Религии классового общества




Древним "естественно выросшим" религиям, которые были и остались до конца племенными или национально-государственными религиями, основоположники марксизма противопоставляли три так называемые "мировые" религии – буддизм, христианство и ислам. Это противопоставление очень существенно. "Мировые", или наднациональные, религии представляют собой сравнительно позднее и весьма своеобразное явление в истории религии. Вместе с ними впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой, политической связи. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения и языка, страны и подданства. Возникновение и распространение "мировых" религий было вызвано каждый раз очень редким стечением исторических условий.

Буддизм – самая ранняя по времени появления из "мировых" религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.

Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было. Первые письменные памятники – надписи царя Ашоки (3 век до н. э.) относятся ко времени, когда буддизм представлял собой сложившуюся религию, со своей оформленной церковной организацией, догматикой, традицией. Ранняя же история буддизма до эпохи Ашоки, известна исключительно по позднейшим буддистским преданиям. Придания, записанные в разные эпохи, составили с течением времени огромную буддистскую религиозную литературу.

В древнейших буддистских легендах рассказывается об основателе этой религии – Будде, как о реальном человеке, жившем около 6 – 5 вв. до н. э. на севере Индии и проповедовавшем там свое учение. Позднейшие, уже чисто фантастические предания говорят о Будде, как о великом божестве и рассказывают о чудесах, сопровождавших его земное рождение и жизнь, о предшествующих его воплощениях.

Один из самых неясных вопросов – вопрос о хронологии. Буддистские предания весьма по-разному определяют время жизни Будды: южные буддисты относят его примерно к 6 в. до н. э., северные дают разную хронологию, вплоть до фантастической цифры – 25 в. до н. э. (2420 г.). Сравнительно более надежная традиция южного буддизма позволяет предположительно решить этот вопрос.

Основу раннебуддистского мировоззрения составляют так называемые "четыре возвышенные истины", в открытии которых и состояло "просветление" будды Гауматы и которые он возвестил уже в своей первой бенаресской проповеди. Эти четыре истины: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания.

Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. "Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть страдание; разлука с милым есть страдание; не достижение желаемого есть страдание…" Причина страдания – привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда "ведёт от возрождения к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было.

Как же можно достигнуть этого уничтожения желаний? Этому учит последняя из " четырёх возвышенных истин". Она говорит о "восьмиричном пути", ведущем к прекращению страданий: это "праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание". Следуя этим "восьмиричным путём", человек достигает, в конце концов, совершенства: он становится архатом – святым и погружается в нирвану. Нирвана – последнее, идеальное состояние, к которому, по буддистскому учению, должен стремиться мудрец. Как бы то ни было, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным индийским воззрениям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живущего.

Эта вечная цепь перерождений называется у буддистов сансара. Она неотвратимо влечет всякое живое существо от одного перерождения к другому через сплошной ряд страданий. Смерть не избавляет человека от страданий бытия, ибо за ней следует новое рождение. Вырваться из этого дурного, мучительного круга сансары может только тот, кто через долгий ряд перерождение достигнет состояния архата – святого отшельника, познавшего истину. Перерождаясь, живое существо может принимать – как это утверждали и брахманисты – не только человеческую, но и любую другую форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Но высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в идеальное состояние нирваны. Сам Будда, как верят буддисты, прежде своего рождения в образе Гаутамы Шакьямуни прошел длинный ряд перерождений: он жил и на земле – в образе людей разных каст и профессий, и на небе – в виде того или иного божества, в том числе и самого Брахмы.

Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.

Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным.

Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться к злу, уклоняясь только от участия в нем.

Строгость практических моральных предписаний раннего буддизма требовала от последователей этого учения монашеского образа жизни. И в самом деле, ранние буддистские общины (сангха) представляли собой братства нищенских монахов (бикшу) и монахинь (бикшуни). В них принимались люди разных каст, однако, не все: туда не принимали рабов, солдат, преступников, должников; не принимали никого против воли родителей. Монашеский устав был строгий: члены общины не могли иметь никакого имущества, кроме простой одежды желтого цвета, они жили подаянием, ели один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия и т. д. Но не все последователи Будды могли или соглашались обречь себя на такие лишения; большинство их предпочитало оставаться в миру. Такие мирские приверженцы буддизма – упасака (женщины – упасика), то есть «почитатели», должны были соблюдать только минимальные пять запретов и сверх того делать пожертвования в пользу монашеской общины. Буддистское вероучение не только допускало существование таких мирских последователей Будды, но они были даже необходимы для буддистских общин, так как иначе им нечем было бы жить – ведь буддистские монахи сами не работали и кормились только подаянием.

