Проезд перекрестков
Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые. При этом регулируемый перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. Не регулируемый перекрёсток, это перекрёсток на котором включен желтый мигающий сигнал, светофора или светофор не работает, отсутствует регулировщик.
В свою очередь, нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на две категории – перекрёстки равнозначных дорог и перекрёстки неравнозначных дорог. При этом ещё и на перекрестках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.
К этому следует добавить, что кроме традиционных перекрёстков есть ещё и перекрестки с круговым движением.
Порядок движения через все перекрёстки подчиняется всего-то трём общим принципам.
Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь три правила (общих для всех типов перекрёстков).
Первое общее правило.
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешеходов, не вызывает никаких сомнений.
И пусть вас не смущает тот факт, что здесь нет ни знаков, ни разметки, обозначающих пешеходный переход. На перекрёстках пешеходы могут пересекать проезжую часть по линиям, продолжающим линии тротуаров (или линии обочин).
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке.
|
Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам.
Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым.
По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам.
Только не стойте сейчас у стоп-линии - вам же горит зелёный. Въезжайте на перекрёсток, и уже там, на перекрёстке, уступайте дорогу пешеходам.
Правила, формулируя первое общее требование, не забыли и о велосипедистах
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
То есть, если велосипедисты двигаются не просто по краю проезжей части, а именно по специально выделенной для них велосипедной дорожке, тогда, как и в случае с пешеходами, абсолютно не важно, какой здесь перекрёсток – регулируемый или нерегулируемый, и какая у кого дорога – главная или второстепенная.
На всех перекрёстках, поворачивая налево, водители обязаны уступать дорогу велосипедистам, двигающимся со встречного направления по велосипедной дорожке.
Точно так же и поворачивая направо, водители обязаны уступить дорогу велосипедистам (двигающимися по велосипедной дорожке).
А если велосипедной дорожки нет, тогда со встречным велосипедистом разбираемся так же, как и с любым водителем – руководствуясь сигналами светофора, знаками приоритета и принципом помехи справа.
|
А при повороте направо, если велосипедной дорожки нет, водители обязаны занять крайнее правое положение так, чтобы правее уже никто не мог двигаться (даже велосипедист).
Второе общее правило.
Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано.
А если на перекрёстке пересекаются многополосные дороги, то такое неграмотное поведение водителей неизбежно заканчивается полным коллапсом.
Поэтому Правила и содержат такое требование - если водитель красного автомобиля намерен двигаться прямо, то в данной ситуации он обязан остановиться до перекрёстка и стоять до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.
Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках.
И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать.
И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал (а на пересекаемой дороге автомобили стоят у стоп-линий) тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.
Но можно двигаться когда на перекрёстке Вы намерены повернуть или развернуться.
Третье общее правило.
|
При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой
по принципу «помехи справа»,а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в сборнике ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно.
Начнём с перекрёстков равнозначных дорог.
Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог.
Итак, что касается очерёдности проезда, то на любом перекрёстке действует одно и то же универсальное правило:
При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой по принципу помехи справа,а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Перекрёсток равнозначных дорог – это самый демократичный из всех перекрёстков. Здесь нет ни светофоров, ни знаков приоритета, а значит, все участники движения имеют равные права на проезд. Вот и применяйте наше третье правило без каких-либо уточнений и оговорок.
Намереваясь проехать перекресток в прямом направлении, Вы должны:
1. Проехать перекрёсток первым.
2. Уступить дорогу только трамваю.
3. Уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю.
Ну, трамваю то, понятно, уступаем. А как разберемся с легковым автомобилем? Сейчас ни у нас, ни у него помехи справа нет, и мы оба можем продолжать движение.
Мы въедем на перекрёсток и притормозим или даже остановимся, чтобы пропустить трамвай.
Водитель встречного легкового автомобиля тоже въедет на перекрёсток, но в процессе поворота налево он получит помеху справа.
Этой помехой справа для него станем мы. И вот там, где она (помеха справа) возникнет, то есть на перекрестке, водитель встречного автомобиля должен будет уступить нам дорогу.
При движении прямо Вы:
1. Имеете преимущество.
2. Должны уступить дорогу только мотоциклу.
3. Должны уступить дорогу только автомобилю.
4. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.
Сейчас помехи справа нет только у грузового автомобиля, и только он может начать движение.
Но в процессе поворота налево (или разворота) водитель грузовика получит помеху справа.
Этой помехой справа для него станет Ваш автомобиль. И вот там, где она (помеха справа) возникнет, то есть на перекрестке, водитель грузовика остановится, чтобы уступить Вам дорогу (напоминаю – проблесковый маячок жёлтого цвета не даёт преимущества в движении!).
