Выбор допусков размеров и посадок гладких соединений, допусков форм, норм шероховатости поверхностей
Задание №25-1 (Ролик натяжной)
Сопряжение «а» рычаг (1) и ось (3)
Принимаю посадку с зазором, т. к. сопряжение подвижное.
Принимаю систему отверстия, т. к. условий для системы вала нет, а при прочих условиях система отверстия экономичнее.
Для размера отверстия принимаю основное отклонение H, т. к. отверстие в системе отверстия является основным.
Для размера вала принимаю основное отклонение g, т. к. сопряжение подвижное, температурное расширение отверстия меньше, чем вала, остальные условия нормальные.
Для размера отверстия принимаю 7-й квалитет, для размера вала – 6-й квалитет, т. к. нужно создать запас точности на износ деталей, остальные условия нормальные.
Для отверстия принимаю допуск цилиндричности по 6-й степени точности, т.к. принят 7-й квалитет. Для вала допуск цилиндричности принимаю по 5-й степени точности, т.к. принят 6-й квалитет.
Для отверстия принимаю Rа =1,6 мкм, для вала Rа =0,8 мкм, т.к. номинальные размеры входят в интервал 18-50 мм, для размера отверстия принят 7-й квалитет, а для вала – 6-й квалитет. Допуск формы приняты в пределах 60% допусков размеров.
Характеристика посадки
TD = ES – EI = 0+0,018 = 0,018 мм Td = es – ei = – 0,006 – (– 0,017) = 0,011 мм Smax = ES – ei = 0,018 – (– 0,017) = 0,035 мм Smin = EI – es = 0 – (– 0,006) = 0,006 мм TS = Smax – Smin = 0,035 – 0,006 = 0,029 мм Проверка: TS = TD + Td = 0,018 + 0,011 = 0,029 мм |
Сопряжение «б» ось (32) и шарикоподшипник (22)
Принимаю посадку с натягом, так как внутреннее кольцо подшипника качения испытывает циркуляционное нагружение, задан нормальный режим работы подшипника, подшипник шариковый радиальный однорядный, сопряжение неподвижное.
|
Принимаю систему отверстия, так как сопряжение с внутренним кольцом подшипника качения по стандарту выполняется в этой системе.
Для размера отверстия принимаю основное отклонение L, так как принят подшипник 0-го класса точности.
Для размера вала принимаю основное отклонение k, кольцо испытывает циркуляционное нагружение, задан нормальный режим работы подшипника.
Для размера вала принимаю 6-й квалитет, так как принят подшипник 0-го класса точности.
Для вала принимаю допуск цилиндричности – 5-й степени точности, так как принят 6-й квалитет и к деталям предъявляются повышенные требования по форме поверхностей.
Для вала принимаю Ra = 1,25 мкм, т.к. принят подшипник 0-го класса точности, размер входит в диапазон до 80 мм.
Характеристика посадки
TD = ES – EI = 0 – (–0,008) = 0,008 мм Td = es – ei = 0,012 – 0,001) = 0,011 мм Nmax = es – EI = 0,012 – (– 0,008) = 0,020 мм Nmin = ei – ES = 0,001 – 0 = 0,001 мм TS = Nmax – Nmin = 0,020 – 0,001 = 0,019 мм Проверка: TS = TD + Td = 0,008 + 0,011 = 0,019 мм |
Сопряжение «в» ролик (23) и шарикоподшипник (22)
Принимаю посадку с зазором, т.к. сопряжение подвижное, наружное кольцо подшипника испытывает местное нагружение.
Принимаю систему вала, т.к. сопряжение с наружным кольцом подшипника качения по стандарту выполняется в этой системе.
Для размера отверстия принимаю основное отклонение Н, т.к. соединение подвижное, задан нормальный режим работы подшипника, кольцо испытывает местное нагружение, подшипник радиальный.
Для наружного кольца подшипника качения принимаю основное отклонение l, т.к. вал в системе вала является основным.
|
Для размера отверстия принимаю 7-й квалитет, т.к. принят подшипник 0-го класса точности и корпус цельный.
Для отверстия принимаю допуск круглости равным 7 мкм, т.к. принят подшипник 0-го класса точности, размер входит в интервал 50-80 мм.
Для отверстия принимаю мкм, т.к. принят подшипник 0-го класса точности, номинальный размер до 80 мм.
Характеристика посадки
TD = ES – EI = 0,03 – 0 = 0,03 мм Td = es – ei = 0 – (–0,043) = 0,043 мм Smax = ES – ei = 0,030 – (– 0,043) = 0,073 мм Проверка: TS = TD + Td = 0,030 + 0,043 = 0,073 мм |
Расчет размерных цепей