Проповедь буддизма имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям разных слоев населения. Для городских классов – кшатриев и др. – буддизм был оружием борьбы против брахманской аристократии и ее привилегий, против кастовых стеснений. Угнетенным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и бедствий, буддистское учение указывало какой-то путь к избавлению от них, хотя бы и обманчивый, а ведь брахманская религия не давала и такого пути, ибо брахманы высокомерно презирали народ. Впрочем, члены низших бесправных каст, вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали некоторые человеческие права: к ним там относились как к равным. Поэтому уже одно то, что буддистская проповедь была обращена к народу, к простым людям, которых брахманизм вообще игнорировал, должно было привлечь народ к новому учению. Это учение не требовало также дорогостоящих жертвоприношений, сложных и обременительных обрядов. К этому надо прибавить то, что Будда Гаутама и его ученики проповедали народу на понятном разговорном языке (пракрите), а не на архаическом языке древних ведических гимном.

Основателем учения махаяны считается видный буддистский богослов Нагарджуна (1 в.), родом из Южной Индии, из брахманской касты. Махаянистское учение содержало в себе существенные новшества по сравнению с первоначальным буддизмом. Оно было несомненно большой уступкой брахманизму и отражало влияние брахманов, принимавших новую религию, но сохранявших многое из своего старого мировоззрения.

Махаянисты исходили из того, что основная идея буддистского вероучения – каждый человек может достигнуть нирваны только своими личными усилиями – налагает непосильное бремя на простого человека; этот узкий путь доступен только немногим; массе же народа нужен более легкий, широкий путь. Религия без бога или богов народной массе недоступна: верующим нужен бог или боги. И вот сам основатель буддизма Гаутама превратился для махаянистов из учителя мудрости в бога. Постепенно развился культ Будды. Возникло представление, что Будда Шакьямуни (Гаутама) – это лишь один из множества Будд. В число этих Будд включали брахманских богов, а впоследствии и богов других стран, где распространялся буддизм. Пантеон буддизма пополнялся также и за счет собственных святых – архатов. Постепенно число будд весьма увеличилось: имеется представление о 995 буддах – мироправителях, о 35 буддах, очищающих от грехов, и пр. В северобуддистских монастырях ныне нередко хранятся изображения 1000 будд. Наибольшим почитанием из будд пользуются: Шакьямуни – известный уже нам основатель вероучения; Майтрея – Будда грядущего мирового порядка; Ваджрапани – последний из тысячи будд; Мапджушри – мудрый; Адибудда – создатель мира; Амитабха – мистический владыка рая.

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Выше уже говорилось о проникновении буддизма на Шри-Ланке. Оттуда буддистские проповедники перенесли это учение в Бирму и Сиам (еще до 5 в. Н.э.), на острова Индонезии (с 5 в. Н.э.); в Индонезии буддизм вместе с брахманизмом продержался до 14 в., когда был вытеснен исламом (следы буддизма сохранились ныне только на острове Бали). Во всех названных странах буддизм распространялся еще в своей старой, хинаянистской форме; поэтому хинаяна стала позже называться южным буддизмом. В Китае, напротив, хинаянское вероучение, проникшее туда еще в 1 в. Н.э., не удержалось, и позже, особенно с 5 в., в Китае получил распространение уже махаянистский буддизм. Здесь он нашел для себя благоприятную почву и поделил влияние с местными религиями – конфуцианством и даосизмом. Из Китая буддизм в 4 в. Проник в Корею, а оттуда в Японию (6 в.). В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной религией – синтоизмом, в Корее – с местными культами и с конфуцианством.

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники – буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написано обширная религиозная литература: Ганджур – в 108 томах и комментарии к нему – Данджур – в 225 томах. Тибетские святые чтятся и южными буддистами. В каждом монастыре ежедневно совершаются хуралы (богослужения), в определенные дни устраиваются пышные праздники. Из них главные – цам (древний, и добуддистский по происхождению праздник) и круговращение Майтрей (будущего Будды). Во время цама устраиваются своеобразные священные пляски лам, наряженных в страшные и уродливые маски докшитов – чудовищ-демонов, которые должны отпугивать врагов веры.

