Преподаватель Тихомирова Н.Ф.




Учебная группа ОКБ-3.

E-mail: tichom57@gmail.com

Тема: Новокрестьянская поэзия. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Стихотворения.

Новокрестьянская поэзия представлена именами Николая Клюева (1884-1937), Сергея Есенина (1895-1925), Сергея Клычкова (1889-1940), Александра Ширяевца (1887-1924), Петра Орешина (1887-1938). Ранее крестьянская тема звучала в творчестве Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Совсем с иными темами, идеями, интонациями, мелодиями пришли в литературу новокрестьянские поэты. Не жалобы на убогость своей жизни, а гордость за ту многовековую исконную национальную культуру, хранителем которой является крестьянство, зазвучала в их произведениях. Пришедшие в поэзию примерно в одно время поэты быстро услышали друг друга, но они так и не объединились в организованную группу, у них не было своего особого журнала, они не выступали с совместными декларациями и манифестами. Известно, что революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив ей свое творчество. Но в послереволюционное время их поэзия оказалась на положении второстепенной, периферийной.

Сергей Есенин – самый яркий и самый талантливый представитель новокрестьянской поэзии. Его талант был настолько мощным, что не позволил поэту остаться в рамках одного направления, став поэтом общенациональным. Он ушел из жизни, когда наиболее драматические события в судьбе русской деревни только начинались.

Н.Клюеву, С.Клычкову, П.Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

С.Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Это не тютчевская «вера» («В Россию можно только верить»). Не лермонтовская «странная любовь» («Люблю отчизну я, но странною любовью…»). И даже не страсть-ненависть Блока («И страсть, и ненависть к отчизне»). Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин – художественная идея России.

С.А.Есенин родился в 1895 году 3 октября в селе Константиново Рязанской губернии. Сергей после земской четырехлетки учился в церковно-учительской школе. Увлекался творчеством Надсона, затем место кумира занял А.Блок. Решил познакомиться с А.Блоком, но тот принял начинающего поэта сдержанно и переправил рязанского парня к Сергею Городецкому. Городецкий принял Есенина восторженно. Есенин по совету Городецкого отправил послание Н.Клюеву, и с осени 1915 года «народный златоуст» (роль Клюева) и «народный златоцвет» (амплуа Есенина) на всех неонароднических вечерах выступают неразлучной парой.

Свою первую книгу Есенин назвал на редкость удачно – «Радуница». Во-первых, точно определил эмоциональную доминанту: радуница – радость и радуница – радушие, т.е. готовность делать добро с радостью. Во-вторых, объявил, что он не просто представитель новокрестьянской поэзии, а «суровый мастер», причастный тайнам народного творчества, корнями проросшего в мифологические глубины. Ведь Радуница – день поминовения усопших, а в некоторых губерниях Радуницей называли всю первую послепасхальную неделю. В заглавии книги есть и еще один смысловой оттенок: радуница – радуга. Цветовая радуга в стихах Есенина – это и герб «Голубой Руси», и знак яркоцветности, и некий мост в мир невидимый – Божья дуга, соединяющая небо и землю, реальное и чудесное, конкретное с отвлеченным.

30 июля 1917 года Есенин женится на Зинаиде Николаевне Райх, рождается дочь, которой дает имя своей матери – Татьяна.

Осенью 1921 года Есенин знакомится с Айседорой Дункан, роман с которой оказался для Есенина гибельным. Дункан решила показать С.Есенину мир. Чуть больше года они путешествуют по Европе с заездом в Северную Америку.

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года С.Есенин покончил жизнь самоубийством.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» - одно из самых напевных стихотворений С.Есенина. Лирический герой стихотворения не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам; ему ничего не жаль в прошедшем.

Почти в точном соответствии фольклорному канону – особенностям построения лирической необрядовой песни – решена композиция стихотворения. Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину. Она объединена общим художественным заданием и сквозной рифмой в четных строках. За описательной частью следует монолог лирического героя (три последующие строфы). Лирический герой подхватывает и ведет главные образные темы описательной части, почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передает свое душевное состояние.

Есенин применяет такой композиционный прием, как ступенчатое сужение образа. Это такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой – от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, и с наиболее важным художественным заданием.

Шестая строфа – третья часть стихотворения, или кольцо. Кольцо – композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.

В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» - описательная часть; «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком» - кольцо).

Обращение «скажите так» вводит в подтекст еще один содержательный элемент – образ дальнего собеседника, незримо присутствующего.

Последнее двустишие – ключ.

 

Домашнее задание:

1. Прочитать стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не
бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…»,
«Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ,
ты моя, Шаганэ…».

2. Уметь анализировать стихотворение «Отговорила роща золотая…».

Литература

Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. – Л., 1973.

Белоусов В.Г. Сергей Есенин: Литературная хроника: В 2 ч. – М., 1969-1970.

Марченко Алла. Поэтический мир Есенина. – 2-е изд., - М., 1989.

Прокушев Ю.Л. Есенин. Образ, стихи, эпоха. – М., 1979.

Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.

Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».

Захаров А.Н. Поэтика Есенина. – М., 1995.

Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.; Издательство «Экзамен», 2004.

Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 [Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина]; под. ред. В.П. Журавлева. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 399с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: