Бытовалитакие-определенияоттенковткани, какбрусничный, сахарный, голубой, лазоревый, синий, таусинныйилипавлиний (синевато-лиловый), осиновый (зеленыйссероватымоттенком), лимонный, рудо-желтый, глинистый, гвоздичный (оранжевый), дымчатый, дикий (серый). Причемэтиназвания, вотличиеоттакихболеепоздних, какфиолетовыйилиоранжевый, бралисьизрусскогоязыка.
Троичнаясистемамировидения: черныйцветсмерти, темныхсил, потустороннегомира, белый–цветблаговолящихчеловеку, светлыхсил, красный–цветчеловеческойжизни, живойкрови, занимающийсрединноеположениевчерно-беломмироздании. Красныйорнамент–цветобрядовойдеятельностичеловека, необходимойдляподдержаниямиропорядка.
Втрадиционнойорнаментациикостюмабелымсветомявлялосьполотно, чёрнымсветомявляласьчёрнаяполоса, знакамимироздания, жизни, обряда–красныйорнаментвышивки.
Впраздничныхибогатыхкостюмахконтрастировалиглубокиецвета: сочныекрасные, золотые, темно-иярко-синие, вишневые, черные, белые.
Цветодеждывсегдасоответствуетхарактеруобряда.
Излюбленнымцветомрусскихкрестьянокбылкрасный. Втрадиционныхрусскихкостюмах XIX - начала XX вв. использовалосьдо 33 оттенковэтогоцвета. Красныйцветурусских, какиумногихдругихнародов, считалсяраспространеннымсредствомпротивсглаза, имел "продуцирующее" значение. Красный – цветрадости, цветжизни. Входилвэтомкачествевсвадебныйкостюм. Вприглушенныхоттенках(окраскакорнеммарены – темныйцветзапекшейсякрови)– цветсмерти, траура. Входилвэтомкачествевтраурныйкостюм.
Белыйцвет. Вдовы "погорю" носилибелыесороки, авРязанскойгуберниидотрехлетпослесмертиродныхкрестьянкиобязательноходиливбеломфартуке. Втраурнойодеждебелыйцветозначалотказотвсехцветов, символизирующихчувственнуюпрелестьиэстетическоебогатствожизни.
Вовремярусскогосвадебногообряданевестарасставаласьсдевическойжизнью, какбыумираладлянее, иначиналажитьновойжизнью - жизньюзамужнейженщины. УБ. А. Куфтиначитаем: "Всоответствииспечальнымнастроениемвсейпервойчастисвадебногообряданевестаодеваетсяквенцув "горемычную" поневу, которуювообщеносят "попечали", вслучаесмертикого-либоизродных (селаЛубенки, ЧарусМосковскойгубернии). Напротив, ужевдомемужамолодаяоблачаетсявпраздничныйкостюм.
Поколористикенароднойодеждыможнобылоопределитьвозрастеевладельцев: самымискромнымипоколоритубыликостюмыстарух, стариковидетей, асамымикрасочными - нарядывзрослыхдевушекимолодыхженщиндорожденияпервогоребенка. Вэтомнагляднопроявляетсяиэротическаяфункциянародногокостюма.
Исследователиотмечают, чтововторойполовине 19-гостолетияпроизошлоизменениеколористическогостроярусскогонародногокостюма, связанноесраспространениемхимическихализариновыхкрасителей. "Этобыло, - пишетТ. М. Разина, - оченьсущественныммоментомвискусстве: насменуспокойным, глубокимсдержаннымтонаместественныхкрасителейпришлитонаяркие, звучные, звеняще–пронзительные.