Монахов в Буддистских странах очень много. Есть обычаи из каждой семьи посвящать в монахи (ламы) по крайней мере, одного мальчика. Есть и женщины – монахи, но их меньше. В Тибете число лам достигало четверти всего мужского населения страны. Часть лам живет в монастырях, часть – в миру. Монастырские ламы делятся на ранги: низший ранг – бандий (послушник), далее идут гецул, гелюнг, наконец, настоятель монастыря – ширетуй. Монахи делятся и по роду деятельности: ламы врачи, музыканты, учителя, служители, предсказатели и пр. особенно почетное положение занимали, ламы – хубилганы.

Пантеон буддизма, особенно северного, очень богат и сложен. Помимо собственно будды и бодхисатв разных наименований почитанием пользуются грозные божества догшиты – Махакала, Чжамсаран и др., разные буддистские святые, знаменитые ламы, особенно Цзонкава – основатель "желтошапочной" секты.

В настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. За исключением Вьетнама, где господствует учение махаяны, принесенное из Китая, во всех остальных странах Индокитая распространен хинаянистский буддизм с его разными сектами. В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. В Таиланде король считается главой буддистской церкви; все мужчины проходят обязательный стаж послушничества в монастыре; для этого государственные служащие получают даже 4-месячные оплачиваемый отпуск. Школы в стране находятся в руках буддистского духовенства. В Камбодже тоже каждый мужчина должен побывать послушником в монастыре. В Бирме буддизм составляет господствующую религию. Но часть населения придерживается других вероучений или чисто местных культов. На Шри-Ланке сингалы, составляющие большинство населения, – буддисты, а тамилы – индуисты.

В Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто национальным синтоизмом, образовав так называемые «новые религии», что не всегда можно с уверенностью сказать, какая секта основана на буддистском вероучении, какая - на синтоиском.

На почве широких демократических движений в странах Азии наметилась тенденция к сближению буддистских церквей и отдельных сект.

Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнений. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение. Но это было иллюзорное утешение. С самого начала буддистское учение своей проповедью терпения и непротивления злу отвлекало людей от борьбы за лучшую жизнь. Впоследствии же буддизм выродился в систему грубого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления масс верующих. Проникая в отсталые страны – Тибет, Монголию, Бурятию, – буддизм, правда, нес с собой элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Но образованность эта была только для немногих, для ламской аристократии. Собственно народу буддизм ничего не давал, кроме грубых суеверий. Несмотря на проповедь любви и благожелательности ко всем живым существам, буддизм никак не содействовал смягчению нравов.

Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом сплелась историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.

Сейчас христианство – самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 1024 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В буржуазной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. Одно ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия (начало 1 в. н.э.) и проповедовавшем свое учение; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы буржуазной исторической литературы.

Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства – его можно назвать буржуазно-антиклерикальным – ведет свое начало от просветительской литературы 18 в., точнее от Шарля Дюпюи. Этот предтеча мифологической школы, как известно, толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения; с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже солнечным богом. Когда в середине 19 в. стали лучше изучаться религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие ученые начали и в христианства открывать многочисленные совпадения с древними восточными культами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов – Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда делал и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали.

Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочинения – апокрифы и др.; произведения апологетов и других раннехристианских писателей.

Канонические новозаветные книги состоят, согласно церковной традиции, из следующих сочинений.

Четыре евангелия (греческое слово; буквально – благовестия): «от Матфея», «от Марка», «от Луки» и «от Иоанна»; это повествования о земной жизни основателя христианства Иисуса Христа, о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении.

Деяния апостолов, приписываемые апостолу Луке (мнимому автору третьего евангелия); это рассказы о деятельности первых проповедников христианства.

Послания апостолов, то есть письма к разным христианским общинам, в том числе 14 посланий, приписываемых апостолу Павлу, и 7 посланий других апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды).

Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова (якобы автора четвертого евангелия).

Таково церковное мнение об авторстве этих произведений. Церковь читает их боговдохновенными, то есть написанными хотя и людьми, но по внушению святого духа, а потому каждое слово их считается абсолютной истиной.

Другая категория раннехристианских памятников – неканонические сочинения; они хотя и не отвергаются церковью, но не считаются боговдохновенными. Это – апокрифические евангелия, которых было очень много, но большая часть их до нас не дошла, нередко они известны нам только по названиям.

Третья, наиболее надежная категория христианских источников – это сочинения апологетов (то есть защитников христианства от его литературных врагов) и отцов церкви.

К числу раннехристианских источников надо отнести археологические памятники: погребения (особенно в катакомбах Рима), надписи и др. Но все они относятся не ранее чем ко 2 в.

Идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя – вот основные идеи христианства.