При этом грузовик, въехав на перекрёсток, перестанет быть помехой справа для мотоциклиста, и мотоциклист поедет.
После мотоциклиста можете начинать движение Вы – теперь у Вас нет помехи справа.
Последним покинет перекрёсток грузовик.
Следовательно, Вы уступали дорогу только мотоциклисту, строго в соответствие с принципом «помехи справа».
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
1. Уступите дорогу только мотоциклу.
2. Проедете перекрёсток первым.
3. Уступите дорогу только легковому автомобилю.
На перекрёстках равнозначных дорог водители определяют очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа». Сейчас для Вас помеха справа – легковой автомобиль. Вот и уступайте ему дорогу. И больше никому.
Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?
1. Проедете перекрёсток первым.
2. Уступите дорогу автомобилю.
Сейчас мотоцикл для Вас помеха справа. И если бы Вы двигались прямо, то должны были бы уступить ему дорогу. А если бы поворачивали налево или разворачивались, то должны были бы уступить дорогу ещё и встречному автомобилю.
Но Вы поворачиваете направо, и траектория Вашего движения не пересекается ни с кем из них.
Если водитель встречного автомобиля будет поворачивать налево (или разворачиваться), то в этом случае траектории движения могут и пересечься.
Но для Вас это мало что меняет - по принципу «помехи справа» преимущественное право проезда у Вас. Так что и в этом случае можете смело поворачивать направо.
Точно так же преимущественное право проезда будет у Вас, если мотоциклист надумает развернуться (всё по тому же принципу «помехи справа»).
Поэтому на перекрёстках равнозначных дорог можно всегда смело поворачивать направо!
При въезде на перекрёсток Вы:
1. Имеете преимущественное право на движение.
2. Должны уступить дорогу только мотоциклу.
3. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.
Перекрёсток с круговым движением. Знаков приоритета нет и, следовательно, это перекрёсток равнозначных дорог.
И, следовательно, очерёдность проезда устанавливается по принципу «помехи справа».
И, следовательно, Вы имеете преимущество, а они оба должны уступить Вам дорогу.
При жёлтом мигающем сигнале светофора Вы должны:
1. Проехать перекрёсток одновременно со встречным автомобилем.
2. Уступить дорогу гужевой повозке.
3. Остановиться и продолжить движение только после включения зелёного сигнала светофора.
Если светофор переведён в режим жёлтого мигающего сигнала, значит, перекрёсток стал нерегулируемым. Знаков приоритета тоже нет. Следовательно, сейчас это перекресток равнозначных дорог.
А на таком перекрёстке, руководствуясь принципом «помехи справа», Вы должны уступить дорогу только гужевой повозке. И в данной ситуации уступать дорогу больше никому не надо.
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
1. Выехав на перекрёсток, уступите дорогу встречному грузовому автомобилю и завершите поворот.
2. Уступить дорогу обоим грузовым автомобилям.
Знак не оставляет никаких сомнений - это перекрёсток равнозначных дорог. Руководствуясь принципом «помехи справа», при повороте налево Вы должны уступить дорогу обоим автомобилям.
Вы намерены развернуться. Ваши действия?
1. Развернётесь первым.
2. Выедете на перекрёсток и, уступив дорогу автомобилю, завершите разворот.
Представим на секундочку, что Вы не разворачиваетесь, а поворачиваете налево. В этом случае траектории не пересекаются, и оба одновременно могут приступить к движению.
И даже если водитель синего автомобиля надумает повернуть налево (или развернуться), он должен будет уступить Вам дорогу, руководствуясь универсальным принципом «помехи справа».
Так что поворачивать налево в данной ситуации Вы можете смело.
Однако если Вы намерены развернуться, тогда в конечной фазе разворота синий автомобиль станет для Вас помехой справа, куда бы он не двигался.
Так что в данной ситуации, совершая разворот, вы обязаны уступить дорогу синему автомобилю, руководствуясь всё тем же универсальным принципом «помехи справа»
Кто первым проедет перекрёсток, если все намерены двигаться прямо?
1. Вы одновременно с троллейбусом.
2. Грузовой автомобиль.
3. Правила эту ситуацию не регламентируют. Водители должны определить очерёдность по договорённости.
Наконец, возможно такое – на перекрестке равнозначных дорог съехались сразу четыре транспортных средства, и всем надо прямо, и у каждого есть помеха справа. Ситуация патовая – никто не может приступить к движению.
В Правилах по поводу этой ситуации нет ни слова. Поэтому разбирайтесь с очерёдностью проезда сами. Последним покинет перекрёсток «самый опытный и самый вежливый».
Попутно отмечу, что если на этом перекрёстке будет наблюдаться постоянное интенсивное движения, то здесь обязательно поставят либо светофоры, либо знаки приоритета.