Первые века христианства были наполнены ожесточенной борьбой идеологических направлений, в которых отразилась борьба разных классовых интересов. В ходе этой борьбы происходил постепенно и процессов формирования церковной организации, которая в значительной степени обеспечила христианству успех в его борьбе с другими религиями.

Особенно значительную роль в развитии христианской церкви сыграло усиление епископа. Из перечисленных должностных лиц епископы имели наибольшие шансы на преобладающие роль благодаря тому, что в их руках находились денежные средства.

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. В 4 в. принимают крещение готы и вандалы, в конце 5 в. франки. В 6-9 вв. христианство постепенно проникает к более отдаленным германским племенам (аллеманам, баварам, фризам, англосаксам и др.). В 9-10 вв. оно распространяется среди славянских народов. К 10 в. почти вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, проникшему в 4 в. вплоть до Кавказа (армяне, грузины), пришлось, однако, вести гораздо более трудную борьбу с зороастризмом, а с 7 в. с исламом, который почти преградил путь дальнейшему распространению христианства в странах Востока.

С эпохи великих открытий, с 15-16 вв., христианские миссионеры начинают разносить эту религию за пределы Старого Света, действуя не только крестом, но и огнем и мечом. К началу 20 в. христианство становится наиболее распространенной религией.

В начале 16 в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения – католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии, – Реформация. Реформация создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главным из них являются: лютеранство, получившее господство в Германии и Скандинавии, кальвинизм – в Швейцарии и Нидерландах, пресвитерианство – в Шотландии, англиканизм (епископальная церковь) – в Англии. Главные особенности учения всех протестантских церквей сводятся: к признанию «священного писания» единственным авторитетом в делах религии (в отличии от католицизма и православия, придающих большое значение «священному преданию», то есть авторитету церкви); к признанию «оправдания верой» (в отличии от католицизма с его учением о «добрых делах», то есть о пожертвованиях в пользу церкви); к признанию всего двух (а не семи) таинств - крещения и причащения, которые рассматриваются как акты, действующие только силой веры, а не автоматически, как у католиков.

Все эти принципы были направлены прямо против могущественного аппарата феодальной и централизованной католической церкви. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Разрушив церковную организацию, освободив страны Северной Европы от власти папства, Реформация передала эту власть в руки других сил: в Германии и Скандинавии (лютеранство) – в руки светских князей и королей, в Швейцарии и Нидерландах (кальвинизм) – в руки республиканской буржуазии, в Англии (епископальная церковь) – в руки централизованной монархии.

Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале 16 в. в ходе Реформации.

Термин «северная традиция» (протестантизм) вводится потому, что это направление христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и Северной Америки, хотя практически сегодня протестантские церкви распространены по всему миру. Термин «протестант» не является термином специальным, а сами участники Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами. Различные протестантские церкви принято классифицировать по деноминациями, т.е. по группам религиозных объединений с аналогичными принципами организованной структуры и вероучениями вне зависимости от того, автономны они или объединены на национальном, религиозном или международном уровне. Один из отцов Реформации – Мартин Лютер. Основателем, теоретиком и практическим политиком кальвинизма был Жан Кальвин (1509 – 1564), французский теолог, вынужденный эмигрировать в город-государство Женеву.

Ближе других протестантских церквей как по организационной структуре, так и по доктрине к Римско-католической церкви стоит Англиканская церковь. В культовой практике Англиканской церкви сохранены многие элементы латинской традиции христианства. Основы англиканской догматики и обрядности содержатся в Книге общих молитв – официальном сборнике молитв и литергических предписаний, принятом в 1549 г. религия буддизм протестантизм католицизм православие ислам

Англиканская церковь является государственной, ее глава – английский монарх (король или королева) назначает по рекомендации комиссии епископов; примасом (с лат. – первенствующий) церкви является архиепископ Кентерберийский. Поскольку самостоятельные англиканские церкви действуют в 16 странах, то с целью придания межцерковным контактам постоянного характера один раз в 10 лет в Лондоне проводятся Ламбетские конференции, в работе которых участвуют англиканские епископы.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий.

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. – универсальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с 3-4 вв. стали называть себя епископы Рима.

Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католических монастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местной феодальной власти.

Народы Западной Европы обращались в христианство массами, всем сообществом сразу, поэтому Римско-католическая церковь развивалась как церковь целого народа, целого государственного образования.

Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и Африке привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии, ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных и зависимых странах.

Папа активно способствует процессу европейской экономической и политической интеграции, пропагандируя христианские корни и общие христианские культурные ценности Европы.

Римско-католическая церковь остается уникальной для современного мира иерархической структурой, в которой сложно и причудливо переплелись религиозные, экономические, политические и социальные элементы. Ни одна христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права и практической политики.

Существующими отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства остаются следующие. К числу принципиальных межхристианских разногласий относится то, что эта традиция признает исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца (как в православии), но и от Бога-Сына. Кроме рая и ада, католики признают существование чистилища, где судьба умершего грешника может быть изменена.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка). Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Католицизм распространен теперь в большинстве стран Южной и Западной Европы: он целиком господствует в Португалии, Испании, Италии, Ирландии, Бельгии, Австрии, Польше, почти целиком во Франции, Венгрии, Чехословакии, в северо-западных частях Югославии (словенцы, хорваты), преобладает в ФРГ (южные и западные районы), в Северной Албании; есть католики в Швейцарии, в Англии. Из внеевропейских стран католичество доминирует в странах Латинской Америки, много католиков в США, в Канаде (франкоканадцы); немало обращенных миссионерами в католичество в разных странах Африки, Азии, Океании.

В Восточной и Юго-Восточной Европе укрепилось греко-православное (православное) вероисповедание, распространившееся из Византии. Православия придерживаются до сих пор греки, болгары, сербы, черногорцы, большая часть македонцев, румыны. В России, куда христианство проникло в10 в. (крещение Руси при князе Владимире, 988 г.), православие стало господствующей, официальной религией. Кроме русских, белорусов, украинцев, православие было также религией молдаван, карелов, коми, мордвы, большей части мари, удмуртов и народов Сибири. На Кавказе - грузин, части осетин, абхазов и др.

В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви, Римской, возглавляемой одним первосвятителем - папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас национальный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.

Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели «аллилуйя» не три, а два раза, писали не «Иисус», а «Исус» и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, на казнь, на самосожжение.

Ислам. Третьей (самой поздней по времени возникновения) «мировой» религией является ислам или мусульманство. Это одна из распространеннейших религий: приверженцев ее насчитывается около 800 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные – в подавляющем большинстве.

Ислам зародился в Аравии в 7 веке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освещается письменными источниками. По мусусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман. Для изучения раннего ислама Коран – важнейший источник.

Наиболее краткая формула, содержащая основную суть учения Мухаммеда, – нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником – пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздание за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные будут гореть в геенне.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходности. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит.

Как проста догматика ислама, также просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог (закят) в пользу бедных, фактически в пользу духовенства; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце – рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

В современном мире ислам занимает второе место в мире по численности последователей (более 800 миллионов человек); большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан и др.). В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существует и целая сеть международных исламских организаций, действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, часть – в политике, некоторые – в сфере экономики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 90-е годы прошедшего века произошли кардинальные изменения в политико-экономической и социальной жизни страны, серьезным образом изменившие ее конфессиональную сферу. Упразднение ограничений свободы вероисповедания привело к значительному количественному росту религиозных объединений в стране.

В последнее пятилетие религиозная ситуация в России определяется следующими тенденциями. Бурный рост создаваемых в начале 90-х годов (после принятия закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990г.) конфессиональных образований сменился общей стабилизацией их численности, свидетельствующей о "выработки пласта" новообращенных людей.

Однако число новых религиозных движений продолжает увеличиваться за счет неослабевающей поддержки их со стороны религиозных зарубежных центров. Происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где экспортируемый из стран арабского мира "ваххабизм" подпитывает идеологию политического и социального протеста, особенно среди молодежи из малообеспеченных общественных слоев.

Продолжают иметь негативное восприятие обществом новых религиозных организаций, как отечественного происхождения, так и распространившихся в России в результате миссии из-за рубежа.

Со стороны российских граждан поступают многочисленные жалобы в связи с прозелитизмом Свидетелей Иеговы (406 организаций), общества Сознания Кришны (77 общин), Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормонов (51), Церкви Христа (25), отдельных харизматических течений, а также Церкви Последнего Завета (Виссариона) (10 общин) и Саентологической церкви, которая при официально зарегистрированной 1 организации имеет многочисленные религиозные группы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Христианство/ В. Трошин, Н. Добротина, Р. Фатыхов, В. Назаров. – Н. Новгород, 2002. – 432 с.

2. Карташова, О. В. Православие и западное христианство. / О. В. Карташова, П. В. Лопатин, 2005. – 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: